Рецензия на 3 сезон «Озарка»: как самоповторы убили хорошую семейную драму в криминальных декорациях
Попытки сравнивать «Озарк» (Ozark) и «Во все тяжкие» с самого начала кажутся мне натянутыми и поверхностными. Все сходства сериалов заканчиваются в тот самый момент, когда вы решитесь посмотреть первый сезон хотя бы до половины.
Единственное, что на самом деле роднит эти проекты — схожая фабула про обывателя, который затащил свою семью в водоворот из кровавых разборок наркомафии, будучи порой неспособным держать ситуацию под контролем. Но если «Во все тяжкие» целиком были посвящены трансформации на первый взгляд добропорядочного семьянина в настоящего дегенерата и монстра от мира криминального бизнеса, то «Озарк» заходит на совсем иное социальное поле.
Создателям шоу больше интересны перипетии личной жизни героев. То, как экстремальные вызовы внешней среды влияют на внутренний уклад их семейных отношений и потихоньку начинают разрушать некогда счастливый брачный союз.
Именно этим отправным точкам и посвящен новый сезон. Но, пытаясь рассказать сложную и драматичную историю распада и разложения всего лучшего, что может быть в отношениях, он слишком часто стал отвлекаться на криминальные разборки и странные сюжетные повороты.
Эволюция истории в новых эпизодах идет, на первый взгляд, по самому логичному и правильному пути. Первый сезон был посвящен попытке семьи Марти Берда адаптироваться в новых реалиях жизни в американской глубинке и желанию сохранить привычный уклад своего супружеского быта. Второй ярко показывал дегенерацию отношений родителей и детей, которые не могут простить друг другу годы обмана и недомолвок.
Новый же сезон наконец обостряет все конфликты до состояния полнейшей катастрофы, напрямую противопоставляя супругов, превращая их в чуть ли не кровных врагов. Здесь на полную катушку отрабатываются главные проблемы любого брака.
Невозможность отпустить обиды прошлого, попытка супругов контролировать друг друга, или сбежать от постоянного контроля своего партнера, банальное тщеславие и разочарованность в отношениях.
Кажется, что, если заменить постоянную вероятность быть выпотрошенными боевиками мексиканского наркокартеля на более приземленные поводы для сор, то суть конфликтов между героями кардинально не изменится. Мертвые партнеры превратятся в разбитую посуду, а 50 миллионов грязной наличкой — в женский волос на переднем сиденье машины.
Шоу по-прежнему использует криминальную историю лишь как катализатор для появления новых испытаний, к которым семейная пара Бердов абсолютно не готова. Введенный наконец в сюжет глава картеля Наварро, вступивший в странные отношения с женой главного героя, выступает здесь в качестве метафоры на желание женщины не сидеть дома и проявить инициативу в браке. А покупка нового бизнеса для отмывания денег — причина спора супругов о том, что перетягивать одеяло на себя в отношениях может только мужчина.
Вообще любая ситуация и конфликт становятся тут поводом для семейной терапии. Даже психолог, к которому ходят Берды, оказывается в итоге затянут в их брачную бурю, уничтожающую все на своем пути.
Сценарные арки второстепенных персонажей получили наконец в новом сезоне достойное развитие. Раньше они лишь отвлекали зрителя от перипетий в отношениях семьи главных героев, разбавляя повествование историями эксцентричного ФБРовца-гомосексуалиста или долгим попыткам простой девчонки из грязного трейлера изменить свою судьбу и жизнь одаренного брата. Теперь многие важные дидактические посылы сценаристов сконцентрированы и в их судьбах.
Работающая на Бердов Рут все больше начинает понимать, что, становясь частью семейного бизнеса чужих тебе людей, ты можешь в итоге потерять собственных близких. Ее брат Уайт демонстрирует классическую судьбу подростка, который лишился родителей и жизненных ориентиров, отправив себя в ад существования ради чужих интересов.
Почти все выжившие к третьему сезону герои наконец-таки становятся самостоятельными, и этот сценарный тренд не может не радовать. Правда, всю магию выстроенных в одну правильную геометрическую фигуру судеб рушит появление главного персонажа нового сезона — брата Венди Берд.
Именно он становится ахиллесовой пятой всего третьего сезона. Кажется, что сценарной группе в какой-то момент была дана отмашка кардинально обострить основные конфликты между супругами, и они не нашли ничего лучше, чем ввести в сюжет этого героя-заглушку.
Абсолютно алогичный персонаж, характер которого объясняется проблемами с психикой, рушит всю реалистичность сюжета, которую так долго выстраивали создатели.
Вместо того чтобы продуманно и постепенно вводить героев в состояние эмоционального катарсиса, заставить наконец их пожертвовать самым главным и совершить страшные метаморфозы с собственной душой, сценарий идет по самому простому пути. С первого же появления в кадре ты понимаешь, чем закончится вкрапление этого героя в конфликт, как он повлияет на него, почему это выглядит предельно бездарным и провальным ходом. От шоу, которое так бережно относится к характерам своих персонажей, просто не ожидаешь подобной халтуры.
К концу сезона появляются и проблемы с динамикой происходящего. «Озарк» никогда не боялся убивать центральных персонажей, резко обрывать важные сюжетные ветки, постоянно вводить в повествование новых действующих лиц. Но то, что происходит под конец сезона, кроме как мешаниной и полнейшей неразберихой не назовешь.
За пару серий сценаристы прогоняют столько важных событий, которым не было уделено должного внимания, что кажется, будто из шоу вырезали пару-тройку эпизодов. Финал вообще дразнит вроде бы неожиданным поворотом, но на деле откатывает сюжет к тому, с чего вообще начался третий сезон.
Словно бы все эти десять серий существовали лишь для того, чтобы показать пару важных моральных выборов Бердов, и закольцевать наконец историю конфликта супругов. На этом можно было бы и закончить эту грустную сказочку о том, что не всегда все живут в браке долго и счастливо.
Но, вне всяких сомнений, «Озарк» получит новый сезон. Для всех любителей мрачных и реалистичных семейных драм он все еще остается одним из лучших проектов последних лет. Ценители же криминальных сюжетов давно поняли, что это шоу не для них, и пошли дальше.
Потому сценаристы и продолжают старательно отрабатывать запрос верной проекту аудитории. Вопрос лишь в том, что они могут показать нам дальше, если третий сезон оказался настолько полон филлерами и странными решениями. Сериалу определенно пора выходить из жмущей со всех сторон концепции семейной драмы, и дать наконец зрителю что-то новое. Еще десять серий исключительно про разборки супругов, разбивающих чужие жизни чаще, чем тарелки на ненавистной кухне, поклонники могут просто не выдержать.