Рецензия на «Аннигиляцию» без спойлеров
Алекс Гарленд — это не только сценарист и режиссер «Из Машины», снимающий свой второй фильм. Мы знакомы с его работами куда ближе, правда, большинство из нас не знают о его роли в них.
Алекс начинал как комиксист, но быстро забросил этот формат. Не найдя, чем еще заняться, он начал писать роман под названием «Пляж». Тот стал бестселлером в 1996-м, а в 2000 году сценарист Джон Ходж адаптировал его для отличного фильма Дэнни Бойла с ДиКаприо.
Следующий фильм они уже делали вместе без посредников: Гарленд пишет, Бойл снимает — 2002 год, «28 дней спустя». Затем третья совместная картина — неоднозначное, но ценное «Пекло».
В 1998 и 2004 Гарленд написал еще два романа: «Тессеракт» и «Кома», оба были встречены критиками довольно холодно и успеха «Пляжа» не повторили, первый рассказывает о гангстерах и простых людях Манилы, второй описывает коматозные видения, напоминая «Мост» Бэнкса.
В 2010 Гарленд адаптирует для экрана чужой роман, фильм «Не отпуская меня» с Кэри Маллиган, Эндрю Гарфилдом и Кирой Найтли получает признание критиков. В том же году выходит знакомая ценителям игр с отличной историей Enslaved: Odyssey to the West для которой Алекс пишет сценарий в соавторстве.
В 2012 выходит «Дредд» — наконец, достойная экранизация комикса, максимально близко подошедшая к духу оригинала. Гарленд значится в проекте как сценарист и продюсер, но многие занятые в фильме люди давно говорили, что он по сути был и режиссером ленты. Изначально инвесторы не хотели доверять человеку без режиссерского опыта свой проект, поэтому получился такой компромисс — более опытного режиссера наняли, но де факто Гарленд все делал сам.
В 2013 Алекс пишет сценарий нового DmC: Devil May Cry, а в 2015 выходит его первый официальный проект в качестве не только сценариста, но и режиссера, который становится хитом и получает «Оскар» за спецэффекты, несмотря на скромный бюджет.
И вот теперь в этом контексте зацените: 2018 год, сценарист/режиссер «горячий» после высоко оцененного дебюта снимает фантастический фильм с Натали Портман, Тессой Темпсон (Валькирия из «Тора»), Дженнифер Джейсон Ли (Дейзи из «Омерзительной восьмерки») и Оскаром Айзеком… и студия внезапно отменяет его широкий прокат.
Фильм снимали для показа в кинотеатрах, но после того, как тестовый показ дал неутешительные результаты, финансист Paramount Дэвид Элиссон, которому фильм показался слишком умным и сложным, потребовал от Гарленда изменить фильм — сделать главную героиню человечнее, чтобы ей было легче сопереживать, и поменять концовку. Продюсер Скотт Рудин внезапно стал на сторону режиссера. И так как именно Рудин по контракту имел право определять финальный монтаж картины, вопрос закрыли. Фильм остался таким, каким его видел Гарленд. Студия сказала «окей» и отменила широкий прокат ленты, продав картину Netflix (мировой прокат за исключением США и Китая).
Но это лишь одна сторона проблемы — студия не поверила в то, что фильм окажется доступен и интересен массовой аудитории (и спорить с этим довольно сложно, но «Маму»-то в кинотеатрах крутили), другая сторона — собственно, интерес прессы и зрителей. Где он?
Мы любим ныть о том, как мало хороших фильмов, что кино умирает, тупеет, становится вторичным, а качественной умной фантастики и вообще нет. И вот выходит «Аннигиляция» — отличный сложный фильм, похожий на смесь «Соляриса» с «Пикником на обочине»/«Сталкером», действительно сложный, действительно оригинальный (как визуально, так и идейно) — и где радостные толпы на улицах? Где хотя бы что-то? Прошел незамеченным? Вы сами не следили за новой картиной создателя «Из Машины»? Да, на youtube полно роликов с разбором концовки, версиями интерпретаций деталей и просто мнениями, но в сравнении с шизой, творившейся повсюду по поводу «Пантеры» месяц назад — это крохи.
Что же до прессы и особенно тех самых изданий, которые так любят раскручивать ветку социальной справедливости — которые воспевали «Пантеру» за гимн черных, а «Охотникам за привидениями» прощали все за то, что в главных ролях — женщины-ученые. Ну вот вам — «Аннигиляция», пять женщин (биолог, психолог, геолог, физик и парамедик) в главных ролях, мужчины появляются лишь на втором-третьем планах, причем все это не толерантности ради, не из-под палки, это настолько естественно, что однополости состава даже не придаешь значения.
Вот ваши ролевые модели — сильные женщины, женщины-ученые, женщины-солдаты, уверенные в себе, умные, разумно поступающие в опасных ситуациях. И фильм отличный в отличие от «Охотниц» — так где сирены? Где провозглашение этой картины лучшей на все времена, где хоть какая-то поддержка от вас? Почему вы его не поднимаете на знамя, хотя охотно воспевали кусок дерьма? Что, слишком мало хайпа вокруг фильма, чтобы он вас заинтересовал?
Какое же это все-таки лицемерие и бред. За фильм обидно до боли. Да, это не уровень Тарковского или Кубрика, но что-то позволяющее о них вспомнить.
О самом фильме говорить хочется как можно меньше. Главное, что вам нужно знать — его стоит смотреть всем, кто давно ждал умной фантастики или просто хорошего сложного кино, которое ничего не разжевывает и дает поспорить с друзьями над интерпретацией (именно поэтому я сравнивал его с «Мамой», после нее тоже оставалась куча вопросов). Посмотрите, возвращайтесь, обсудим.
Для тех кому этого мало, сюжет таков: метеорит падает на Землю и вокруг места крушения (он попал в маяк) возникает разрастающаяся аномальная зона, куда одна за другой отправляются группы исследователей, но не возвращается никто. Не то что-то их убивает, не то они сходят с ума и убивают друг друга. Очередной командой становятся 5 женщин, по разным причинам решающиеся на суицидальную миссию, их задача — дойти до маяка, который может дать ответы на все вопросы и помочь остановить аномалию, пока она не поглотила весь мир.
Фильм снят настолько красиво, что я впервые не могу смириться с тем, что смотрю что-то дома — я хочу посмотреть это в кино. Это снято для большого экрана, как и настаивал Гарленд, расстроенный историей с Netflix. Мир внутри аномалии вышел завораживающим и жутким, придумать действительно что-то новое, оригинальное и убедительное — крайне сложно, но «Аннигиляции» это удается.
Конечно, это не ужастик, потому что задача напугать у фильма не стоит вообще, но элементы боди-хоррора здесь определенно присутствуют — то, что происходит с людьми под влиянием аномалии действительно жутко и может лишить сна. Это не привычные кровь и кишки, это идеи того, как может измениться наше тело — идеи, от которых куда больше не по себе, чем от сцен из той же «Мамы». Картинка прямолинейна и конечна, идея же пускает корни в голове и развивается уже вами, поэтому остановить этот процесс сложнее.
По заявлению самого Гарленда, это фильм о саморазрушении. Причем в книге об этом ничего не было, Алекс наложил свою идею поверх чужой истории (автор романа фильмом, кстати, очень впечатлен). Алекс высказывает крайне интересную мысль, причем прямым текстом в самом фильме: все люди стремятся к саморазрушению. Суицид, наркотики, алкоголь — это лишь самые очевидные проявления данной черты, но это не значит, что все остальные не идут по тому же пути. Кто-то разрушает свой счастливый брак, кто-то саботирует отличную карьеру, но все мы в той или иной степени идем к саморазрушению.
Эта мысль связывается параллелью с живыми клетками, которые запрограммированы на самоубийство. Клетки, которые отказываются умирать, мы называем раковыми. Раздвоение делящейся клетки, лежащее в основе всего живого, тоже находит отражение в фильме — как напрямую, так и в виде метафоры.
Тарковского вспоминают неслучайно (причем американцы в первую очередь) — «Аннигиляция» нетороплива, но дело не в этом. Просто тут, так же как в «Солярисе», психика команды ученых испытывается на прочность инопланетной средой. Вместо мыслящего океана — пузырь аномалии. Как и в «Сталкере» мы идем через Зону к некому месту, где все должно решиться, все должно стать кристально ясным. И идущие туда не боятся смерти, они принимают цену этого пути даже не потому, что он так важен, что стоит риска, а просто потому, что не слишком ценят собственную жизнь.
Общая загадочность происходящего и отсутствие объяснений сильно повышают требования к концовке — что же все-таки найдут герои на этом маяке. Многие фильмы проваливались на этом — напускали тумана, загадывали загадки, но финал выходил таким банальным и бледным, а отгадки такими скучными и бредовыми, что весь предыдущий путь обесценивался. Думаю, каждый вспомнит много примеров таких разочарований в финале. Даже «Пекло» самого Гарленда для меня отчасти в этой категории. «Сквозь горизонт», впрочем, куда более однозначный и яркий пример.
Как бы то ни было, на этот раз Гарленд справляется. Финал выходит диким, необычным и запоминающимся. Он отвечает далеко не на все вопросы и саму концовку даже актеры в фильме понимают каждый по-своему, но сказать, что это заваленный «престиж» фокуса нельзя.
Лично для меня последний месяц был кисло-сладким – я ждал двух научно-фантастических лент, которые связались в моей голове в одну пару: «Аннигиляция» и «Немой». Оба – новые проекты от режиссеров-вундеркиндов, первый же проект которых стал культовым: «Из Машины» у Гарленда и «Луна 2112» у Джонса. Оба выходят на Netflix. И оба мне очень понравились, несмотря на то, что вышли абсолютно разными. «Немой» очень человечен и эмоционален, хаотичен в своем отношении к сюжету, «Аннигиляция» же относится к структуре истории крайне ответственно, больше заботясь о символизме и общем посыле, чем о раскрытии и оживлении своих героев. Оба фильма придают большое значение деталям и создают мощную атмосферу, хоть она, опять же, выходит очень разной.
«Немого» критики разнесли, зрители тоже не слишком поняли. У «Аннигиляции» на данный момент, по иронии, оценка почти зеркально противоположна. У фильма Джонса 13% положительных отзывов критиков, у ленты Гарленда тоже 13%, но отрицательных, положительных, соответственно, 87. Зрительская же оценка лишь немногим выше. Но расстраивает прежде всего количество проголосовавших и написавших ревью –их куда меньше, чем у блокбастеров или «Оскаровских» фильмов – именно это выглядит печальнее всего. Хочется, чтобы эти фильмы по крайней мере получили шанс выйти на массовую аудиторию, найти своего зрителя. И можно быть уверенными, что для кого-то они точно бы стали одним из самых ярких и приятных киновпечатлений года.
Итог
Картина явно понравится не всем, кому-то она покажется слишком медленной, кому-то, кто обращает внимание лишь на базовый слой происходящего и не берет в расчет символизм — нелогичной, кому-то просто бредовой и наркоманской. И даже если общими усилиями попытаться разгадать скрытый смысл, на мой взгляд, фильм все равно оставляет слишком много вопросов. В нем просто нет всех ключей, достаточных для того, чтобы как-то уверенно его интерпретировать. Построить свою красивую версию можно, найти на нее намеки, но уверенно заявить, что именно это и имел в виду Алекс, не выйдет. Для кого-то это плюс, для кого-то минус.
Фильм безусловно умный и красивый, но информации для однозначности нет, а без нее не получается сделать и полноценного вывода — все слишком размыто. С другой стороны, «Из машины» тоже поражал открытой концовкой. Что будет делать Ева дальше — никто не знает. Тут нечто похожее — Гарленд, надо полагать, верен себе.
Я не скажу, что это шедевр, но это точно красивая, качественная, умная фантастика, которая занимает свое заслуженное место на не слишком длинной полке достойных представителей жанра, рядом с тем же «Из машины», «Солярисом», «Сталкером», «Одиссеей 2001», «Луной 2112» и так далее. Ясно, что некоторые фильмы здесь великие, некоторые просто хорошие, но под определение «смотреть всем поклонникам фантастики» «Аннигиляция» попадает точно.
Тем же, кто уже посмотрел картину, предлагаю разобрать и обсудить ее в спойлерном материале «Объяснено», где я предложу несколько своих версий произошедшего в аномальной зоне.