Рецензия на фильм «Битва за Землю»: социальная драма о пришельцах в духе «Района № 9»
Для начала важно сказать, что российское название фильма вводит в заблуждение. Дело в том, что в фильме нет никакой битвы за Землю. Он рассказывает совершенно о другом — о борьбе с системой, которую помогли построить инопланетные захватчики. Оригинальное название фильма — Captive State — дословно можно перевести как «Захваченное государство», и оно идеально отражает то, что вы увидите в картине.
Но, очевидно, что в прокате проще продать фильм с намеком на войну с пришельцами (видимо, чтобы вызвать ассоциации с «Днем независимости» и похожими картинами), поэтому название обманывает своего зрителя, обещая ему динамичный экшен — на деле же это социальная драма в духе «Района № 9».
«Битва за Землю» — история о Чикаго, который после вторжения пришельцев и порабощения планеты, полностью взят под контроль. За жителями следят, им вживляют особые чипы, позволяющие отследить местонахождение в любой точке города, но при этом все равно есть группировка повстанцев, желающих бросить вызов системе и попытаться показать другим городам и странам, что люди способны противостоять пришельцам.
Сценарий фильма был написан режиссером Рупертом Уайаттом совместно с Эрикой Бини, и при просмотре складывается впечатление, что в изначальной задумке было так много материала, что его с легкостью хватило бы на мини-сериал, посвященный местной попытке восстания против пришельцев. Но картина представляет собой фильм, который идет всего 109 минут, но при этом утомляет зрителя так, словно хронометраж на несколько часов больше. (Возможно, дело в том, что сериал с точно такой же концепцией уже был снят и выдержал 3 сезона — он назывался Colony, — ред.)
Все дело в количестве действующих лиц. В центре истории двое братьев — Гэбриэл и Рэйф Драммонды (Эштон Сандерс и Джонатан Мэйджорс). Один из них оказался в числе повстанцев, из-за чего к другому брату повышено внимание со стороны полиции и офицера Уильяма Маллигана (Джон Гудман) — десять лет назад, до вторжения пришельцев, он дружил с отцом Драммондов, поэтому и пытается помешать Гэбриелу пойти тем же путем, что и его брат.
Каждый из персонажей связан еще с десятком, и в картине пытаются хотя бы немного времени уделить каждому. Из-за этого в некоторых моментах вообще нет Драммондов и Маллигана, но именно они — центр истории. Все остальные в сюжете скорее выступают инструментами для движения героев от одного эпизода к другому, от решения к поступку и так далее. Опять же — формат мини-сериала исправил бы этот недочет, позволив раскрыть каждого «сюжетного» героя. Но увы.
При этом «Битва за Землю» повторяет типичную ошибку голливудских фильмов и работает по принципу «известных актеров берут на роли второго плана».
Уже в начале картины становится очевидно, что один из персонажей, имя исполнителя которого есть на постерах к картине, сыграет важную роль, а не просто появится в камео. И когда этот твист все же происходит, то он не работает так сильно, как мог бы, если бы персонажа сыграл неизвестный широкой публике актер.
Из-за переизбытка сюжетных линий фильм несколько хаотичен. Режиссер пытается уместить очень много в короткий хронометраж — хотя картина при этом крайне убедительна. Она наглядно показывает, как полиция, вынужденная сотрудничать с пришельцами и отчитываться перед ними, держит под контролем все районы города и следит за выполнением приказов.
Глобальная слежка здесь показана в мельчайших деталях — от подозрительных взглядов соседей, готовых настучать в органы, до досмотров подозрительных лиц на улице.
При просмотре даже становится немного не по себе, ведь все это сатира на реальные практики подобной политики, в том числе и в нашей стране. Глобальная слежка, запугивание населения, закручивание гаек, обыски в домах подозреваемых в подпольной деятельности — фильм крайне реалистично показывает, как полиция готова на радикальные меры, чтобы переловить всех членов повстанцев. Атмосфера при этом напоминает чем-то Сити-17 из Half-Life.
Экшена в фильме немного, но он ему не особо и нужен. Как говорилось выше, это картина не про действие, а про атмосферу и эмоции. И на второе хорошо работает не только наглядное представление жестокого контроля общества, но и практически полное отсутствие самих пришельцев.
Их почти не показывают в фильме, но каждое появление представляет захватчиков в отличном от прошлого варианта дизайне (экономия бюджета в сюжете обыграна хорошо). То есть они разнообразны, делятся на различные виды — это не конкретная раса, пришедшая поработить людей, это полноценное общество, в котором есть разные типы живых существ, и у них есть свои потребности в ресурсах и рабочей силе — они и привели их на Землю.
Фильм рассказывает историю достаточно просто и ее во многих местах можно предугадать (вспомните, что я говорил про известных актеров на второстепенных ролях), но финал все же впечатляет. Все вопросы о большом количестве героев в картине отпадают в конце, потому что становится ясно, что все это было частью одного большого плана, начатого очень давно. И это действительно работает на эмоции.
На мой взгляд, в этом заслуга Джона Гудмана, потому что его персонаж кажется совершенно типичным и скучным ровно до финала картины — там он преображается, выдавая нечто на уровне своей игры в «Кловерфилд, 10».
Заслуживает ли просмотра «Битва за Землю»? Определенно, но вам нужно быть готовыми к тому, что картина не жалеет своего зрителя, заваливая его сюжетными линиями, подробностями истории и социально-политическими аспектами мира. Если вы будете невнимательны, то в финале у вас будет много вопросов. Но если вы любите такое кино и вам не чужд политический подтекст, то фильм сможет вас удивить.
честно повелся на название и то что там заявлена Вера Фармига. но дропнул через десять минут просмотра! такой каши в сюжете и повествовании, я не видел уже давно! просто какая скучнейшая филосовская мутохрень, от которой закипает мозг! ни асилил :/
Досмотрел до конца, но советую все же посмотреть сериал Колония вместо этой картины. Это нечто неумелое , крайне кастрированное , с достаточно предсказуемым сюжетом. Увы.