02 марта 2018
Обновлено 03.03.2018

Рецензия на «Черную Пантеру»

26 февраля, с заметным опозданием (на 10 дней) в России вышел, наконец, восемнадцатый фильм в киновсленной Marvel, «Черная Пантера» — первый сольник чернокожего супергероя в этой франшизе. Самого героя, впрочем, представили, как и нового Паука, еще в «Первом Мстителе: Противостояние».
26 февраля, с заметным опозданием (на 10 дней) в России вышел, наконец, восемнадцатый фильм в киновсленной Marvel, «Черная Пантера» — первый сольник чернокожего супергероя в этой франшизе. Самого героя, впрочем, представили, как и нового Паука, еще в «Первом Мстителе: Противостояние».
Рецензия на «Черную Пантеру» - фото 1

Обсуждение «Черной Пантеры» неотделимо от расового дискурса — так вышло неслучайно, ставка на это заложена в саму концепцию проекта. Disney разрабатывала и продвигала «Пантеру» с прицелом на то, что чернокожие зрители и сторонники толерантности поднимут ее на знамя, критики похвалят за смелость и продвижение диверсити, а расисты докрутят хайп волнами ненависти к почти полностью черному супергеройскому фильму (из значимых персонажей белых всего двое — Улисс Кло, сыгранный Голлумом Серкисом, и Росс, которого играет Бильбо Фримен — трогательное воссоединение актеров «Хоббита»).

Небывалые 97% положительных рецензий от критиков на «томатах» тоже объясняются именно этим — к качеству фильма это имеет мало отношения. Некоторые издания хотели поддержать похвальную инициативу черного супергеройского кино, другие же попросту испугались идти против течения — ведь их обвинят в расизме или как минимум в непонимании значимости позитивной ролевой модели для чернокожей аудитории. Некоторые критики (по большей части из неамериканских изданий), которые все же решились на негативные отзывы, подверглись-таки публичному поруганию.

Мы вновь получаем ситуацию сродни «Охотникам за привидениями», где студия изначально целилась в имидж, а не в суть — фильм как агитка некой угнетаемой группы, обзывание сексистами любого, кто критикует картину.

Как результат — нездорово высокие критические оценки. В случае «Пантеры», к счастью, студия не доходит до абсолютного неадеквата в продвижении фильма, как это было с «Охотницами», когда сами создатели фильма клеймили своих критиков «подвальными обитателями» и женоненавистниками, и второе — «Черная Пантера» не убогая поделка, а просто среднее проходное кино. И все же, покупая билет, всем стоит понимать, чем именно объясняются небывалые рейтинги картины.

Действия студии по продвижению и позиционированию мне на этот раз кажутся терпимыми и оправданными, некрасивым и неадекватным вышла как раз реакция критиков, которая выглядит истеричной и явно перегибает палку.

Рецензия на «Черную Пантеру» - фото 2

Пантера — не первый сольный фильм о чернокожем супергерое, даже в истории студии Marvel, о чем мы упоминали в том числе в недавнем киномарафоне трилогии «Блэйда». «Спаун» тоже был черным, о чем легко забыть, учитывая, что кожу, какого бы цвета она ни была, ему быстро сожгли. Был фильм «Мистер Сталь» с Шакилом ОʼНилом, была, к сожалению, «Женщина кошка» с Холли Берри, был спорный, но милый сердцу «Хэнкок», были малоизвестные «Человек-метеор» и «Тень Бэтмена» (так перевели Blankman).

Но в комиксах Черная Пантера действительно был первым чернокожим супергероем, получившим сольную серию — в 1966 году. Он появился на страницах Marvel раньше Блэйда, Люка Кейджа и многих других.

В киновселенной Marvel же из чернокожих супергероев были лишь Сокол да Воитель, но ни один из них сольный фильм не получил (и вряд ли получит), так как они больше сайдкики-сателлиты Кэпа и Старка соответственно, обязательные «черные друзья». Люк Кейдж сольный сериал получил, но в киновселенной пока так и не появлялся. Ник Фьюри, ставший черным с не таких давних пор, к супергероям относится с натяжкой — он все же больше организатор.

В общем и целом, «Пантера» даже с учетом вышеперечисленного действительно стал первым во многих аспектах. Не каждый день сольную партию в комикс-муви отдают не просто чернокожему герою, но африканцу, показывая непривычную культуру и быт его страны, размышляя над единством негроидной расы, связи афроамериканцев с их прародиной и тем, что все же правильно считать «своим народом», насколько широко должно растягиваться наше сочувствие и чувство общности с людьми других стран.

Я не считаю все эти 97% и среднюю оценку в 8.2 из 10 адекватным отображением качества фильма, но глупо не признать, что эти майлстоуны — действительно позитивные сдвиги для комикс-муви. Еще бы сам фильм не был таким блеклым…

Рецензия на «Черную Пантеру» - фото 3

Многие уже забили на очередные пополнения в киносериале Marvel, осознав, что они не несут ничего свежего и лишь отрабатывают одну и ту же схему. Я же по-прежнему жду, что-то новое, что рекламируется в трейлере, все же поборет затхлость и вторичность, вырвав фильм из общего ряда.

В «Стрэндже» впервые вводилась магия, в «Торе: Рагнарек» из угрюмого мифа делали абсурдистскую комедию, в «Возвращении домой» приземляли все до перспективы обычного школьника и так далее — у каждого фильма есть какая-то фишка, которая способна выделить его на общем фоне, но в итоге, к сожалению, так и остающаяся внешним атрибутом. Каждый раз выходит, что привкус вторичности и банальности она перебить не в состоянии, а действительно новых идей и смелых сдвигов по-прежнему нет.

Я надеялся на «Пантеру» — визуально лента выглядела очень необычно еще по трейлерам: продвинутая африканская страна, ее проблемы, культура, где смешивается прогрессивное с традиционным — все это смотрелось достаточно оригинально и далеко от того, что мы видели раньше. Но великая полировочная машина Marvel, срезающая все острые углы и превращающая любой продукт в коммерческую жвачку, лишенную авторского голоса, драмы или неожиданных моментов, и на этот раз сработала безукоризненно.

Уже несколько лет мы наблюдаем за новым финтом Голливуда — вручением крупнобюджетных блокбастеров инди-режиссерам, которые снимали талантливое и пронзительно человеческое, эмоциональное и умное кино.

Практически без исключений все эти затеи породили на редкость безликие продюсерские ленты, узнать в которых почерк того или иного яркого кинематографиста было практически невозможно. И даже если в фильме находились выжившие после студийных чисток проблески авторского стиля, как в том же «Рагнареке», они оставались исключительно декоративными, не меняя суть картины, практически не влияя на общее впечатление.

Рецензия на «Черную Пантеру» - фото 4

Райан Куглер снял превосходные «Станция „Фрутвейл“» и «Наследие Рокки: Крид» — все с тем же Майклом Б. Джорданом, который здесь играет главного злодея, Киллмонгера. Это навевает любопытную параллель — Джош Транк снимает очень неплохую «Хронику» с тем же Джорданом, затем ему тоже поручают большой проект по комиксам Marvel, куда он тоже берет Майкла на одну из главных ролей. Что вышло из ребута «Фантастической четверки» и реакции на чернокожего Факела в исполнении Джордана, мы помним.

От Куглера после великолепного «Крида», который запомнился не только отличным выступлением Джордана, но и лучшей ролью Сталлоне, за которую тот получил Золотой Глобус и чуть было не получил «Оскара», ждешь двух вещей — глубокой человечной драмы и отлично поставленных боев, но «Пантера», как ни странно, не дает ни того, ни другого.

Экшен тут очень сильно налегает на графику, что напрягало еще в трейлере, где откровенно компьютерная Пантера бегала по зданиям и прыгала по машинам. В фильме ничего сильно не изменилось — замена актеров компьютерными двойниками по-прежнему моментально заметна и сильно влияет на погружение в происходящее. Их выдает даже не неестественность моделей, а анимация движений: их скорость, влияние на них притяжения и инерции, зашкаливающий пафос пируэтов и прыжков.

Компьютерные драки всегда выглядят скучно — что битва со Смитами в «Матрице», что откровенно нарисованные потасовки того же Блэйда с «Кровавой стаей» в сиквеле, что финальная стычка Чудо-женщины со злодеем, что концовка «Меча Короля Артура». Примеров, когда это работало, несмотря на очевидный CGI, кроме драки Октопуса и Спайди во втором «Пауке» Рэйми, и не вспомнишь. И все же, Голливуд продолжает пихать эти кат-сцены в дорогущие фильмы, которые могли бы позволить себе поставить действительно сложную реальную драку.

Рецензия на «Черную Пантеру» - фото 5

Особенно много ждешь от церемониальных боев, в которых ТʼЧалла снимает костюм и благодаря специальному напитку на время лишается сил Пантеры. Тут нет графики и прыжков в два этажа, это максимально приземленный бой, но даже здесь Куглер не показывает чего-то уровня «Крида», это неплохие сцены, но по-настоящему мощного, динамичного и запоминающегося боя не выходит.

Странно, ведь у Куглера были в распоряжении два актера, которые уже зарекомендовали себя как техничные кинобойцы, способные показать убедительную и напряженную схватку, но почему-то получается, что Тʼчалла смотрелся куда более грозным и умелым бойцом в «Противостоянии», где догонял машину на своих двоих, не замечал пуль, красиво и технично махался с Баки и Кэпом. Он выделялся на фоне прочих супергероев и не терялся в этой разномастной толпе, держался на равных, а вот в собственной сольной картине выглядит самым скучным персонажем, проигрывая по зрительскому интересу то своей сестре, то телохранителю, то злодеям, то шаману-наставнику. И экшен с ним весь выходит каким-то совсем надуманным, перекрученным, нарисованным.

Как ни странно, как боец больше всего впечатляет Данай Джекесай Гурира (Мишонн из «Ходячих») в роли генерала Окойи, телохранителя Пантеры. Вот ее выступления с копьем смотрятся действительно здорово и запоминаются куда больше всего остального экшена — там есть красота движений, есть реальный актер и реальные трюки, там все совсем хорошо.

Рецензия на «Черную Пантеру» - фото 6

Легкие спойлеры

Финальный бой двух Пантер в почти одинаковых костюмах выглядит апогеем фарса. Создается впечатление, что сценаристы окончательно опустили руки. Есть два костюма, которые дают практически абсолютную защиту, и идиотские когти, которыми две кошки пытаются друг друга оцарапать.

Костюмы вышли настолько защищенными, что для того, чтобы у Пантеры в бою была хоть какая-то опасность, их то и дело приходится то с него снимать, то каким-то образом ослаблять их.

Но это ослабление не до конца четко реализовано в конце и поэтому за зеркальным боем можно наблюдать только с недоумением: что происходит, как именно ослаблены костюмы, что противники пытаются друг другу сделать, чего выжидают? Черт его знает. И, естественно, почти все это копошение щекоток-царапок сделано на компе, что окончательно сливает из сцены остатки реализма и осмысленности.

Конец спойлеров

Да, в «Чудо-женщине» было еще хуже, но и это не нормальный вариант для финального боя. Он выходит самым дурацким в картине. В последнее время такое случается с концовками блокбастеров сплошь и рядом — последний бой выходит самым скучным.

О вторичности зеркального боя сказали уже многие — это было в двух частях «Железного человека» и в «Человеке-муравье» — практически одинаковые костюмы и супер-силы, может, и иллюстрируют, как по разному можно распорядиться одним и тем же, но смотреть на это, тем более раз за разом, довольно грустно.

Рецензия на «Черную Пантеру» - фото 7

Что же до драмы, то тут ее, считай, нет. Эмоции ТʼЧаллы более ярко выражались в том же «Противостоянии» — его боль от потери отца читалась в его скупых фразах, в яростных ударах. Здесь же он больше напоминает пинбольный шарик, который пинает туда-сюда машина сюжета, Пантере остается лишь неловко улыбаться или делать рожу кирпичом — в зависимости от ситуации.

Некоторых зрителей сумела растрогать история Киллмонгера — на мой взгляд, задатки у нее были, но слишком мало внимания ей уделили в итоге, не дав раскрыться.

Эмоциям надо дышать, драме нужно проявляться во всех действиях героя, Эрик же с трудом читается как трагичный герой из-за постоянных перебивок на другой тон и параллельные линии. Возможно, его эмоциональные сцены изначально были проявлены ярче, возможно, нелепая любовная линия Пантеры была раскрыта, но все это исчезло при монтаже или правках сценария — как бы то ни было, но в фильме этого нет. Человечность проявляется в нюансах, урежь любую историю до пары сцен и даже Шекспир превратится в голый шаблон — неубедительный и неинтересный. Ощущение, что студийные ножницы отсекли все, что, по их мнению, было не необходимо для движения сюжета.

Ваканда, которую хвалили многие, производит двоякое впечатление. С одной стороны, дизайнеры и концепт-художники потрудились на славу, создавая интересные технологии, костюмы, архитектуру, обряды, оружие и боевые стили. Но вот аутентичности и атмосферы настоящей Африки здесь нет — Ваканда выглядит очень картонной и аляпистой, даже обряды в контексте истории выглядят крайне неестественными, хотя вроде бы мало отличаются от реальных традиций африканских племен. Все это выглядит таким же костюмированным балом, как сцены в Асгарде — фальшивым, не живым.

Итог

«Черная Пантера» не дотягивает до собственного хайпа. Это, безусловно, любопытный и смелый по задумке фильм, но так и не доведенный до ума. Очень медленное начало, перебор с очевидной компьютерной графикой вместо трюкового экшена, незапоминающиеся драки, малополезные персонажи, от которых легко можно было избавиться (Эверетт Росс, Накия и даже Кло вполне могли освободить место остальным), карнавальная неубедительная Ваканда и пара коротких сцен драмы, которая вроде как должна создать эмоциональный контекст фильма, но не справляется с этим — слишком уж мало внимания уделяет ей сам фильм.

Но это все же не значит, что фильм не за что хвалить. Первое приятное отличие — отсутствие шуток каждые две секунды, и что еще важнее — здесь нет вечной привычки Marvel подрубать серьезные эмоциональные моменты неуместным юмором, убивая впечатление от сцены.

Второе — злодей, которому можно сочувствовать и который во многом прав. Он, правда, все равно так и не раскрыт до конца, не становясь ни Джокером, ни Озимандисом, но это гораздо лучше других злодеев киновселенной.

Третье — вопросы, которые поднимает фильм, все же не игрушечные и задуматься над ними полезно. Не скажу, что он иллюстрирует их адекватно, но это огромный шаг вперед по сравнению с «мораль в том, что надо работать в команде». Четвертое — это Ваканда. Пусть она и не выглядит достаточно убедительно, но смотреть на нее куда интереснее, чем на тот же Асгард. Если она отдает театральными декорациями, то в «Торах» было ощущение школьной постановки с «дворцами», сложенными из парт.

В общем, фильм действительно совершает прорыв для киновселенной в правильном направлении, но это не значит, что он допрыгивает и что вам обязательно идти на него в кино. Шаблонность, присущая лентам Marvel душит его так же, как и прочие картины, выдавливая ту жизнь, которую очевидно пытается вдохнуть в свою картину Куглер.

Комментарии 118
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
SkalCold
SkalCold
Комментарий был удален
MinfinKO
MinfinKO
Комментарий был удален
Артем Санин
Артем Санин
"делать рожу кирпичем" КирпичОм. Александр, соберитесь. "фильм как агитка некой угнетаемой группы, обзывание сексистами любого, кто критикует картину" По-моему, когда идет подобная травля любой альтернативной точки зрения, нетрудно понять, какая группа на самом деле является угнетаемой. Черный расизм ничуть не лучше белого расизма, а female chauvinist pigs ничуть не лучше male chauvinist pigs. Никак не могут не кидаться в крайности. Широк американский человек, я бы сузил.