Рецензия на 5 сезон «Лучше звоните Солу». Шедевр телевидения, который пришлось ждать 12 лет
Первые два сезона «Сола» просто-напросто несмотрибельны. В них нам не то что не показывают трансформацию мелкого, но честного правозащитника Джимми в Сола — там даже само развитие Джимми минимальное. Больше всего бесит, как даже это небольшое продвижение персонажа от юридической практики к криминалу сводят в ноль в первой же серии 2 сезона.
Вместо того, чтобы встать на кривую дорожку и хотя бы задуматься о псевдониме «Сол Гудман», Джимми устраивается на работу в крупную юридическую корпорацию. Там у него назревает конфликт с родным братом Чаком (Майкл Маккин). Тот, как выясняется, намеренно саботировал карьеру Джимми, считая его мелким мошенником, недостойным высокого звания юриста. Этой мелодраме целиком посвящены 2 и 3 сезоны.
В 4 сезоне от Чака — одного из самых назойливых и неприятных персонажей в истории фикшена — наконец-то избавились, зато Джимми начал страдать комплексом вины за его смерть. 4 сезон — уже совсем другой сериал, который, тем не менее, трудно смотреть по старой памяти, вместе с Джимми страдая ПТСР на почве предыдущих сезонов.
Не веришь, что улучшения сохранятся. Что сериал не скатится в бездну очередной многосезонной тяжбы (скажем, с женщиной Джимми или бывшим партнером брата). Что линии Майка Эрмантраута (Джонатан Бэнкс), бывшего единственным украшением предыдущих сезонов, наконец-то дадут развиться на всю катушку, а Густаво Фринг (Джанкарло Эспозито) начнет полноценно участвовать в сюжете. Окончательно понимаешь, что сериал наконец-то стал хорошим, лишь когда в повествование вводят нового злодея — блистательного Тони Далтона в роли Лало Саламанки.
Жизнерадостный, полный пугающей энергии и криповатого в этих обстоятельствах оптимизма Лало — первый оригинальный негодяй, появившийся в этом шоу. Его можно считать символом того, что сериал, с одной стороны, перестал быть фансервисом по Breaking Bad, а с другой — наконец-то начал рассказывать интересные оригинальные истории на той же мексиканской почве, которую 5 сезонов так плотно обрабатывали в BrBa.
Ведь проблема сериала была не в том, что Джимми Макгилл 5 лет был другим персонажем, чем тот, что упомянут в названии. Беда в том, насколько искусственными и вымученными методами это достигалось.
«Во все тяжкие» — слабый сериал именно в силу его надуманности, той откровенности, с которой его сценаристы тянут резину, чтобы сохранить статус-кво. Если Джесси узнает, что Уолт убил его подружку, станет трудно писать, поэтому этого не происходит. Если Хэнк выяснит, чем на самом деле занимается Уолт, сериал станет трудно писать, поэтому этого не происходит. Если кого-то из главных героев убьют — да что там, если кому-то из них придется уехать из Альбукерке! — сериал станет трудно писать (и снимать), так что этого не происходит. Сценаристы всегда идут по пути наименьшего сопротивления.
Поэтому какие-то интересные вещи с главными героями BrBa начинают происходить лишь к финальному сезону — а то и к его второй половине. Ранние сезоны «Сола» унаследовали все худшие черты предшественника: если Джимми наконец-то станет Солом… если Майк наконец-то уйдет из сторожей в киллеры… и так далее. Более того, формально это приквел, так что мы точно знаем, что Майка с Джимми не убьют, так что за них не стоит переживать в острых ситуациях. За персонажей, которые в BrBa не появляются, тоже трудно переживать. Ведь понятно, что они просто не доживут…
В 5 сезоне Сол погружается в проблемы картелей почище героя Майкла Фассбендера в фильме Ридли Скотта The Counselor. Снимать и писать об этом гораздо труднее, чем о мелком юридическом хулиганстве. Но шоураннеры сериала — в основном это Питер Гулд при небольшом участии Винса Гиллигана — с честью справились с задачей.
Они убедительно показали и шок от первого убийства, совершенного на глазах у героя, и стойкость, которую Джимми (простите, уже официально Сол) проявляет в кровавой мясорубке. Раньше миры Майка и Сола были параллельными, герои ходили друг другу в гости через эпизоды-порталы, чтобы вернуться к своим жизням. В 5 сезоне эти реальности с грохотом столкнулись, превратившись в один и тот же мир — настолько же смешной, насколько и смертельно опасный.
- Рецензия на 3 сезон «Озарка»: как самоповторы убили хорошую семейную драму в криминальных декорациях
Я говорю, конечно, о серии Bagman — одном из последних эпизодов сезона, в котором Сол, Майк и сумка с деньгами оказываются отрезанными от внешнего мира в нью-мексиканской пустыне. Это потрясающе написанный и поставленный эпизод, легко затыкающий за пояс известную серию BraBa (где Джесси и Уолт оказались в сходной ситуации) и вплотную подбирающийся к величию серии Pine Barrens, о которой я подробно рассказывал в моем обзоре сериала «Сопрано».
Есть два прекрасных героя, невозможная ситуация, в которую они поставлены, и усугубляющее ситуацию враждебное окружение. Дальше сценарист Гордон Смит и режиссер Гиллиган делают все возможное, чтобы каждая секунда экранного времени была в числе самых захватывающих, что мы вообще видели на ТВ или стриминг-плафтормах (да и в кино, если честно). Это тот редкий момент, когда весь проект на 100% оправдывает часто навешиваемое ему претенциозное клеймо «нео-вестерна».
Причем это не красивый филлер в духе пятой серии «Банд Лондона». То, как Майк с Солом выбираются из пустыни, оказывается ключевым сюжетным моментом оставшейся пары эпизодов и приводит к самым прекрасным сценам.
В них участвует все тот же Лало Саламанка — бодрячок-весельчак, вдруг начинающий излучать какую-то совсем потустороннюю угрозу. Это не карикатурный злодей из комиксов в духе того же Фринга. Персонаж так тонко выписан, построен на таких нюансах, что ему место в одном из сезонов «Нарко» — или в том же «Советнике» Кормака Маккарти.
Техника и манера съемки в каждой серии остается фантастической. Это то, что в английском называется pure class, а в русском не имеет точных аналогов (разве что «показать класс»). Демонстрация чисто эстетического превосходства, после которой трудно не заметить, насколько топорно сняты те же «Нарко» или «Озарк». И так хорошо, что в новом сезоне — особенно, в его последних 3 сериях, — этим режиссерам и операторам действительно есть что снимать. Это не пляски вокруг сборки-разборки машины Майка — это отчаянная борьба за жизнь и боевые сцены, которые могут поспорить с редкими не-переоцененными фрагментами Breaking Bad.
И еще один очень сильный козырь «Сола» — его любовная линия. Героиня Анны Ганн в «Во все тяжкие» была тяжеленным моральным якорем, навешанным на шею аудитории. Ярмом черно-белой обывательской морали, по которой Уолт рано или поздно должен Потерять Все и Понести Заслуженное Наказание. Героиня Рэй Сихорн в «Соле» — ее полная противоположность.
Даже в ранних сезонах сериала впечатляла то молчаливая синергия, которую проявляли Джимми и Ким по отношению друг к другу. Без поцелуев, без постельных сцен, без объяснений нам показывали одну из самых трогательных и правдивых линий отношений — через жест, взгляд, выкуренную сигарету. Даже когда отношения между ними перешли на новый уровень (а в 5 сезоне стали официальными), Ким не превратилась в символ другой морали, не стала ограничителем для главного героя.
Она — юрист, подельница, боевая подруга. В актерской игре Сихорн больше всего поражает, как она сумела передать полное принятие и поддержку Джимми со стороны Ким — в ситуациях, в которых в любом другом сериале отношения либо испортились бы, либо и вовсе прекратились. И дело не в том, что Ким в чем-то еще хуже Джимми, нас не ведут к примитивному столкновению супругов на криминальной почве в духе 3 сезона «Озарка».
Таких персонажей вообще раньше не было, Ким не с чем сравнивать — да и не нужно этого делать. Главное, что в океане «бывших жен», все сцены с которыми можно и нужно как можно быстрее проматывать, Кимберли Уэкслер снова и снова способна удивлять зрителя своими настолько же естественными, насколько и нестандартными реакциями на очередной проступок возлюбленного.
Поскольку Ким в «Во все тяжкие» не упоминается, ее арка с Джимми не может кончиться ничем, кроме полного разрыва отношений или смерти. Но по 5 сезону этого не скажешь, она выглядит полноценным, органичным элементом жизни героя, без которого не останется не то что Джимми, но даже Сола. И в этом — величайшее достижение создателей шоу, ради которого за всем этим неровным и перехваленным франчайзом стоило следить с 2008 года.