13 января 2018Игры
Обновлено 16.01.2018

Рецензия на «Большую игру» Соркина

11 января в нашем прокате стартовала «Большая игра» — режиссерский дебют одного из самых талантливых и признанных сценаристов Голливуда, Аарона Соркина («Социальная сеть», «Стив Джобс», сериалы «Служба новостей» и «Западное крыло»), вышедший в США еще в прошлом году и участвующий в приближающейся «Оскаровской» гонке.
11 января в нашем прокате стартовала «Большая игра» — режиссерский дебют одного из самых талантливых и признанных сценаристов Голливуда, Аарона Соркина («Социальная сеть», «Стив Джобс», сериалы «Служба новостей» и «Западное крыло»), вышедший в США еще в прошлом году и участвующий в приближающейся «Оскаровской» гонке.
Рецензия на «Большую игру» Соркина - фото 1

Картина основана на реальных событиях, на мемуарах Молли Блум (буквальный перевод названия: «Игра Молли»), которые фигурируют и в самом фильме как один из ключевых элементов.

Молли была профессиональной лыжницей, входила в топ-три в США, но на Олимпийские игры так и не попала — из-за травмы, с показа которой начинается фильм. Ее брат в том же виде спорта стал трижды чемпионом мира, дважды — олимпийским.

Но настоящая история Молли началась, когда босс ввел ее в мир подпольного Голливудского покера в качестве помощницы по организации игр. Она занималась обзвоном игроков, заказом закусок и бухгалтерией, но при этом внимательно слушала и наблюдала за играми, постепенно разбираясь как в покере, так и в выросшем вокруг него бизнесе. Пока в один прекрасный момент она не начала организовывать собственные игры и не стала супер-успешной на этом поприще.

Соркин заостряет внимание на том, что Молли отчаянно не хотела выдавать никого из своих игроков, несмотря на то, какие деньги ей за это предлагали и даже на допросах ФБР она назвала лишь те имена, что уже были известны из показаний других проходивших по делу. Дело в том, что ее клиентами были очень известные и богатые люди — такие как Бен Аффлек, Мэтт Деймон, Маколей Калкин и Леонардо ДиКаприо.

Рецензия на «Большую игру» Соркина - фото 2

Очевидным решением для экранизации такой истории было бы сосредоточиться на этих именах, показать подпольные игры Голливудской элиты, сыграть на скандальности, но Соркин выбирает другой путь. Возможно, просто по юридическим причинам — звезды не хотят освещения этих фактов своей биографии, хотя с их стороны было бы творчески и человечески смело взять и сыграть самих себя в этой ситуации. Соркин показывает их, но лишь мельком, крайне туманными намеками, в актере-джентльмене, например, угадывается Аффлек, но крайне неявно, плюс его роль в истории практически нулевая.

Единственному актеру уделяется пристальное внимание — тому, кого Молли в книге называла исключительно Игрок Икс. Он был центральным элементом ее игр, проигрывать ему приходили специально, причем весьма влиятельные люди, и не поддаваясь, а потому, что он был действительно хорош. Соркин показывает его сущим социопатом, садящимся за покер не ради денег, а для того, чтобы разрушать чужие жизни — о чем он и говорит Молли открытым текстом. Знаете, кем был Игрок Икс в реальной жизни? Это Тоби Магуайр.

Милашка Тоби, всегда играющий наивных добродушных простаков, в жизни, похоже, был сущим дьяволом, что великолепно изображает играющий его здесь Майкл Сера. Кастинг, надо сказать, снайперский — Майкл тоже обычно играет простодушных парней, очаровывающих своей наивностью и чистым сердцем.

Здесь же от одного его взгляда становится дурно, такая порочность застывает на этом милом, почти детском личике. Сера, правда, уже показывал свое умение быть криповатым и пугающим в «Магия, магия», но от этого его игра здесь не становится менее впечатляющей.

Выходит, что когда Тоби в «Человеке-пауке 3» играет эмо-мудака Питера под влиянием черного костюма, мы видим реального Тоби? Ну, или по крайней мере нечто куда более близкое к его реальному характеру. Вдвойне странно тогда, что этот образ Магуайр играет так нелепо и неубедительно. Хотя, возможно, в этом и есть истинная гениальность его актерских талантов.

Конечно, нельзя судить о том, какой Тоби в реальной жизни, исходя из фильма, который не смеет даже назвать его реальным именем, но подумать об этом довольно интересно.

Как бы то ни было, о реальных именах игроков Молли я узнал лишь после просмотра, вовсе не они удерживали мое внимание в кинотеатре. Это все лишь вишенка на торте, о которой забавно было упомянуть, но не более.

«Большая игра» — это доказательство талантов Соркина, теперь еще и как режиссера, но прежде всего это его триумф как сценариста.

Он умудряется сделать из любопытной, скандальной, но в общем и целом не особо притягательной, а для большинства — и откровенно скучной, истории про какой-то там покер потрясающе захватывающее и динамичное кино. То, сколько он выжал из этой истории, сколько эмоций, драмы, напряжения сумел вплести в нее, не может не восхищать.

Мы то и дело видим, как сценаристы и режиссеры берут некую потенциально интересную задумку и умудряются слить ее, растерять все заложенные в ней сильные идеи. Обратные примеры — огромная редкость. Здесь же Соркин показывает именно это — он берет не слишком интересную историю и обогащает ее, выводит на новый уровень. Напиши и сними картину по той же книге другие люди, уверен, она мало кого смогла бы захватить и поразить.

Во-первых, Соркин показывает, как сделать сцену интересной и динамичной. Он без стеснения использует закадровый голос рассказчицы — самой Молли — которая объясняет происходящее. Но то, что обычно воспринимается как костыль плохого рассказчика (мол, фильм должен показывать, а не рассказывать), здесь превращается в нитро-ускоритель для динамики сцены, создавая дополнительный информационный слой, усиливающий влияние на зрителя.

Рассказывая о лыжной трассе Соркин сыплет подробностями: градус крутости склона, траектория движения, особенности крепления лыж и подготовки трассы.

Но все это — не бездумно, не просто ради того, чтобы сойти за умного. Эти факты вовлекают зрителя, они подаются выверенными разжеванными порциями, создавая эффект посвященности, вы уже смотрите на прыжок лыжника не с позиции профана, которому мало интересен этот спорт, а с позиции знатока. И все потому, что автор потратил минуту на объяснение ключевых для понимания сцены деталей. Это уважение к зрителю, это понимание, как именно донести нужные вещи, как заставить экспозицию звучать хлестко и вкусно, словно вам объясняют, как выиграть миллион.

То же самое и с покером — Соркин дает вводную для тех, кто не знает игру, выводит карты на экран, поясняет основные решения игроков. Даже если вы не вслушиваетесь, у вас все равно создается впечатление, что вы понимаете, что происходит, причем вплоть до мелочей. Это действительно впечатляющая работа.

Рецензия на «Большую игру» Соркина - фото 3

И здесь Аарон уже не совершает ошибку, которая сделала «Стива Джобса» монотонным — он вовремя переключает скорости. Жонглируя несколькими временными периодами (суд, флэшбеки во времена расцвета ее покерной империи, флэшбеки в детство и юность), тоном и темпом сцен, ему удается создать многогранное повествование, которое выглядит все более впечатляющим по мере того, как в него вплетаются новые элементы. В итоге это уже не просто фильм о скандальной истории про Голливудских звезд, не фильм о покере, а исследование человеческой натуры, повесть о по-настоящему сильной женщине, которая раз за разом находила в себе силы подниматься с земли после очередного удара судьбы.

Я не раз говорил, что сериалы Соркину удаются куда лучше — там он успевает проработать героев, выстроить отбивающиеся через серию или целый сезон знаковые события, вплести мораль и создать нечто по-настоящему человеческое и трогательное.

В фильмах же он сосредотачивается исключительно на динамике, чтобы диалоги летели, персонажи трещали, не переставая, и на этом облаке отточенных слов и коротких реплик история несла зрителя к самому финалу. Если сравнить два его сценария, оба посвященные Белому Дому и будням президента — фильм «Американский президент» и сериал «Западное крыло», то становится очевидно, почему сериальный формат подходит этому сценаристу больше. Фильм выглядит картонным, надуманным и откровенно недалеким в сравнении с многослойным умным телешоу.

Но здесь Аарон доказывает, что научился упаковывать все необходимое и в более скромный хронометраж, пусть его лента и идет два с половиной часа. Фирменные Соркиновские диалоги с выверенной ритмикой, бойкие и живые, создают впечатление, что фильм идет куда меньше.

Рецензия на «Большую игру» Соркина - фото 4

Режиссура Соркина не блещет изобретательными ракурсами или вычурными изысками, она утилитарна и практична, но актеры — Джессика Честейн, Идрис Эльба, Кевин Костнер и Майк Сера — у него играют на все сто, такие роли запоминаются и отмечаются наградами и номинациями. Думаю, можно сказать, что с режиссерским дебютом Аарон справился на ура, особенно учитывая, каким хорошо смазанным и крепко сбитым выглядит фильм — история не провисает, не дает заскучать, все элементы четко подогнаны друг к другу.

Главная задача режиссера — быть интересным и эффективным рассказчиком, а этого у Соркина не отнять.

Я советую всем посмотреть «Большую игру», даже если аннотация не вызывает у вас энтузиазма, а тема покера или развлечений Голливудских звезд особо не интересует — это вполне естественная реакция, но эта картина дает гораздо больше, чем можно подумать. Гораздо больше, чем большинство лент прошлого года, даже из тех, что попали в топ-10. Это настолько хорошее кино.

Комментарии 65
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
StriPMan
StriPMan
Сомневался слегка,но теперь раз такое дело,надо точно смотреть.