Рецензия на спорный новый альбом Канье Уэста — ye
«Помните, что рэп музыка, хип-хоп музыка — это первый вид искусства, созданный свободным черным человеком, и ни один черный человек не выжимал больше преимуществ из свободы, чем Канье Уэст» — декламирует комик Крис Рок на ранчо в долине Джексон-Хоул. На виду у белоснежных пиков «Штата равноправия» — Вайоминга — в темноте горит костер, вокруг которого беснуется толпа из звезд, музыкантов, актеров, модников и журналистов, а на фоне из мониторов разносится музыка со словами: «и я думаю о том, чтобы покончить с собой».
То, в чем непосвященные увидят Вальпургиеву ночь, другие признают самой модной вечеринкой года, приуроченной к выходу сольника одной из важнейших лиц поп-культуры 21-го века — Канье Уэста.
Для Уэста выход альбома никогда не ограничивался классическим набором из синглов и интервью. Во-первых, продвижение творчества он превращал в событие мирового масштаба, за которым наблюдать не менее интересно, чем слушать саму музыку. Достаточно вспомнить, что первый сингл с Yeezus — New Slaves — проецировался на стены зданий в десятках стран, а закрытую презентацию альбома Life of Pablo он провел в огромном нью-йоркском стадионе «Мэдисон-сквер-гарден», совместив ее с показом очередной линейки своей брендовой одежды.
Во-вторых, его публичные высказывания часто становились скандальными: то рэпер в пьяном состоянии во время церемонии награждения MTV вырывает микрофон у замешкавшейся Тейлор Свифт, то выдает в прямом эфире, что действующему президенту Джорджу Бушу–младшему плевать на афроамериканцев. При своей удивительной способности настраивать против себя половину Америки, Канье выпускает музыку высочайшего качества, звучащую по всему миру и восторгающую критиков. На смешанное отношение к нему внешнего мира, рэпер указал в одной из своих самых популярных песен — Power:
Трудности перевода со всей чертовой нацией.
Они говорят, что я был мерзостью нации Обамы.
Пожалуй, это достаточно плохой способ начать диалог (о публичной жизни).
К концу дня, черт возьми, я убиваю это дерьмо
И прекрасно понимаю, что вы тоже это чувствуете (о качестве своей музыки).
Его новый альбом, лаконично названный ye, покорно следует проложенному маршруту. За несколько месяцев до даты релиза, Канье Уэст не просто успел поддержать Трампа, но и высказал мысль, что рабство было выбором чернокожих, за что его так возненавидели почти все американские либералы. Подогревал очаг злости и новый трек Lift Yourself, не попавший на альбом, в котором изысканный бит сопровождается набором бессмысленных слов в духе «пупиди-скуп, скуп-дидди-вуп». Многие пришли к мнению, что Канье наконец-то буквально сошел с ума, и стали ждать подтверждения в первый день лета, в день релиза нового альбома.
Название семитрекового ye отсылается как к сокращенному имени исполнителя (Kan-ye), так и, по его словам, к самому распространенному слову в Библии в значении «ты, вы». Так, в одном только названии, автор соединил себя со слушателем, а позже высказал ему все, что чувствует, записав свой самый короткий и самый откровенный альбом в дискографии.
На обложке, поверх гор Вайоминга, зеленым цветом написана шутка с долей правды: «Я ненавижу быть биполярным. Это классно». В первом же треке I Thought About Killing You («Я думал о твоем убийстве»), музыкант признается, что помышляет о суициде. Во втором — что подсел на психоделики после пластической операции в начале года. Wouldnʼt Leave он посвятил своей жене Ким Кардашьян, в котором меланхолично радуется, что она еще не ушла от него («Двое образуют пару, но мы с тобой — бесконечность»), а в Violent Crimes обращается к своии детям:
Не занимайся йогой, не занимайся пилатесом.
Просто играй на пианино и ходи на карате.
У вас же бывали случаи, когда вы торопитесь где-то записать внезапно появившуюся мысль, боясь потерять ее навсегда? Аналогично Канье задумал законсервировать свои самые актуальные к выходу ye эмоции, поэтому за несколько недель до релиза полностью переписал все песни. Это с удивлением подтвердило его близкое окружение, услышав на ранчо Даймонд Кросс абсолютно другой альбом. Даже обложка была им снята на iPhone по дороге на презентацию.
Тщательно продумывая все свои предыдущие творчески проекты, рэпер творил, как говорят, на века, но ye намного ближе к перфомансу, для которого важно вызвать у слушателя сиюминутные эмоции, ответить на открытые вопросы.
Новый альбом Канье Уэста можно легко назвать худшим в его карьере. Он не такой грандиозный, как My Beautiful Dark Twisted Fantasy, не такой смелый, как Yeezus, но он остается результатом несменного таланта автора, из-за чего в нем так много удачных моментов: современный госпел в Wouldnʼt Leave, грубая нарезка классика Слик Рика в качестве семпла к No Mistakes, сумбурные звуки космических бластеров в Ghost Town. Канье продолжает мастерски сплетать голоса нескольких исполнителей, преобразуя в общий уникальный звуковой поток, как произошло с Кид Кади и Чарли Уилсоном в No Mistakes, Valee и Ty Dolla $ign в All Mine, PARTYNEXTDOOR, Ty Dolla $ign и хора в Wouldnʼt Leave. Рэпер удивительнейшим образом раскрыл талант новой подписантки лейбла G.O.O.D Music — 070 Shake — в двух последних песнях, сделав ее пение красивейшим элементом всего альбома.
Канье Уэст в ye высказал все, что хотел и именно так, как хотел. Хоть мы и ожидали отличного альбома, а получили эмоциональное высказывание, расстраиваться фанатам чикагского рэпера не стоит — уже скоро нас ждет его удивительный совместный проект с Кид Кади. А пока, важно отметить, что Канье до сих пор остается человеком, не поддающимся ни цензуре, ни самоцензуре, что в наше время — большущая редкость. Уже который раз он пытается ударить током застоявшегося слушателя и расширить рамки его мышления за область теплого личного пространства:
Произнеси это громко вслух, чтобы прочувствовать.
Люди твердят: «Не говори то, не говори это».
Произнеси это громко вслух, чтобы прочувствовать.
Взвесь все варианты. Все поддается обсуждению.
Болезнь — это суперсила, рабство — это выбор, и пока другие боятся случайно выронить неподходящее слово, Канье выкрикивает неудобные мысли так громко, как может.