Рецензия на семейный альбом Бейонсе и Джей Зи — EVERYTHING IS LOVE
Действующие лица
Бейонсе Жизель Ноулз-Картер, бывшая солистка популярной R&B-группы конца 90-х Destinyʼs Child, важнейшая личность американской поп-сцены 21-го века, жена Шона.
Шон Кори Картер, известен общественности как Джей Зи, знаковый бруклинский рэпер нулевых, владелец стримингового сервиса Tidal и музыкального лейбла Roc-a-Fella Records, муж Бейонсе.
Акт 1
LEMONADE
23-го апреля 2016-го года Бейонсе без предупреждения выпустила LEMONADE – свой шестой сольный и второй визуальный альбом после одноименного Beyoncé конца 2013-го. Его сразу же прозвали «феминистическим альбомом, созданный мужчинами».
LEMONADE — почти идеальный образец женского R&B десятых годов, моментально снискавший успех, но не только из-за своей изящной музыкальных составляющей. Американская любимица впервые так публично и иронично бросила тень на отношения с мужем, отметив в песне Sorry («Прости»):
«Я нужна ему только когда меня нет рядом.
Он лучше позвонит Бекки с ее красивыми волосами».
Фанатки певицы в шоке, массмедиа ищут эту Бекки, а LEMONADE занимает первую позицию американского чарта Billboard 200 и получает девять номинаций на Грэмми, две выигрывает. Сразу после выхода LEMONADE стали ходить слухи, что Джей Зи готовит ответный альбом.
Акт 2
4:44
В июне 2017 года почти так же неожиданно на свет явилось высказывание Джей Зи — тринадцатая сольная пластинка рэпера под лаконичным названием 4:44. Привычная бравада одного из самых обеспеченных музыкантов нашего времени ожидаемо ушла на задний план, освободив достаточно места для самообличения и личных переживаний под ностальгические сэмплированные биты культового продюсера No I.D.
Суть 4:44 и ее центральную композицию долго искать не пришлось — это одноименная песня-извинение в середине треклиста, в которой Джей Зи трогательно описал ощущения от того, как недавно чуть не потерял свою семью:
«И если бы мои дети узнали,
Я не знаю, что тогда бы сделал.
Если бы они стали на меня смотреть иначе,
Я бы вероятно умер от стыда.
„Ты сделал что и с кем?“»
На фоне откровенно слабого предыдущего Magna Carta Holy Grail, 4:44 выглядел более целостной и ясно сформулированной работой и впоследствии получил три номинации на Грэмми.
Отношения двух людей окончательно поделились на личную и общественную версии, и отчетливо казалось, что в музыкальном диалоге Картеров не поставлена логическая точка. Между тем показатели LEMONADE и 4:44 кричали о необходимости в продолжении публичной семейной терапии.
Акт 3
EVERYTHING IS LOVE
«Ребята, мы хотим, чтобы вы первые взглянули на новый проект» — радостно произнесла Бейонсе перед посетителями лондонского Олимпийского стадиона, пришедшими на концерт в рамках ее совместного с Джей Зи тура On the Run II. На месте им показали клип на новую песню APESHIT, после которого в Tidal появился альбом Everything Is Love из девяти песен от дуэта The Carters — «Картеры».
События клипа разворачиваются в Лувре, начинается все с того, что Бейонсе и Джей Зи стоят спиной к негласному символу классического европейского искусства — к «Моне Лизе», пока на фоне разминает голос рэпер Quavo и звучат крики обезьян. А далее — нескромные рассуждение о своем превосходстве и артистичное веселье чернокожих танцоров напротив картин Жак-Луи Давида и Теодора Жерико. Основной посыл понятен — современное искусство когда-то угнетаемых провозглашает себя как минимум ровней каноническим работам когда-то угнетающих.
Именно визуализированная композиция APESHIT задает тон всему альбому. Неспроста у нее такое характерное звучание и посыл актуальных трэп-R&B треков. И не просто так именно под конец видеоклипа появляется «Портрет негритянки» Мари-Гийемин Бенуа — один из немногих примеров из постоянной экспозиции Лувра, в котором акцент картины делается на чернокожем человеке. Однако главный герой APESHIT и всего Everything Is Love — это Бейонсе, и именно женская половина дуэта произносит центральную строчку альбома: «Не могу поверить, что мы сделали это!»
Идеологически-центральная роль Бейонсе выражается как в нарративном (именно она должна была простить своего провинившегося мужа), так и в музыкальном значении (певица находится в невероятной музыкальной форме). Вот и получается, что все успешные моменты пластинки преимущественно остались за матерью семейства.
В торжественном треке BOSS, передающим дух популярного чикагского госпел-рэпа, Бейонсе утраивается поудобнее на своем троне:
«В этом нет ничего такого. Я босс и я купила своей маме тачку.
Мои праправнуки уже богаты.
Это много коричневых детей в вашем списке Forbes».
Даже в спродюсированном Фарреллом Уильямсом попсовом и минималистичном NICE, в котором речитатив Джея с самого начала задирает высокую планку, его жена впоследствии перетягивает на себя одеяло одним только напеванием «пошли на**й», обращенного к Spotify. Именно на примере NICE очень четко видно, что Бейонсе не только замечательная певица, но и великолепная рэперша.
Нашлось место в треклисте и для созданного специально под Джея BLACK EFFECT, проникновенный бит для которого соорудил продюсерский дуэт Cool & Dre из сэмпла композиции японской рок-группы 60 — 70-х Flower Travellin’ Band.
Наконец, LOVEHAPPY — эпичная и долгожданная кульминация не только пластинки, но и публичной ссоры пары, для которой крайне удачно подобрана мелодическая основа в виде зацикленного отрывка культового Ric Flair от Killer Mike. Попеременно обращаясь друг к другу, Бейонсе произносит заветные слова в куплете композиции:
«Парень, ты сделал кое-что по отношению ко мне,
Но любовь глубже твоей боли, и я верю, что ты изменишься».
Альбом Everything Is Love Картеров, как и два предыдущих, снова продастся очень хорошо и снова будет признан экспертами. Конечно, говорить об альбоме будут меньше из-за слабо выраженного конфликта в сравнении с LEMONADEи 4:44, но это даже к лучшему. Пусть музыкальная постановка двух знаменитостей и желтизна заметок об альбоме не отвлекают вас от главного: Everything Is Love — это качественная работа двух талантливых и уже опытных музыкантов, которые не столько передают культурный дух Америки, сколько его формируют.