Рецензия на «Черную Пантеру»
Обсуждение «Черной Пантеры» неотделимо от расового дискурса — так вышло неслучайно, ставка на это заложена в саму концепцию проекта. Disney разрабатывала и продвигала «Пантеру» с прицелом на то, что чернокожие зрители и сторонники толерантности поднимут ее на знамя, критики похвалят за смелость и продвижение диверсити, а расисты докрутят хайп волнами ненависти к почти полностью черному супергеройскому фильму (из значимых персонажей белых всего двое — Улисс Кло, сыгранный Голлумом Серкисом, и Росс, которого играет Бильбо Фримен — трогательное воссоединение актеров «Хоббита»).
Небывалые 97% положительных рецензий от критиков на «томатах» тоже объясняются именно этим — к качеству фильма это имеет мало отношения. Некоторые издания хотели поддержать похвальную инициативу черного супергеройского кино, другие же попросту испугались идти против течения — ведь их обвинят в расизме или как минимум в непонимании значимости позитивной ролевой модели для чернокожей аудитории. Некоторые критики (по большей части из неамериканских изданий), которые все же решились на негативные отзывы, подверглись-таки публичному поруганию.
Мы вновь получаем ситуацию сродни «Охотникам за привидениями», где студия изначально целилась в имидж, а не в суть — фильм как агитка некой угнетаемой группы, обзывание сексистами любого, кто критикует картину.
Как результат — нездорово высокие критические оценки. В случае «Пантеры», к счастью, студия не доходит до абсолютного неадеквата в продвижении фильма, как это было с «Охотницами», когда сами создатели фильма клеймили своих критиков «подвальными обитателями» и женоненавистниками, и второе — «Черная Пантера» не убогая поделка, а просто среднее проходное кино. И все же, покупая билет, всем стоит понимать, чем именно объясняются небывалые рейтинги картины.
Действия студии по продвижению и позиционированию мне на этот раз кажутся терпимыми и оправданными, некрасивым и неадекватным вышла как раз реакция критиков, которая выглядит истеричной и явно перегибает палку.
Пантера — не первый сольный фильм о чернокожем супергерое, даже в истории студии Marvel, о чем мы упоминали в том числе в недавнем киномарафоне трилогии «Блэйда». «Спаун» тоже был черным, о чем легко забыть, учитывая, что кожу, какого бы цвета она ни была, ему быстро сожгли. Был фильм «Мистер Сталь» с Шакилом ОʼНилом, была, к сожалению, «Женщина кошка» с Холли Берри, был спорный, но милый сердцу «Хэнкок», были малоизвестные «Человек-метеор» и «Тень Бэтмена» (так перевели Blankman).
Но в комиксах Черная Пантера действительно был первым чернокожим супергероем, получившим сольную серию — в 1966 году. Он появился на страницах Marvel раньше Блэйда, Люка Кейджа и многих других.
В киновселенной Marvel же из чернокожих супергероев были лишь Сокол да Воитель, но ни один из них сольный фильм не получил (и вряд ли получит), так как они больше сайдкики-сателлиты Кэпа и Старка соответственно, обязательные «черные друзья». Люк Кейдж сольный сериал получил, но в киновселенной пока так и не появлялся. Ник Фьюри, ставший черным с не таких давних пор, к супергероям относится с натяжкой — он все же больше организатор.
В общем и целом, «Пантера» даже с учетом вышеперечисленного действительно стал первым во многих аспектах. Не каждый день сольную партию в комикс-муви отдают не просто чернокожему герою, но африканцу, показывая непривычную культуру и быт его страны, размышляя над единством негроидной расы, связи афроамериканцев с их прародиной и тем, что все же правильно считать «своим народом», насколько широко должно растягиваться наше сочувствие и чувство общности с людьми других стран.
Я не считаю все эти 97% и среднюю оценку в 8.2 из 10 адекватным отображением качества фильма, но глупо не признать, что эти майлстоуны — действительно позитивные сдвиги для комикс-муви. Еще бы сам фильм не был таким блеклым…
Многие уже забили на очередные пополнения в киносериале Marvel, осознав, что они не несут ничего свежего и лишь отрабатывают одну и ту же схему. Я же по-прежнему жду, что-то новое, что рекламируется в трейлере, все же поборет затхлость и вторичность, вырвав фильм из общего ряда.
В «Стрэндже» впервые вводилась магия, в «Торе: Рагнарек» из угрюмого мифа делали абсурдистскую комедию, в «Возвращении домой» приземляли все до перспективы обычного школьника и так далее — у каждого фильма есть какая-то фишка, которая способна выделить его на общем фоне, но в итоге, к сожалению, так и остающаяся внешним атрибутом. Каждый раз выходит, что привкус вторичности и банальности она перебить не в состоянии, а действительно новых идей и смелых сдвигов по-прежнему нет.
Я надеялся на «Пантеру» — визуально лента выглядела очень необычно еще по трейлерам: продвинутая африканская страна, ее проблемы, культура, где смешивается прогрессивное с традиционным — все это смотрелось достаточно оригинально и далеко от того, что мы видели раньше. Но великая полировочная машина Marvel, срезающая все острые углы и превращающая любой продукт в коммерческую жвачку, лишенную авторского голоса, драмы или неожиданных моментов, и на этот раз сработала безукоризненно.
Уже несколько лет мы наблюдаем за новым финтом Голливуда — вручением крупнобюджетных блокбастеров инди-режиссерам, которые снимали талантливое и пронзительно человеческое, эмоциональное и умное кино.
Практически без исключений все эти затеи породили на редкость безликие продюсерские ленты, узнать в которых почерк того или иного яркого кинематографиста было практически невозможно. И даже если в фильме находились выжившие после студийных чисток проблески авторского стиля, как в том же «Рагнареке», они оставались исключительно декоративными, не меняя суть картины, практически не влияя на общее впечатление.
Райан Куглер снял превосходные «Станция „Фрутвейл“» и «Наследие Рокки: Крид» — все с тем же Майклом Б. Джорданом, который здесь играет главного злодея, Киллмонгера. Это навевает любопытную параллель — Джош Транк снимает очень неплохую «Хронику» с тем же Джорданом, затем ему тоже поручают большой проект по комиксам Marvel, куда он тоже берет Майкла на одну из главных ролей. Что вышло из ребута «Фантастической четверки» и реакции на чернокожего Факела в исполнении Джордана, мы помним.
От Куглера после великолепного «Крида», который запомнился не только отличным выступлением Джордана, но и лучшей ролью Сталлоне, за которую тот получил Золотой Глобус и чуть было не получил «Оскара», ждешь двух вещей — глубокой человечной драмы и отлично поставленных боев, но «Пантера», как ни странно, не дает ни того, ни другого.
Экшен тут очень сильно налегает на графику, что напрягало еще в трейлере, где откровенно компьютерная Пантера бегала по зданиям и прыгала по машинам. В фильме ничего сильно не изменилось — замена актеров компьютерными двойниками по-прежнему моментально заметна и сильно влияет на погружение в происходящее. Их выдает даже не неестественность моделей, а анимация движений: их скорость, влияние на них притяжения и инерции, зашкаливающий пафос пируэтов и прыжков.
Компьютерные драки всегда выглядят скучно — что битва со Смитами в «Матрице», что откровенно нарисованные потасовки того же Блэйда с «Кровавой стаей» в сиквеле, что финальная стычка Чудо-женщины со злодеем, что концовка «Меча Короля Артура». Примеров, когда это работало, несмотря на очевидный CGI, кроме драки Октопуса и Спайди во втором «Пауке» Рэйми, и не вспомнишь. И все же, Голливуд продолжает пихать эти кат-сцены в дорогущие фильмы, которые могли бы позволить себе поставить действительно сложную реальную драку.
Особенно много ждешь от церемониальных боев, в которых ТʼЧалла снимает костюм и благодаря специальному напитку на время лишается сил Пантеры. Тут нет графики и прыжков в два этажа, это максимально приземленный бой, но даже здесь Куглер не показывает чего-то уровня «Крида», это неплохие сцены, но по-настоящему мощного, динамичного и запоминающегося боя не выходит.
Странно, ведь у Куглера были в распоряжении два актера, которые уже зарекомендовали себя как техничные кинобойцы, способные показать убедительную и напряженную схватку, но почему-то получается, что Тʼчалла смотрелся куда более грозным и умелым бойцом в «Противостоянии», где догонял машину на своих двоих, не замечал пуль, красиво и технично махался с Баки и Кэпом. Он выделялся на фоне прочих супергероев и не терялся в этой разномастной толпе, держался на равных, а вот в собственной сольной картине выглядит самым скучным персонажем, проигрывая по зрительскому интересу то своей сестре, то телохранителю, то злодеям, то шаману-наставнику. И экшен с ним весь выходит каким-то совсем надуманным, перекрученным, нарисованным.
Как ни странно, как боец больше всего впечатляет Данай Джекесай Гурира (Мишонн из «Ходячих») в роли генерала Окойи, телохранителя Пантеры. Вот ее выступления с копьем смотрятся действительно здорово и запоминаются куда больше всего остального экшена — там есть красота движений, есть реальный актер и реальные трюки, там все совсем хорошо.
Легкие спойлеры
Финальный бой двух Пантер в почти одинаковых костюмах выглядит апогеем фарса. Создается впечатление, что сценаристы окончательно опустили руки. Есть два костюма, которые дают практически абсолютную защиту, и идиотские когти, которыми две кошки пытаются друг друга оцарапать.
Костюмы вышли настолько защищенными, что для того, чтобы у Пантеры в бою была хоть какая-то опасность, их то и дело приходится то с него снимать, то каким-то образом ослаблять их.
Но это ослабление не до конца четко реализовано в конце и поэтому за зеркальным боем можно наблюдать только с недоумением: что происходит, как именно ослаблены костюмы, что противники пытаются друг другу сделать, чего выжидают? Черт его знает. И, естественно, почти все это копошение щекоток-царапок сделано на компе, что окончательно сливает из сцены остатки реализма и осмысленности.
Конец спойлеров
Да, в «Чудо-женщине» было еще хуже, но и это не нормальный вариант для финального боя. Он выходит самым дурацким в картине. В последнее время такое случается с концовками блокбастеров сплошь и рядом — последний бой выходит самым скучным.
О вторичности зеркального боя сказали уже многие — это было в двух частях «Железного человека» и в «Человеке-муравье» — практически одинаковые костюмы и супер-силы, может, и иллюстрируют, как по разному можно распорядиться одним и тем же, но смотреть на это, тем более раз за разом, довольно грустно.
Что же до драмы, то тут ее, считай, нет. Эмоции ТʼЧаллы более ярко выражались в том же «Противостоянии» — его боль от потери отца читалась в его скупых фразах, в яростных ударах. Здесь же он больше напоминает пинбольный шарик, который пинает туда-сюда машина сюжета, Пантере остается лишь неловко улыбаться или делать рожу кирпичом — в зависимости от ситуации.
Некоторых зрителей сумела растрогать история Киллмонгера — на мой взгляд, задатки у нее были, но слишком мало внимания ей уделили в итоге, не дав раскрыться.
Эмоциям надо дышать, драме нужно проявляться во всех действиях героя, Эрик же с трудом читается как трагичный герой из-за постоянных перебивок на другой тон и параллельные линии. Возможно, его эмоциональные сцены изначально были проявлены ярче, возможно, нелепая любовная линия Пантеры была раскрыта, но все это исчезло при монтаже или правках сценария — как бы то ни было, но в фильме этого нет. Человечность проявляется в нюансах, урежь любую историю до пары сцен и даже Шекспир превратится в голый шаблон — неубедительный и неинтересный. Ощущение, что студийные ножницы отсекли все, что, по их мнению, было не необходимо для движения сюжета.
Ваканда, которую хвалили многие, производит двоякое впечатление. С одной стороны, дизайнеры и концепт-художники потрудились на славу, создавая интересные технологии, костюмы, архитектуру, обряды, оружие и боевые стили. Но вот аутентичности и атмосферы настоящей Африки здесь нет — Ваканда выглядит очень картонной и аляпистой, даже обряды в контексте истории выглядят крайне неестественными, хотя вроде бы мало отличаются от реальных традиций африканских племен. Все это выглядит таким же костюмированным балом, как сцены в Асгарде — фальшивым, не живым.
Итог
«Черная Пантера» не дотягивает до собственного хайпа. Это, безусловно, любопытный и смелый по задумке фильм, но так и не доведенный до ума. Очень медленное начало, перебор с очевидной компьютерной графикой вместо трюкового экшена, незапоминающиеся драки, малополезные персонажи, от которых легко можно было избавиться (Эверетт Росс, Накия и даже Кло вполне могли освободить место остальным), карнавальная неубедительная Ваканда и пара коротких сцен драмы, которая вроде как должна создать эмоциональный контекст фильма, но не справляется с этим — слишком уж мало внимания уделяет ей сам фильм.
Но это все же не значит, что фильм не за что хвалить. Первое приятное отличие — отсутствие шуток каждые две секунды, и что еще важнее — здесь нет вечной привычки Marvel подрубать серьезные эмоциональные моменты неуместным юмором, убивая впечатление от сцены.
Второе — злодей, которому можно сочувствовать и который во многом прав. Он, правда, все равно так и не раскрыт до конца, не становясь ни Джокером, ни Озимандисом, но это гораздо лучше других злодеев киновселенной.
Третье — вопросы, которые поднимает фильм, все же не игрушечные и задуматься над ними полезно. Не скажу, что он иллюстрирует их адекватно, но это огромный шаг вперед по сравнению с «мораль в том, что надо работать в команде». Четвертое — это Ваканда. Пусть она и не выглядит достаточно убедительно, но смотреть на нее куда интереснее, чем на тот же Асгард. Если она отдает театральными декорациями, то в «Торах» было ощущение школьной постановки с «дворцами», сложенными из парт.
В общем, фильм действительно совершает прорыв для киновселенной в правильном направлении, но это не значит, что он допрыгивает и что вам обязательно идти на него в кино. Шаблонность, присущая лентам Marvel душит его так же, как и прочие картины, выдавливая ту жизнь, которую очевидно пытается вдохнуть в свою картину Куглер.