Рецензия на фильм «Приди ко мне». Тяжелая женская доля и усыпляющая медитативность
Неоднократная обладательница наград Берлинского кинофестиваля Малгожата Шумовска сняла очень женское кино, которое, благодаря умело смонтированному трейлеру, можно принять за фильм ужасов, что будет фатальной ошибкой, которая может испортить весь просмотр.
Картина рассказывает о коммуне, базирующейся где-то в лесах Ирландии. Во главе ее стоит Пастырь (Михиль Хаусман), который организовал в своей коммуне четкую иерархию, разделив всех женских особей на жен и дочерей. Но дочерям не долго ходить в этом статусе и синем одеянии, ведь они взрослеют, а как только это наступает, то Пастор обеспечивает им повышение. Благодаря которому их униформа становится красного цвета, а обязанности увеличиваются.
По своей сути это история взросления девушки Сэлы (Рэффи Кэссиди), которая вскоре должна вступить в ряды жен Пастора. Чем ближе подходит час, тем сильнее ее одолевают сомнения. И еще больше они начинают ее одолевать, когда полицейские выгоняют их с места обитания, заставляя отправиться в небольшое путешествие. Там порочная натура Пастора проявляется еще больше.
Собственно, об этом и фильм. Демонстрация омерзительного патриархата, репрессий женщин в этом маленьком мирке коммуны. Пастор — отражение классического лидера культа и собирательный образ отвратительного мужика.
Лицемерное существо, самый настоящий грешник, обладатель гарема, который умудрился мастерски промыть мозги своей пастве. Еще одна вариация Дэвида Кореша — лидера секты «Ветвь Давидова». Ох уж эти лидеры культов. Морочат головы слабым духом людям. Заставляют смотреть на себя, как на божества. И почему-то очень любят, чтобы все женщины общины были их наложницами.
В картине нам показывают различные запреты и ущемления прав женщин, которые словно рабыни пашут на благо своего лидера, пока тот расслабляется. Чтобы потом зачитать очередную проповедь в минималистичном храме, представляющим из себя множество нитей, окутывающих близлежащие деревья, отделяя их от остального мира.
Но сама проблема доминации над женщинами здесь не получает нового раскрытия. И самое обидное, что даже в хорро- ключе. Приписывать такой жанр, как хоррор этой картине — очень странное решение. Многие это подхватили, но абсолютно непонятно почему.
Это драма в духе «Рассказа служанки», где есть несколько неприятных эпизодов, но к хоррору это не имеет никакого отношения. Картине чудовищно не хватает напряжения. Постоянные наезды камеры не делают сцену страшнее. Вот смотрит героиня в окно на пастора с женщиной, камера медленно наезжает, наезжает, пастор медленно засовывает пальцы в рот женщине, конец. Понятно, что создатель хотела сказать, но бытовые кошмары мы видим во всех жанрах, разве за наличие таких сцен мы нарекаем их хоррорами?
Не надо заваливать кишками и литрами крови экран, не надо даже монстров и тому подобного. Умело выстроенная атмосфера может сделать хоррор и без всего вышеперечисленного. Достаточно вспомнить «Ведьму» Эггерcа. А здесь этого просто нет.
Понятная история о том, как в стаде завелась паршивая овца, прозревшая и увидевшая повелителя в его истинном облике. Она возжелала снять пелену с глаз своих сестер, ведь революция должна свершиться. Деспотичный правитель и поборник прав отправится туда, куда должен был уже очень давно.
Из положительных сторон стоит отметить хорошую картинку, на которой запечатлена прекрасная природа. Понравилось, что в некоторых сценах нарушена хронология, что добавило немного динамики. Рэффи Кэссиди растет как актриса. Она еще в «Убийстве жертвенного оленя» себя хорошо проявила. И точно будет развиваться. Но на этом положительные моменты заканчиваются.
В противовес идет усыпляющий медитативный темп, избитые идеи, которые неоднократно были пережеваны, а также слишком минималистичная хоррор составляющая.
Здесь постарались отобразить всю историческую несправедливость по отношению к женщинам. Собрали все отрицательное в одном мужском персонаже, который одурманил бедняжек. Довел до того, что они действительно считали, что так и должно быть. Лишил их свободы воли.
«Приди ко мне» — хорошо снятая, но безумно скучная артхаусная драма о тяжелой женской доле в коммуне, где под гнетом патриархата зарождается революция.