Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Рецензия на фильм «Свистуны» — румынских «Джентльменов» с мафией и Игги Попом

На этой неделе в российский прокат выходят «Свистуны» (The Whistlers) — новая картина Корнелиу Порумбойю. Рассказываем, как режиссер преимущественно авторского кино, один из главных представителей «румынской новой волны», сделал динамичный, жанровый фильм для широких зрительских масс.
На этой неделе в российский прокат выходят «Свистуны» (The Whistlers) — новая картина Корнелиу Порумбойю. Рассказываем, как режиссер преимущественно авторского кино, один из главных представителей «румынской новой волны», сделал динамичный, жанровый фильм для широких зрительских масс.

Конечно, новая лента Гая Ричи вышла позднее этого фильма Порумбойю, представленного в конкурсе Каннского кинофестиваля 2019 года. Однако хочется верить, что в коллективном бессознательном румынский и британский постановщики нашли невидимую точку пересечения.

«Свистуны» — яркий пример жанрового кино, а никак не узколобый артхаус, как могут ошибочно посчитать зрители, не знакомые с фильмографией румына. Да, предыдущие работы Порумбойю — авторское, неторопливое кино, выстроенное преимущественно на диалогах. Однако в «Свистунах» Корнелиу решил отступить от привычных рамок и удивил как критиков, так и поклонников своего творчества.

Оригинальное название картины «La Gomera» дано фильму по имени острова на Канарах, где происходит часть событий. На перрон пристани одного из островов в сопровождении композиции The Passenger Игги Попа — музыка в фильме еще не раз обратит на себя внимание — ступает офицер румынской полиции Кристи. Это Влад Иванов, знаковый актер румынского кино, засветившийся и у теперь уже «оскароносного» Пона Чжун Хо в постапокалипсисе «Сквозь снег».

Он здесь, чтобы выучить язык свиста «сильбо» — реально существующий язык местного населения, который появился ввиду географических особенностей местного ландшафта. Пока доберешься друг до друга, преодолевая холмы, горы и водные преграды меж островами — потратишь кучу времени. «Проще просвистеть», — решили поселенцы, ведь свист легко преодолевает и шум, и расстояние. Да и от неугодных ушей, не знакомых с «сильбо», естественная защита. Им кажется, будто это птицы поют.

Рецензия на фильм «Свистуны» — румынских «Джентльменов» с мафией и Игги Попом

Повествование разворачивается постепенно, но с долей хаоса. Как и Гай Ричи в «Джентльменах», Корнелиу Порумбойю не любит последовательную логику. Но в отличие от британца, использующего прием ненадежного рассказчика, румынский постановщик просто отделяет новых персонажей друг от друга с помощью глав, раскрывая их в отдельных мизансценах.

В деле изучения свистящего языка, помимо Кристи, замешана как мафия, так и полиция. Герой оказывается меж двух огней, а к середине хронометража появляется и любовная линия, которой суждено разыграть собственную партию в этом переплетении судеб.

Места действия будут перебивать друг друга, из Бухареста мы отправимся на Канары и обратно. Рассказчика в лице Хью Гранта, как в «Джентльменах», под рукой не окажется, так что во время просмотра придется ни на что не отвлекаться, дабы собрать все ниточки воедино к финальной развязке.

Лихо закрученный сюжет в совокупности с объемными, многослойными персонажами — важны даже герои на втором плане, хотя казалось бы — повышают градус драматизма с каждым новым, не всегда предугадываемым твистом. Примечательно, что Порумбойю в своем жанровом криминальном аттракционе не забывает и о пасхалках для отъявленных синефилов, коим, конечно, является и сам румынский кинематографист.

По количеству отсылок «Свистуны» вполне могли бы посоревноваться с блокбастером Marvel «Мстители: Финал». Здесь и говорящие имена персонажей, отсылающие к неонуару 1940-х (как, например, Гилда в исполнении Катринель Марлон), и шпионские интриги в духе фильмов про агента 007, и аллюзия на «Психо» Хичкока, и оперные баллады из «Сказок Гофмана» и «Свадьбы Фигаро».

Корнелиу Порумбойю, породивший в начале 2000-х одним из первых «румынскую новую волну», в конце 2010-х показал миру, что румынская кинематография — не только постсоветская, медлительная рефлексия по ушедшему Николае Чаушеску, но и остроумная жанровая динамика, ничуть не уступающая современным голливудским режиссерам.

В отличие от прежних творений Корнелиу, которые, как в целом все произведения «румынской новой волны», не отличались успешной кассой даже внутри Румынии, «Свистуны» — птица иных масштабов.

Рецензия на фильм «Свистуны» — румынских «Джентльменов» с мафией и Игги Попом

Ленту, снятую без большого по европейским меркам бюджета, закупили для проката и в Европе, и в Штатах, и в Великобритании. Уникальность фильма в том, что он напрочь стирает местами устаревшую к 2020-му году границу между развлекательным и интеллектуальным кино.

«Свистуны» ставят условный знак равенства между человеком, пришедшим в кино развлечься после тяжелого трудового дня, и человеком, пришедшим смотреть фильм, дабы выцепить из него интересные образы, формы и мысли, а после поразмышлять над ними.

Пытаясь оставить серый румынский соцреализм в прошлом, в одном из эпизодов фильма Порумбойю устами своей героини иронизирует над национальной кинематографией. «Здесь ничего нового давно не снимают, режиссера застрелили», — бросает между делом Магда, начальница Кристи, накануне подготовки спецоперации.

Играя на ожиданиях публики, которая уже 20 лет ждет от румынского кино привычной напыщенной серьезности, режиссер преподносит аудитории ровно противоположное — легкий, динамичный детектив с мафией, коррупцией, юмором и кровавыми разборками в духе «Криминального чтива» Квентина Тарантино.