Рецензия на альбом CHVRCHES — Love is Dead
«Любовь мертва» — такая надпись красуется на обложке нового альбома Chvrches, имитирующей обработанное в Retrica селфи с цензурой поверх глаз и едким стикером перечеркнутого сердца. После подобной картины в голове может сразу возникнуть вопрос: неужели прогрессивная техно-группа вдруг решила удариться в 2007-й?
Ну, почти.
Свою первую славу Chvrches (состоящие из Мартина Доэрти, Иэна Кук и Лорен Мэйберри) заработали еще в конце 2012 — начале 2013 годов с выпуском таких хитов, как The Mother We Share и Recover. Позже оба трека вошли в дебютный альбом The Bones of What You Believe, ставший одним из лучших инди-поп релизов 2013 года. То же произошло и в 2015 — вторая студийная пластинка Every Open Eye тоже была крайне успешной, а Chvrches окончательно зарекомендовали себя в качестве молодых и перспективных синти-поп талантов.
Сильнее всего группа выделяется необычным сочетанием броской синтезированной музыки с высоким вокалом солистки Лорен Мэйберри. Но и тексты занимают важное место в творчестве группы — сочиненные то на злобу дня, то интерпретирующие личные истории и переживания каждого из участников.
Что же касается Love is Dead — это противоречивый альбом, который напрочь ломает весь семилетний концепт музыки Chvrches.
Есть три причины, по которым Love is Dead можно считать новой вехой творчества Chvrches.
Во-первых, это первый релиз, выпущенный в сотрудничестве с продюсерами. Работая над предыдущими альбомами группа вела отшельничий образ жизни, отказываясь пускать кого-либо за кулисы собственной музыкальной мастерской. В Love is Dead Chvrches нарушили свои принципы, пригласив в качестве ментора Грэга Керстина — продюсера и соавтора трека Hello певицы Адель, Chandelier Сии и прочих монументальных хитов.
Во-вторых, Chvrches также впервые записали песню в сотрудничестве с другим артистом — с участником группы The National Мэттом Бернингером.
Третьей же причиной можно охарактеризовать сразу весь новый релиз. Chvrches перестали прятаться за метафорами, уделив в Love is Dead место не только эстетике, но и политике — социальным манифестам, поднимающим актуальные проблемы общества.
Впрочем, открывающие треки Graffity и Get Out все еще напоминают о прежних Chvrches. Это меланхоличные песни, повествующие о тщетно ускользающем времени, юности и противоречивой любви под уже привычный залп синтезаторов с ударными. А строчки из Graffity наверняка станут самыми цитируемыми во всевозможных подростковых Тамблер-блогах:
We wrote our names along the bathroom walls
Graffitiing our hearts across the stalls
Iʼve been waiting for my whole life to grow old
And now we never will, never will
Мы писали свои имена на стенах ванных комнат
Рисовали наши сердца на спинках сидений
Всю жизнь я ждала, когда наконец вырасту
Но теперь этого никогда не случится
Схожие мотивы прослеживаются и в My Enemy — коллаборации Chvrches с солистом The National, цепляющей слиянием мягкого тембра Бернингера с вокалом Мэйберри в мелодичный софт-поп.
Forever, Never Say Die и Miracle — пожалуй, самые наивные треки альбома, последние два уже успели стать его главными хитами.
Never Say Die — разгоняющийся синти-поп, вытекающий в рефрен слов поддержки параллельно с депрессивными куплетами-воспоминаниями.
Miracle, в свою очередь, самая попсовая композиция Love is Dead с четко доминирующими эмо-мотивами. Оно и неудивительно — продюсером песни выступил Стив Мак, известный благодаря сотрудничеству с артистами вроде Эда Ширана, One Direction, Деми Ловато и прочими. Miracle, кстати, тоже можно смело разбирать на ванильные цитаты:
Weʼre looking for angels in the darkest of skies
Saying that we wanted more
I feel like Iʼm falling, but Iʼm trying to fly
Where does all the good go?
Мы ищем ангелов в темных небесах
Повторяя, что хотим большего
Я чувствую как падаю, пытаясь взлететь
Куда ушло все добро?
Не обошлось и без сугубо личных композиций, представляющих собой не столько песни, сколько высказывания под ненавязчивый эмбиент. Одна из них, Godʼs Plan (по словам участников группы написанная еще до выхода одноименного хита Дрэйка) — своего рода исповедь Мартина Доэрти под все тот же электронный хаос синтезаторов.
В то же время Really Gone походит на акустическую балладу, насквозь пропитанную меланхолией и неуверенностью в собственном будущем. И это, пожалуй, самая спокойная и грустная композиция Chvrches за всю историю существования группы.
Самый же большой цикл песен Love is Dead посвящен феминизму, дискриминации и безразличию общества по отношению к мировым проблемам. Ярче всех выделяются Graves и Heaven/Hell — настоящие гимны современному апатичному поколению, мгновенно пробирающие своей кусачей лирикой:
Oh, baby, you can look away
While theyʼre dancing on our graves
But I will stop at nothing
Oh, I will stop at nothing
О да, ты можешь отвести свой взгляд
Игнорируя, как они танцуют на наших могилах
Но я этого просто так не оставлю
О да, я этого просто так не оставлю
А в Heavens/Hell Мэйберри вовсе будто агитирует в поддержку акции #TimesUp, завершая свой дерзкий манифест риторическим, но насущным вопросом:
Do you ever wonder what we learned?
We can raise our glasses, dancing on the ashes as it burns
…
Is this heaven or is this hell?
Вам когда-нибудь было интересно, что мы усвоили?
Мы поднимаем наши бокалы, танцуя на пепле, пока он горит
…
Мы в раю или аду?
Deliverance и Wonderland с ii (небольшим инструментальным интро к последней песне альбома), в целом, поднимают смежные вопросы, касающиеся силы предубеждений и беспомощностью изменить мир к лучшему. Иными словами: любовь умерла, а вместе с ней ушло и все добро. Нам же остается лишь терпеть и продолжать надеяться на перемены в будущем.
Love is Dead — самый смелый альбом Chvrches, у которого есть все шансы проявиться себя на мировой сцене. Но фанатов оригинального стиля группы он может разочаровать. Новый релиз предает практически все былые убеждения Chvrches — как в создании музыки, так и ее подаче. Обидно и то, что привычные звуковые эксперименты сошли на нет — Love is Dead не привносит в музыку группы чего-то нового, но, наоборот, добавляет множество шаблонных поп-элементов.
Love is Dead также можно воспринимать как софт-версию прошлогоднего релиза Depeche Mode — Spirit, отличившегося своим рьяным политическим подтекстом и депрессивными мотивами.
С уверенностью же о новом альбоме можно сказать только одно: Chvrches выросли и, наконец, открылись — новому сотрудничеству, слушателю, да и миру, в целом. А «локальные инди-поперы с милой солисткой» эволюционировала в одну из лучших и самых эффектных поп-групп современности.