Рецензия на «Хана Соло: Звездные Войны. Истории»
Видеомнение Максима Иванова
После выхода четвертого фильма про далекую-далекую галактику за авторством Disney, уже тянет оглянуться назад и прикинуть, что мышиный дом сделал с нашей любимой франшизой. Картина получается предельно странная. Однозначным провалом это вроде не назовешь, но и уверенности в светлом будущем «Звездных войн» происходящее не добавляет. Фильмов явно будет много — это уже ясно. Радоваться ли этому — черт знает.
Все четыре вышедшие картины были далеки от идеала и имели каждая свои специфические минусы, зачастую весьма внушительные. «Пробуждение Силы» было насквозь вторичным, «Изгой-Один» хаотичным, «Последние Джедаи» противоречивыми (мягко говоря), а «Хан Соло» оказался попросту никаким.
Как ни странно это признавать, но из всей четверки самым сильным и наиболее соответствующим нашим представлениям о «Звездных войнах» остается именно «Пробуждение». Не в последнюю очередь из-за того, что ее сюжет, герои и атмосфера были полностью слизаны с «Новой надежды». И все же, фильм Абрамса, ввергший меня в депрессию на премьере, сейчас выглядит колоссом по сравнению с преемниками. Там чувствовалась магия «Звездных войн» (ворованная, замшелая, но магия), сильное ощущение космического приключения и сказочного эпоса. Ни в одном из трех следующих фильмов этого уже не было.
Каждый из них пытался сделать что-то свое и как-то отойти от формулы, хотел добавить своей краски в изначальную палитру Лукаса и проваливался в этих попытках, создавая просто среднее кино с кучей крайне спорных поворотов, — не самостоятельное, и не идеально вписывающееся во франшизу.
То, что у Disney выходит в супергеройской линейке с Marvel, здесь почему-то не прокатывает — вставка новых элементов и новых жанров слишком сильно отводит фильм от оригинального стиля и ощущения.
Кто-то скажет, что все из-за того, что Кэтлин Кеннеди — не Кевин Файги, она просто не справляется с задачей такого масштаба. Может, дело в том, что ей приходится достраивать махину, порожденную совсем другим человеком и другой эпохой сорок лет назад. Может, в том, что космический эпос Джорджа Лукаса изначально был построен так, что ничего кроме вечной истории о «герое с тысячью лиц» в нем и не работает, поэтому остается лишь рассказывать одну и ту же архетипичную сказку раз за разом.
Как бы то ни было, итоговая четверка выглядит удручающе и «Соло» смотрится на данный момент самым проблемным ребенком.
И дело, как ни странно, вовсе не в производственном кошмаре — чисто технически фильм выглядит вполне рабочим, он нормально смотрится, сюжет более-менее связен и каких-то откровенных провалов, которые можно свалить на смену режиссера, выделить не выходит. Он выглядит бедно прежде всего по самой задумке, по амбициям, по направлению мысли.
Предыстории, пресловутые ориджины и приквелы, снимаются для того, чтобы обогатить некий материал, насытить его новыми деталями, а в идеале — и придать новый смысл, дать новое прочтение. Приквелы Лукаса я все еще не готов назвать хорошими фильмами, в них множество минусов, но они с каждым годом и каждым новым фильмом Disney выглядят все более каноничными и сильными.
В них были ужасные диалоги, скучный политический трендеж (не вся политическая линия вообще, а конкретные сцены), плохая актерская игра (Энакина в частности), дурацкий юмор, неудачные изменения канона (мидихлорианы), перенасыщение световыми мечами на экране до уровня рейв-дискотеки и много чего еще. Red Letter Media больше трех часов прекрасно это все разбирала.
Но все же, если не пытаться мучить себя пересмотром, а просто вспомнить всю трилогию — история-то интересная.
Масштабная, трагичная, смелая и не повторяющая оригинальную трилогию (там много рифмующихся сцен, но сама история абсолютно о другом). И главное — эти приквелы справились со своей задачей, обогатили мир и изменили наше представление о некоторых героях.
Дарта Вейдера уже воспринимаешь иначе, его характер стал глубже и богаче. Оби Вана воспринимаешь иначе, даже Лею, видя ее прообраз в Амидале. О Йоде и говорить нечего, его образ точно стал куда сложнее в таком контексте — настолько, что видеть в нем лишь гремлина-балагура из «Империи» теперь кажется неуместным, лишь с его историей из приквелов мы получаем настоящего мастера-джедая, который поплатился миром в галактике за потерю бдительности.
Так вот, новые приквелы, «Изгой» и «Соло», с этими задачами не справляются. Они не добавляют практически ничего нового в любимую вселенную, а то, что добавляют, зачастую лучше было бы не добавлять вовсе.
У «Изгоя» есть один нюанс — персонажи там новые, незнакомые, и практически не имеющие привязки к нашим любимым героям, это персонажи на один фильм. Но оправдание это или минус сам по себе — тоже вопрос.
«Изгой» вроде отвечает на вопрос «а как именно планы Звезды Смерти» попали в руки повстанцев? А вот так. «Соло» так же берется за подобную задачу и отвечает на целый ряд вопросов, которые неизвестно, задавал ли вообще кто-нибудь: А как к Хану попали эти проклятые золотые кости, а как он получил «Сокол», а что за Kessel run такой и почему 12 парсеков — это так впечатляюще?
Ответы мы получаем, нам показывают все эти вещи и многие другие ключевые для героя моменты, но развернуты они так скудно, что ничего нового этот разворот не добавляет. Раньше у нас была лишь фраза, теперь за ней есть история с деталями, но эффект от нее ровно тот же, что был от одной фразы, если не меньше, потому что теперь нет даже налета загадочности. И все из-за того, что за всеми этими «ответами» не чувствуется какой-то особой работы мысли и творческих усилий.
А как он получил корабль? А, не знаю, допустим, выиграл. А во что? Э-э-э, ну назовем это «сабакк». А на что похожа эта игра, какие там правила? Сдаюсь, дальше думать лень, поэтому это будет тупо покер, окей? Хорошо, карты сделаем шестиугольными — достаточно накреативил? Пойду дальше долбиться коксом.
Погодите, а кости золотые при чем? Мы думали, он их хранит, потому что они и принесли ему победу в решающей партии. Нет, кости вообще ни при чем, в сабакке не используются и в игру не вступают. Он просто как таксист-индус таскает с собой везде этот брелок и вешает его на лобовуху каждой тачки, которую водит.
Пока это были отдельные фразы в оригинальной трилогии, непроработанность и «взятость с потолка» этих деталей была допустима — бросовая реплика, шут бы с ней. Но когда вы делаете из этого фильм, это смотрится уже откровенно скучно. Мало того, что картина вообще не пытается придумать свое яркое приключение, так еще и считает, что посредственная визуализация статей из «Вукипедии», нанизанных на нить банального сюжета, сама собой достойна нашего внимания и имеет право называться фильмом во вселенной «ЗВ», более того — ориджином одного из главных персонажей.
Беда в том, что Disney издеваются над франшизой двумя крайностями одновременно, то оседлывая ее как Йода — Люка и высасывая всю ностальгию из каждой детали старых фильмов вместо того, чтобы добавлять нечто свое («Пробуждение», «Соло»), то пытаясь строить новое, буквально сжигая (дерево), выбрасывая (меч Энакина) и протыкая световыми мечами (Хан, Сноук) все, что относится к предыдущим фильмам и объявляя это ненужным мусором.
Ребята из RLM задолго до первого трейлера «Соло» записали прекрасное видео с предсказаниями его сюжета и деталей (я теперь с нетерпением жду их нового ролика со злорадным «мы угадали больше половины»), сбылось из которого действительно очень многое.
Впрочем, это неудивительно — они следовали простой логике, угадав, что Disney не придумает ничего лучше, кроме как взять все известные о Хане Соло детали и показать моменты их формирования. Знаменитый бластер ему подарит его ментор, знаменитый корабль он выиграет у Лэндо, знаменитую Дугу Кесселя он пройдет на наших глазах.
Они даже предполагали, что в приквеле расскажут что-то псевдозначимое и о знаменитых штанах с полоской, знаменитом жилете и знаменитом шраме. Просто возьмут все, у чего есть ностальгическая ценность, все узнаваемое, и будут это безыдейно, но упорно доить. Именно так все и вышло. Про жилет и штаны с полоской не рассказали, правда (простите за спойлер!), но надо же что-то и на «Соло 2» оставить.
В общем, мы видим локации со знакомыми названиями, видим моменты, которые раньше лишь описывались парой фраз, но ничего особого эта компиляция флэшбэков не дает, а характер Соло за всю историю не обрастает новыми подробностями, не углубляется. Более того, он перевирается и отчасти обесценивает того героя, что мы встречаем в забегаловке на Татуине.
Попробуйте после просмотра представить, что смотрите оригинальную трилогию и после ключевых фраз про дугу или выигранный в карты «Сокол», Лукас бы вставил флэшбэками эпизоды из «Соло», раскрывающие эти конкретные моменты.
Насколько сильный вышел бы сбой в ритме повествования, насколько резким — перепад атмосферы, насколько уместными вообще смотрелись бы такие вставки. Просто на уровне «а зачем это показывать, разве это интересно?». Ну, выиграл и выиграл — проехали.
Фишка в том, что снимать кино про все эти поворотные (и не очень) моменты имело в одном случае — если ты можешь сделать из них нечто крутое, оживить и насытить смыслами и собственными небольшими историями, сделать чем-то самостоятельным. Если же ты не заходишь дальше, чем-то, как эти события представлял себе средний фанат, то какой в этом смысле? Это даже не «Доширак» по питательности, это вода от «Доширака».
#NotMyHan
Мне уже начало казаться, что фильм называется не «Хан Соло», а просто «Соло» (в оригинале, это у нас в локализации он с именем), потому что это вообще не Хан. Это некий Люк Соло.
И нет, дело даже не в сомнительном кастинге и игре актера. Олден Эренрайк действительно ни на секунду не воспринимается как молодой Хан Харрисона Форда, и его игру не залили дерьмом по большей части по двум причинам. Первое — он и не пытается подражать Форду и копировать всю его мимику (лишь в паре моментов — со средними результатами), второе — в контексте этой истории его герой выглядит вполне органично. Правда непонятно, какое отношение этот парень имеет к Хану и когда он передаст корабль настоящему владельцу.
Даже если бы актера подобрали лучше, предыстория Соло из этого все равно получилась бы такая себе — потому что герой прописан плохо уже в сценарии. Это просто другой архетип, который гораздо ближе к Люку, чем к Хану.
Оказывается, Хан в юности был добряком, который пойдет на все ради любви, это не простодушный фермер Скайоукер, но уходит он от него недалеко. При просмотре попробуйте прикинуть в паре моментов — в кого вырастет этот самонадеянный недотепа — в прожженного уголовника Хана или в добросердечного Люка.
Молодой Соло показан наивным, постоянно переоценивающим свои силы и выглядящим нелепо. При этом у него нет ни харизмы Форда, ни его мужественности, ни уверенности в себе, за которой реально что-то стоит. Да, он уже изворотлив и часто пытается решить ситуацию неумелым, но бойким враньем, но на этом сходства кончаются. Там, где реальный Хан уже просчитал бы оппонента, этот может только хлопать глазами.
Вы можете сказать, что это все списывается на его молодость, он мол показан до того, как стал прожженным контрабандистом. Но тут такое дело — он вырос сиротой в трущобах Кореллии, побирушка-воришка, которых стаями прибирали к себе синдикаты и требовали большую часть их добычи как плату за кров. Нам показывают эти трущобы, показывают других сирот, не гнушающихся отбирать добычу у других детей.
Теперь смотрите — в оригинальной трилогии мы встречаем Хана в баре на Татуине и со временем узнаем, что это крайне недоверчивый, циничный и изворотливый проныра, который не верит ни в сказки о Силе, ни в подвиги и борьбу за правое дело, даже в любовь. В нем еще есть свет, и Люк с Леей заставляют его изменить своему кредо и совершить все-таки подвиг, который выглядит впечатляюще и неожиданно именно потому, что до этого Хан был крайне прагматичным эгоистом.
Соединяем точки — логично, что с таким детством Соло не мог вырасти другим. Оно идеально объясняет и недоверчивость, и эгоизм, и презрение к идеалам, сказкам и надеждам на хорошее. Жизнь с малых лет кормила его дерьмом, вокруг были такие же отчаявшиеся, голодные и жестокие дети, поэтому вполне логично, что Хан стал таким. Он сродни Джин Эрсо в этом плане — тоже тяжелое детство, сиротство и аллергия на идеалы.
Окей, что делает фильм? Он игнорирует логику и показывает Хана вполне себе идеалистичным и полным надежд. А значит, Соло скурвился вовсе не из-за тяжелого детства.
Может, нам покажут момент перелома в фильме — он переживет некую трагедию и откажется от веры в людей? И снова нет. Хан в конце выглядит абсолютно таким же, как в начале, какой-то значительной перемены характера в нем не заметишь. Так что нам в итоге дает картина?
Она показывает неправдоподобно доброго и положительного героя, не объясняя ни то, как он сохранил столько светлого в душе при таком детстве, ни того, как позже лишился этого всего перед встречей с Люком. Это отложили на сиквел приквела?
Персонаж настолько не похож на Хана, что многие уже предложили — надо было снимать этот же фильм, но не называть персонажа Соло, он все равно не имеет с ним ничего общего, кроме форсированных сюжетных привязок к знакомым персонажам и моментам. Но раз и на ориджин Соло люди не слишком горели желанием идти, то на историю о каком-то безымянном нищем контрабандисте не пошел бы вообще никто.
Студия вроде собирается сделать фильм о Лэндо, и причина делать и смотреть его одна — Дональд Гловер. Его потрясающая харизма и попадание в образ могут вытащить фильм. Если бы о планах на сольный фильм Лэндо заявили до выхода «Соло», никто бы не понял такой ход. Кому сдался Лэндо? Но теперь пойдут не на Калриссиана, пойдут на Гловера. У «Соло» такой фишки нет — идти на Эренрайка нет смысла. Он здесь средний как полено в палате мер и весов.
После «Соло» я решил сравнить его с предыдущим новым приквелом и включил «Изгоя» — выключить его оказалось сложно.
Общее впечатление от него все же осталось не такое хорошее, со временем я понял, что перехвалил его в рецензии и, по сути, «Изгой» довольно плохо написан, персонажи вышли слабо проработанными, а общий сюжет — переусложненным, «Неудобные вопросы» к нему пришлось бы писать неделю — к счастью, тогда мы еще не завели этот формат.
Но как же отлично он смотрится, особенно на контрасте с «Соло». Синематография, которую некоторые так хвалили в «Джедаях» и даже с чего-то в «Соло», именно тут, на мой взгляд, лучшая во франшизе. Потрясающие старательно сконструированные кадры, отлично подобранные фактурные локации, атмосферные декорации.
Но главное — смотрится все это куда более интересно, потому что история не настолько клишированная и банальная, в каждой сцене есть какое-то напряжение, интересная динамика, подтекст, дополнительный слой.
В «Соло» ничего этого нет, все крайне прямолинейно, банально и до боли предсказуемо, даже «твисты» сюжета сможет предсказать любой зритель, задумавшийся о происходящем отвлеченно хоть на секунду. Напряжения нет, потому что мы знаем, что все герои выживут. Да, мы знаем это в большей части фильмов, — протагониста убивают не так часто — но обычно создателям удается создать ощущение опасности и напряжения хотя бы в конкретном моменте. Мы рефлекторно опасаемся за героев до того, как успеваем понять, что ничего серьезного им не грозит.
Здесь же нагнать атмосферу близкой гибели не выходит совершенно. Мы знаем, что уцелеет Хан, Чуи Лэндо, «Сокол» и даже конкретные предметы вроде стола с голографическими «шахматами» и треклятых золотых игральных костей.
Так какой смысл смотреть фильм, если он перевирает собственного главного героя, не рассказывает ничего нового и интересного ни о нем, ни о мире, не захватывает собственной историей и не вызывает ярких эмоций? Разве что для галочки, чтобы вычеркнуть все фильмы во франшизе и не оставлять белых пятен.
Что касается других героев — тут тоже негусто. Кира в исполнении Кхалиси вышла довольно безынтересной, Драйден Вос Пола Беттани смотрится неплохо, пока не задумываешься о том, что главный злодей фильма во вселенной «Звездных войн» — обычный мафиозный босс. Женоробот L3-37 поначалу смотрится интересно, но затем быстро вырождается в карикатуру, KS-2O тоже вроде постоянно использовался как генератор забавных ситуаций, но выглядел свежо и естественно, а его смерть ощущалась чуть ли не трагичнее всех остальных.
«Элтри» же делают каким-то полуироничным рупором SJW, и как персонаж она всерьез не воспринимается. Да и маловато ее в фильме.
Лэндо хорош, но его тут тоже не так много. Он вроде часто в кадре, но как активное действующее лицо он проявляет себя лишь в паре сцен — вот там за Гловером действительно интересно наблюдать, в остальных же сценах он выполняет роль мебели. Он-то как раз обладает харизмой взрослого Лэндо, сыгранного Уильямсом, и ненароком задумываешься о том, что даже Гловер в роли Хана справился бы лучше. Да, черный Соло. С возрастом мог побелеть, как Майкл Джексон. Внешнее сходство все равно и у Эренрайка не особое, так хоть харизма была бы.
Вуди Харрельсон в роли временного ментора Хана вызывает те же мысли — он тоже харизматичнее, мужественнее Эренрайка и смотрится интереснее. Вот только арка его героя считывалась уже по трейлеру, неожиданностей, кроме заметных за километр, тут ждать не стоит, в остальном же персонаж состоит из пары черт, как и все остальные. Вряд ли он кому-то запомнится.
Чубакка вышел действительно хорошо и приятно, что тут у него больше влияния на происходящее, наверное, самое светлое пятно картины, но общая унылость хоронит под собой и проблески фана от мохнатого коврика.
Если вы надеялись, что экшен и графон вытянут картину, дав насладиться ей хотя бы как тупым, но ярким зрелищем, то нет, и тут все не так гладко. Первая большая экшен-сцена с поездом, показанная в трейлере, выглядит так же нелепо, как звучит. Ограбление поезда в мире космических полетов на сверхсветовых скоростях. Окей.
Само наличие поезда еще можно более-менее объяснить, но когда поезд грабят в вестерне, он представляет собой вершину технологической мысли изображаемого мира, — это сосредоточие его сокровищ, здесь же это смотрится как похищение продуктовой тележки. Очень сложно завестись эпичностью происходящего.
Креатив сцены кончается на идее двустороннего вертящегося поезда, больше ничего интересного от нее не ждите. Все по дефолту, без особых идей и рисков. Но самое паршивое, что все это ограбление, по сути, ничего в сюжете не меняет и не двигает, поэтому и запомнится вряд ли. Оно ничего не решило, это просто бытовая сцена из жизни пиратов/контрабандистов, не особо зрелищная и напряженная к тому же.
В итоге, «фильм, о котором никто не просил» (серьезно, 38% — рейтинг ожидания на томатах, 59% процентов положительных отзывов зрителей — он недалеко ушел от скандальных «Джедаев», чей зрительский рейтинг успел рухнуть уже до 46%) вышел таким, как и ожидали. Невзрачным, серым (и буквально тоже — серо-коричневая палитра надоест вам довольно быстро), скучным, предсказуемым до мелочей, поражающим унылыми диалогами и выводящий из себя откровенным фетишизмом: пятнадцать крупных планов золотых игральных кубиков, чтобы точно никто не пропустил, и аналогичные насильные вставки другой ЗВ-меморабилии и музыки из оригинальной трилогии, чтобы зрители не забывали, что это все же «Звездные войны», а то не слишком похоже.
Смотрится картина как эпизод сериала — проходной, набитый филлером и затравками на будущие эпизоды, ничего не дающий сам по себе, не меняющий героев и не показывающий каких-то ключевых для мира событий.
Да, номинально, снято это дороже сериала, но по уровню проработки сценария, качеству диалогов и заботе о создании мощной самостоятельной истории здесь все как раз на телеуровне. И сделано все так, что продолжение смотреть уже не хочется совершенно.
Disney отчаянно ищет способы, которыми можно выдоить франшизу, игнорируя самые очевидные. Приквелы Хана, Лэндо и Фетта. Окей, но почему не начать с Кеноби или Йоды, людей, которые хотя бы делали нечто значимое для этого мира, глобальное, а не просто где-то потихоньку подворовывали и грабили караваны. Начали вроде вводить героев из расширенной вселенной — но почему начинать не с любимцев фанатов? Почему до сих пор не ввели в фильмы Асоку Тано, Эзру и Кейдена, Галена Марека? Мару мы, видимо, и впрямь никогда не увидим, но остальные-то в каноне по идее.
Disney заказала Джонсону новую трилогию, не связанную с событиями основной саги, но при этом она не о Старой Республике? Почему? Зачем игнорировать столь богатый пласт, который фанаты давно хотят увидеть на большом экране? Дайте нам Ревана, Плэгаса, Трауна. Нет, мы получаем предысторию Хана, в которой нет ничего интересного или значимого для вселенной.
Единственное потенциально любопытное — его учебу в Имперской Академии и взгляд на систему изнутри — фильм игнорирует и тупо перескакивает в своем хронометраже. Безусловно, время в академии куда меньше повлияло на становление Хана, чем ОГРАБЛЕНИЕ ПОЕЗДА.
Есть даже теория, что студия специально приберегает более очевидные темы для фильмов на черный день. Мол, как только мы совсем просядем и растеряем все доверие аудитории — тогда мы заманим их обратно Старой Республикой и прочими вкусностями.
Итог
Так или иначе, каждый решает для себя — интересно ему посмотреть на экранизацию всем известных моментов юности Хана или нет. Фильм более-менее смотрится, поэтому если ваш энциклопедический интерес довольно высок, то вперед. Отмороженные фанаты все равно не смогут просто так пропустить фильм франшизы, и я это прекрасно понимаю, но тут остается лишь сжать зубы и терпеть. Вопрос только в том, сколько еще проживет подобный подход.
Сколько еще студии нужно выпустить откровенно пустых и беззубых фильмов, чтобы даже фанаты начали спокойно относиться к мысли, что есть части киновселенной «ЗВ», на которые они спокойно могут не пойти и не потерять сон. На чем мы сломаемся и сдадимся? На приквеле о бурном романе Маз Каната и Взломщика?
Если вы обычный зритель, который хочет сходить на зрелищный блокбастер — можно попробовать, но на общем кинофоне история тоже выглядит блекло, как и в контексте собственной вселенной. Она скучная и лишена реальных ставок, поэтому и обычным зрителям ее без опаски не посоветуешь.
Больше о «Хане Соло»
- Первый трейлер
- Разбор первого тизера
- Марк Хэммил о своих впечатлениях после просмотра трейлера
- Критики остались в восторге от «Хана Соло: Звездные войны. Истории»
- Понравился ли Харрисону Форду фильм «Хан Соло»?
- Мнение Максима Иванова
- Самые интересные пасхалки из «Хана Соло»
- Как появилось камео в финале «Соло» — и почему это портит весь франчайз