Рецензия на «Мир юрского периода 2»
Скажу сразу, воспоминания о первом «Мире» 2015 года вызывают во мне лишь ненависть и тоску. Для меня эта картина стала своеобразным гимном творческому бессилию и антикреативу (отсюда и включение в топ киноразочарований). Казалось бы — такой шанс проявить фантазию на полную, создать мир еще более чарующий и жуткий, чем в оригинальной трилогии, используя всю мощь современной графики, дополняя ее с качественной аниматроникой. Но вместо этого нам вынесли выкидыш, где не было ни одной свежей идеи, ни одной живой строчки диалога. Там был идиотский сюжет, двухмерные персонажи, нестрашные и невпечатляющие динозавры и, как вишенка на торте из экскрементов апатозавра, там был Индоминус Рекс.
Ящер, заявлявшийся как вершина творческой мысли генетиков, неостановимая машина смерти, которую долго не показывали в трейлерах и дразнили воображение — как же будет выглядеть тварь, которую безумные ученые сварили в кипящем котле генома таких разных динозавров… оказалось, что ничего страшнее ТиРекса художники придумать не смогли, поэтому это тупо ТиРекс, просидевший месяц на диете из кокса. Он худой, у него крокодилья пасть, но и все на этом — это раптор-переросток. Большего разочарования от центрального для произведения дизайна существа я не получал, наверное, никогда. Ни крыльев, ни щупалец, ни шести лап, ни рогов — я утрирую, но зачем надо было обещать придумать преемника ТиРекса и выставлять в итоге эту беспомощную поделку, я не знаю.
Сложно было представить фильм, в котором не работало бы такое зашкаливающее количество элементов, фильм настолько коммерческий, напрочь лишенный всякой магии оригинала. И несмотря на все это, он оказался в топе. Отсюда и захлестывающая тоска — если мы голосуем кошельком за такое, жди беды.
И беда пришла — в виде сиквела, во многом еще более бредового и лишенного фантазии, чем оригинал. Неожиданностью оказалось то, что посреди неработающих элементов и полного отсутствия логики новому режиссеру удалось вставить ряд хорошо поставленных сцен, которые за счет проработанности и мелких нюансов действительно способны увлечь и погрузить в эту глупую, но каким-то образом уже не настолько бестолковую и тошнотворную картину.
Безусловно, на моей оценке сказались предельно заниженные ожидания, я был сильно удивлен, когда после крайне слабого и бесконечно нудного начала фильм смог все же увлечь меня масштабной экшен-сценой. В трейлере она выглядела как очередной бесполезный парад пикселей, но режиссер сумел растянуть ее, насытить деталями и переживанием за персонажей.
В принципе, это единственная сильная сторона картины — более-менее продуманный и выстроенный экшен/саспенс. Например, когда героям нужно чего-то добиться от накачанного снотворным динозавра в тесном контейнере, они не просто справляются с этим за минуту и бегут дальше — мы видим, как они замирают в нерешительности, как придумывают план действий, как все идет не по плану и им приходится изобретать новый план на ходу. Вот эта погруженность в момент, ощущение реального времени, мелкие, но важные и интересные, добавляющие фактурности, решения героев, и позволяют подобным сценам приблизиться к пряткам на кухне от рапторов в первом фильме.
Правда, это единственный аспект оригинала, который «Миру 2» удается худо-бедно воспроизвести. Нет тут уже ни эпичности «Парка», ни пафосных прелюдий к вау-моментам вроде дрожи воды в стакане, ни ощущения путешествия во времени.
Ведь оригинальный «Парк» поражал не столько наличием динозавров, мы проваливались в их мир, в их юрский период, видели другую Землю по сути, а это цепляло куда сильнее бродящих по нашему скучному миру ящеров.
Первый «Мир», несмотря на то, что там мы тоже видели парк и динозавров в естественной среде, впрочем, тоже абсолютно не создавал эффекта «их мира», «путешествия к центру Земли», он так был засижен старбаксами и смартфонами, что умудрялся действительно подать динозавров как рутину, на что сам и жаловался по сюжету. Ему не удалось сколько-нибудь успешно воссоздать ни одного аспекта картины Спилберга, поэтому тот факт, что сиквел удовлетворительно копирует хотя бы часть того богатого полотна — уже прорыв для франшизы.
Первый «Мир» был феноменален еще и потому, что умудрился высосать всю харизму даже из Криса Пратта. Его Оуэн был плоским и мертвым персонажем, несмотря на потенциал. Вроде не просто двухбитный вояка, а дрессировщик динозавров, которому действительно не плевать на подопечных — из этого можно было выжать потрясающего героя, но вышла лишь бледная тень.
Здесь эта тень немного обретает объем. Нет, чуда не происходит: как и весь фильм, проработанность персонажей лишь немного всплывает со дна, но все же нельзя не признать, что смотреть на Пратта здесь приятнее и забавнее, чем в первой картине. И не только в эпизоде а-ля «ДиКаприо из Волка с Уолл-стрит», а на протяжении всей картины. Его спутница тоже раздражает куда меньше и даже подает признаки живого человека время от времени, даже с какой-то внутренней сложностью (момент с кнопкой в конце был действительно неожиданным и сильным с точки зрения арки персонажа).
И все же, повторюсь, чудес ждать не стоит. То, что сиквел хоть где-то проявляет проблески талантливой проработки деталей, не спасает его от вторичности и лавины бреда каждого второго сюжетного решения.
Создатели все дальше уходят от реализма и логики, но если первая картина шагала прочь семимильными шагами без особой цели — просто в пустыню идиотизма с кактусами фейспалмов, — то здесь от здравого смысла отказываются в угоду стилизации. Ради создания ощущения «дома с монстрами» и аллюзий на явно дорогие сердцу режиссера старые фильмы про вампиров и чудовищ, историю загоняют в необычный и не слишком подходящий ей сеттинг.
Да, с острова мы убираемся довольно быстро и большую часть фильма бегаем по огромному особняку. Бегаем от динозавров. По особняку. Это настолько же бредово, насколько вам представляется. Если безумным волевым усилием абстрагироваться от дикости подобного решения, можно получить удовольствие от грамотно поставленных (пусть и нелепых с точки зрения логики даже самих динозавров) саспенс- и экшен-сцен. Это фантасмагорично и даже отчасти красиво, из-за чего фильм напоминает экранизацию сна ребенка, который перечитал книг про доисторических ящеров.
Итог
Как развлекательный фильм «Мир Юрского периода 2» работает с затянутыми пробуксовками. Часть сюжетных линий состоят целиком из филлера, штампов и дичайшей тягомотины, которую становится невыносимо глотать. Тут есть раздражающие персонажи, поражающие своей нелепостью и стереотипностью — как для 2018-го, например, негр-компьютерщик, орущий как девочка от любого скрипа. Есть злодеи настолько двухмерные, что при каждом их резком движении боишься, что они порвутся. И, наконец, тут есть своя вишенка — Индоминус 2 с еще более нелепым названием. Очередное гениальное творение дизайнеров, которое достигает немыслимого — оно выглядит еще тупее и нелепее Индоминуса. Тварь вышла еще более мелкой, скучной и похожей на обычного раптора, который давно не стриг когти. Она даже невидимой не становится, сплошной даунгрейд.
По эпичности и размаху фильм уступает и оригиналу Спилберга, и первому «Миру», тут все очень камерное, тихое, напряженное. Это дает ряд неплохих сцен, но многим попросту не хватит масштаба, ощущения эпика. Динозавров в естественной среде обитания тоже мало, поэтому и путешествия в волшебный мир вы не почувствуете.
Дыр в сюжете и логике поведения персонажей тут столько, что даже упоминать в этом ревью «неудобные вопросы» уже боязно. К фильму попросту опасно приближаться с какими-то умозрительными инструментами серьезного анализа.
И все же «что-то в этом есть», сиквел не настолько бесполезен, как первый фильм, не настолько безвозвратно бездушен. Тут присутствуют сильные моменты, качественно поданные сцены, интересные детали, заставляющие прошептать: «Ах, вот как? Любопытно…», и даже чуть ожившие герои. Но все это плавает в океане такого же шлака, каким был весь первый «Мир».
Я не скажу, что этих элементов достаточно, чтобы всерьез советовать вам идти на фильм, но, если вас занесет на сеанс волей судьбы, вы, скорее всего, сможете найти в нем удачные элементы, которые позволят не заскучать и не сойти с ума от общих сумбура и ахинеи.
Читать дальше: Мнение Дениса Варкова