Рецензия на «Миллиард» — масштабный российский фильм-ограбление
Днем владелец крупного банка Матвей Левин отнекивается от без конца появляющихся детей (еще вернемся к этому) и беспощадно увольняет подчиненных, а ночью — кутит с очередной проституткой. Чтобы лишние руки не добрались до его многомиллиардного состояния, банкир оформил все имущество на своего (почти) партнера (Дмитрий Астрахан).
Но тот неожиданно умирает, и за его наследством из-за границы приезжает дочь (Марина Петренко). Левин с умной заменой бесхребетного совладельца делиться, конечно же, не хочет, и та, в свою очередь, разузнав о хитрой схеме сохранения денег, выкидывает эгоистичного олигарха на улицу. Но, как водится, есть и ключ к спасению — в европейском филиале его банка лежит расписка, согласно которой состояние можно вернуть. Осталось только в этот банк проникнуть. Тут-то герой и вспоминает о своих многочисленных сыновьях, появившихся на свет благодаря тому, что в 1990-х сперму Левина активно продавали в одном из медицинских центров.
На берегу надо бы договориться, что «Миллиард» — кино не реалистическое, это скорее сказка, разработанная в духе любимых зрителем «Друзей Оушена». Поэтому неудобных вопросов, которых при просмотре может возникнуть целая туча, лучше картине не задавать. Соответственно, нужно рассматривать эту хлипкую, но притягательную историю в рамках придуманного создателями художественного мира, в котором есть место искусственным и ненатуральным вещам, например, откровенно фантастическому ограблению, во время которого возможен душещипательный разговор о семейных ценностях.
К сожалению, этой оговоркой возможные претензии к новой ленте режиссера «Духlessʼов» (кстати, «Миллиард» местами заимствует эстетику фильма с Данилой Козловским) Романа Прыгунова не исчерпываются. Чего создателям уж точно нельзя простить, так это несколько бездумное обращение к мировой практике.
Так, часть сцен буквально скопированы у названных ранее «Друзей Оушена» (вспомнить хотя бы знаменитый кадр с Кэтрин Зета-Джонс в шляпе, русификацией которой здесь выступила Петренко), или жанрово схожего «Малыша на драйве», или даже неожиданного «Волка с Уолл-стрит», — в общем, список можно продолжать. Понятным ходом было бы сюжетное или идейное заимствование, но такое, — то есть формальное — не только кажется странным, но и на порядок удешевляет и без того скромный «Миллиард».
Но вместе с тем в банке картины есть и несколько золотых слитков. Так, сложно не увидеть сильную мужскую (и, увы, кране бедную женскую) актерскую составляющую. Помимо очевидных достижений (читать как Владимира Машкова), довольно крепкими получились работы молодых Григория Калинина, Федора Бавтрикова и (часто талантливо играющего в спектаклях Константина Богомолова) Павла Чинарева, воплотивших в себе вновь обретенную Левиным семью. Не влюбиться в карикатурных психолога-адепта секты, программиста-неудачника и сумасшедшего поставщика оружия действительно не получится.
Кроме того, так как у фильма практически не получается быть комедией (да и непонятно, хотел ли он этого вообще), особо ценными становятся удачные сатирические находки. Особенно ярким пятном оказывается сцена пробного ограбления, где герои надевают на себя маски до боли известных нам людей (например, Романа Абрамовича или Бориса Ельцина). Остроты, вытекающие из этого фарса, лишний раз убеждают, что (несколько злобное) чувство юмора российские кинематографисты окончательно не растеряли.
Да и вообще, смотреть фильм Прыгунова довольно приятно. Пусть в «Миллиарде» нет сильной драматургии, или новых (ну хотя бы в контексте нашей страны) слов в жанре, он цепляет непосредственностью и легкостью, которой так не достает критикам и зрителям, слишком много (или наоборот — мало) требующим от очередного «шедевра» российского кино.
Вот зачем эту блондинку постоянно снимают? Она абсолютно не умеет играть, просто с деревянным лицом ходит в каждом фильме, в абсолютно каждой сцене одинаковая.