Рецензия на фильм «Свистуны» — румынских «Джентльменов» с мафией и Игги Попом
Конечно, новая лента Гая Ричи вышла позднее этого фильма Порумбойю, представленного в конкурсе Каннского кинофестиваля 2019 года. Однако хочется верить, что в коллективном бессознательном румынский и британский постановщики нашли невидимую точку пересечения.
«Свистуны» — яркий пример жанрового кино, а никак не узколобый артхаус, как могут ошибочно посчитать зрители, не знакомые с фильмографией румына. Да, предыдущие работы Порумбойю — авторское, неторопливое кино, выстроенное преимущественно на диалогах. Однако в «Свистунах» Корнелиу решил отступить от привычных рамок и удивил как критиков, так и поклонников своего творчества.
Оригинальное название картины «La Gomera» дано фильму по имени острова на Канарах, где происходит часть событий. На перрон пристани одного из островов в сопровождении композиции The Passenger Игги Попа — музыка в фильме еще не раз обратит на себя внимание — ступает офицер румынской полиции Кристи. Это Влад Иванов, знаковый актер румынского кино, засветившийся и у теперь уже «оскароносного» Пона Чжун Хо в постапокалипсисе «Сквозь снег».
Он здесь, чтобы выучить язык свиста «сильбо» — реально существующий язык местного населения, который появился ввиду географических особенностей местного ландшафта. Пока доберешься друг до друга, преодолевая холмы, горы и водные преграды меж островами — потратишь кучу времени. «Проще просвистеть», — решили поселенцы, ведь свист легко преодолевает и шум, и расстояние. Да и от неугодных ушей, не знакомых с «сильбо», естественная защита. Им кажется, будто это птицы поют.
Повествование разворачивается постепенно, но с долей хаоса. Как и Гай Ричи в «Джентльменах», Корнелиу Порумбойю не любит последовательную логику. Но в отличие от британца, использующего прием ненадежного рассказчика, румынский постановщик просто отделяет новых персонажей друг от друга с помощью глав, раскрывая их в отдельных мизансценах.
В деле изучения свистящего языка, помимо Кристи, замешана как мафия, так и полиция. Герой оказывается меж двух огней, а к середине хронометража появляется и любовная линия, которой суждено разыграть собственную партию в этом переплетении судеб.
Места действия будут перебивать друг друга, из Бухареста мы отправимся на Канары и обратно. Рассказчика в лице Хью Гранта, как в «Джентльменах», под рукой не окажется, так что во время просмотра придется ни на что не отвлекаться, дабы собрать все ниточки воедино к финальной развязке.
Лихо закрученный сюжет в совокупности с объемными, многослойными персонажами — важны даже герои на втором плане, хотя казалось бы — повышают градус драматизма с каждым новым, не всегда предугадываемым твистом. Примечательно, что Порумбойю в своем жанровом криминальном аттракционе не забывает и о пасхалках для отъявленных синефилов, коим, конечно, является и сам румынский кинематографист.
По количеству отсылок «Свистуны» вполне могли бы посоревноваться с блокбастером Marvel «Мстители: Финал». Здесь и говорящие имена персонажей, отсылающие к неонуару 1940-х (как, например, Гилда в исполнении Катринель Марлон), и шпионские интриги в духе фильмов про агента 007, и аллюзия на «Психо» Хичкока, и оперные баллады из «Сказок Гофмана» и «Свадьбы Фигаро».
Корнелиу Порумбойю, породивший в начале 2000-х одним из первых «румынскую новую волну», в конце 2010-х показал миру, что румынская кинематография — не только постсоветская, медлительная рефлексия по ушедшему Николае Чаушеску, но и остроумная жанровая динамика, ничуть не уступающая современным голливудским режиссерам.
В отличие от прежних творений Корнелиу, которые, как в целом все произведения «румынской новой волны», не отличались успешной кассой даже внутри Румынии, «Свистуны» — птица иных масштабов.
Ленту, снятую без большого по европейским меркам бюджета, закупили для проката и в Европе, и в Штатах, и в Великобритании. Уникальность фильма в том, что он напрочь стирает местами устаревшую к 2020-му году границу между развлекательным и интеллектуальным кино.
«Свистуны» ставят условный знак равенства между человеком, пришедшим в кино развлечься после тяжелого трудового дня, и человеком, пришедшим смотреть фильм, дабы выцепить из него интересные образы, формы и мысли, а после поразмышлять над ними.
Пытаясь оставить серый румынский соцреализм в прошлом, в одном из эпизодов фильма Порумбойю устами своей героини иронизирует над национальной кинематографией. «Здесь ничего нового давно не снимают, режиссера застрелили», — бросает между делом Магда, начальница Кристи, накануне подготовки спецоперации.
Играя на ожиданиях публики, которая уже 20 лет ждет от румынского кино привычной напыщенной серьезности, режиссер преподносит аудитории ровно противоположное — легкий, динамичный детектив с мафией, коррупцией, юмором и кровавыми разборками в духе «Криминального чтива» Квентина Тарантино.