Рецензия на альбом «Улыбнись, дурак!» Моргенштерна — лучшего рэпера среди блогеров
Начало 2018 года 20-летний уфимец Алишер Моргенштерн провел как ютубер с уклоном в музыку — за 5 минут записывал треки «как у ваших любимых русских рэперов» (потому что это #изирэп) и диссил Хованского с Kizaru. К концу года, спустя два релиза, два тура и один хит «Вот так», Алишер — уже музыкант, но с огромной фан-базой на ютубе. Как следствие, Моргенштерн — один из редких артистов в русскоязычном пространстве, чей немузыкальный контент регулярно попадает в «тренды» крупнейшего видеохостинга, а музыкальный — в топы Apple Music.
Его дебютный поп-панк альбом «До того как стал известен» вышел в октябре 2018 года и состоял из старомодных песен периода подростковых уличных каверов на «Кино» и «ДДТ». Но запомнился релиз не музыкой, а контекстом. Удивительно, как выход самого обычного альбома можно сопроводить пиаром сериальной драматургии: «раскрытие» проекта «Моргенштерн», обращение некоего Генерального продюсера, закрытие канала, розыгрыш драгоценностей и их кража неким Грузоперевозчиком где-то между Санкт-Петербургом и Уфой, открытие канала, ролики с названиями «ПРОЩАЙТЕ… ИЛИ НЕТ?)))», «Этот день настал… ФИНАЛ!». Альбом «До того как стал известен» побил рекорд по репостам за сутки в ВК, но, как вы понимаете, это не имеет никакого отношения к самой музыке.
Новый альбом Алишера — «Улыбнись, дурак!» — это короткий релиз-настроение, выдержанный в концепции курортного гедонизма: про жизнь «бедного с деньгами» где-то между пляжем и пальмами. И даже минорная «Вечный сон» с Лариным нужна тут только для того, чтобы под аккомпанемент автомобильного гула (на альбоме служит антагонистом звукам морского прилива) навязчиво спрашивать у слушателя:
«Ты правда хочешь остаться здесь? Тебя все устраивает? Тебе комфортно?»
Важно отметить, что комфортно именно Моргенштерну. Более того, он, похоже, испытывает простое человеческое счастье и, что порой свойственно людям в таком состоянии, кричит об этом всеми способами. На шее набито слово «добро», на обложке альбома — рисунок брата, а за подходящее музыкальное настроение отвечают постукивающий саксофон в половине песен, индийский ноунейм-семпл в «Пам Пам Пам!» и признание в любви в автобиографичной «Первый раз».
Центр тяжести и лицо альбома — ямайская «Зеленоглазые деффки!» с отменным куплетом от ЛСП и уходом в синти-панк в конце. Сразу после публикации «Улыбнись, дурак!», песня поднялась на верхушку мирового чарта Genius и это говорит лишь о том, как сильно ее ждали фанаты Алишера. Он не раз тизерил ее в соцсетях и задолго до выхода называл Олега ЛСП своим любимым российским артистом. Видно, что песня им зашла, и это особенно важно сегодня, когда альбомы продают именно хиты.
«Улыбнись, дурак!» намного лучше того рэпа, что выпускали блогеры в прошлом году, хотя бы потому, что от прослушивания не возникает ощущение кринджа,. А еще альбом крепче предыдущих релизов Алишера. Это шаг вперед, но заявление Моргенштерна об уникальном звучании «Улыбнись, дурак!» для российского рэпа — очень странное.
Возьмем только 2018 год. Солнечные вайбы — это GONE.Fludd (допустим, песня Boys Donʼt Cry) и Антоха МС. Свистящие эдлибы после триумфа Playboi Carti в Нью-Йорке можно услышать у многих — пусть для примера будет альбом Ice Cream рэпера Obladaet. Синти-панк в песне «Зеленоглазые деффки!» — это, очевидно, «Пошлая Молли». Крики в «Вечном сне» — половина саундклауда под тегом sad music. А чувственно-гитарная «Первый раз» — хотя бы «До того как стал известен» самого Моргенштерна! Наверное, я просто не понял, что он имел в виду, когда говорил: «Такого звука никогда не было в России». Может, намекал на обильный филд-рекординг, который на альбоме занимает не менее важную роль, чем хай-хэты? А как же тогда Скриптонит?
Алишер размеренно идет в сторону той «попсы 2.0» Джона Караманики, которая в 2018-м захватила весь мир. Он уже умеет делать хиты, отлично позиционирует себя в соцсетях, поет и читает рэп, освоил поляну трэпа, но его лучший альбом (надеюсь) еще впереди.
А пока такой тест не для фанатов блогера. В Государственной думе 6 декабря 2018 года рэп в нашей стране представляли следующие артисты: Жиган, Птаха, Pra (KillaʼGramm) и, прости господи, Ларин. Если вам кажется смешным сама мысль о том, что эти люди могут иметь какое-то отношение к актуальному рэпу, то «Улыбнись, дурак!» вряд ли откроет вам что-то новое, хоть и звучит альбом неплохо.
Обычная и ничем не примечательная работа, которая вызовет "разрыв шаблона" только у тех, кто кроме рус рэпа в своей жизни ничего не слышал(коими и являются, наверное, его аудитория). Однако, учитывая его предыдущие работы, это смело можно назвать огромным шагом вперед, хоть это заявление и не спасает альбом от посредственности и какой-то фальши
что у него на голове?