Рецензия на 3 сезон «Леденящих душу приключений Сабрины». В этот раз все отлично — если бы не финал
С первого же эпизода видно, что авторы Chilling Adventures of Sabrina постарались исправить некоторые ошибки прошлых сезонов. В предыдущих текстах больше всего я сетовал на чересчур жирный ЛГБТ-акцент, который сильно бросался в глаза. Вы не поверите, но теперь этого фактически нет. То есть, основной посыл никуда не делся, просто его подают очень аккуратно. Не побоюсь сравнить такой подход с Sex Educatiom, где персонажей раскрывают естественным образом, независимо от их ориентации — без откровенных заявлений.
Например, у Тео (напомню, раньше он был девушкой по имени Сьюзи) появился бойфренд. И это нисколько не напрягает. Другое дело, что у Лаклан Уотсон не очень-то получается изображать парня, из-за чего отношения между героями периодически воспринимаются не так, как было задумано. Увы, надевать мужскую одежду недостаточно. С другой стороны, на зрителей больше этим не давят.
Если сделать скидку на то, что «Леденящие душу приключения Сабрины» (Chilling Adventures of Sabrina) сериал в первую очередь про ведьм, то на феминистическом фронте в третьем сезоне тоже все относительно спокойно. Никто больше не пытается всем своим видом сказать: «Я — сильная и независимая!» Зато больше внимания было уделено тому, как показать это через действия.
Разумеется, можно упрекнуть создателей в том, что мужские персонажи в сериале несколько слабохарактерные, но это весьма реалистично. Даже упрек Зельды из разряда «мы же не мужчины, чтобы решать конфликты грубой силой» в целом звучит справедливо. К тому же женщины здесь тоже далеко не идеальные, а главная героиня вообще источник всех бед и воплощение легкомыслия.
История в третьем сезоне стала более комплексной и нелинейной — она не замыкается на Люцифере. В ней множество сюжетных ответвлений, которые дают глоток свежего воздуха. Семейные терки с Сатаной порядком поднадоели. Однако это повлекло за собой проблемы посерьезнее нескончаемых реверансов в сторону ЛГБТ-сообщества, чтобы заслужить плюсик в карму.
Сабрина спасает Ника из Ада и пытается найти способ освободить его от Темного лорда. В то же время она становится королевой подземного царства, а у ее парня едет крыша. Несмотря на то, что Утренняя Звезда законная наследница трона, местная знать негодует, дескать, где это видано, чтобы 16-летняя чирлидерша правила преисподней. А Калибан, который хочет превратить Землю в десятый круг Ада, бросает ведьме вызов — на престол взойдет тот, кто первым найдет хотя бы два из трех древних оккультных артефакта. Впрочем, это не единственная угроза человечеству и семье Спеллманов, которая начала терять свою силу: в Гриндейле обосновался клан язычников, поклоняющийся древним богам.
И это даже не все, в сериале еще полно других сюжетных линий. Взять хотя бы Фауста Блэквуда, который отрекся от Люцифера и начал поклоняться некой Пустоте, а также искать способ призвать ее в наш мир. Со всем этим авторы ловко управляются вплоть до восьмого эпизода. Они мастерски подогревают интерес, но в самый ответственный момент все идет наперекосяк.
Не нужно было торопиться. В первых шести эпизодах события набирают обороты. Седьмая серия — перипетия. В ней ситуация накаляется до предела: знакомые герои мрут один за другим, а Земля оказывается на грани апокалипсиса. Невольно вспоминаются «Мстители: Война Бесконечности», которых я точно так же смотрел с открытым ртом. Разве что достойного злодея с мотивацией не хватает. Антагонист здесь вообще получился весьма абстрактным. Эту роль на себе поочередно примеряют сразу несколько персонажей.
Остается всего один эпизод. И как, спрашивается, за несчастные 50 минут закончить все основные сюжетные линии? Сделать это вполне реально, если пожертвовать глубиной сериала и оставить некоторые действия за кадром в надежде, что зрители сами обо всем догадаются. Однако, как результат, уловить суть происходящего на экране становится очень трудно, а порой и совершенно невозможно.
Что-то упускается из виду. Например, в сериале явно изначально хотели получше раскрыть Калибана и показать, как развиваются потенциально романтические отношения между принцем Ада и Сабриной. Движений в эту сторону было много, но сценаристы бросили эту задумку на полпути, в конце концов вернув героя к первозданному виду и окончательно закрепив за ним звание плохиша. А жаль, в определенный момент я начал проникаться к нему симпатией
А что-то возникает буквально из ниоткуда. Например, страстный поцелуй Зельды и новой героини, с которой та едва знакома. Прежде они контактировали друг с другом всего в нескольких сценах. В одной из них Спеллман выражала недовольство присутствием этой странной ведьмы, которая колдует при помощи странных и слегка вызывающих танцев. Когда между ними пробежала искра, непонятно.
Я уже не говорю о внезапном решении, кхм, частички Сабрины править Адом вместе со своим отцом, с которым она боролась на протяжении двух с хвостиком сезонов. Подозреваю, что создатели это объясняют для себя жаждой власти, которую Утренняя Звезда как бы временами проявляет, но выглядит это очень притянуто. Куда вдруг делась вся ее ненависть к Люциферу? Впрочем, злодейку из нее пока тоже не делают. Вот и получается — ни рыба, ни мясо.
Итого
Несмотря на паршивую концовку третий сезон оставляет за собой хорошее впечатление. Он смотрится на одном дыхании, а положительных моментов в нем точно не меньше отрицательных. Начиная с интересного взгляда на актуальные проблемы (так, в сериале показали, что глубоковерующих может без труда обмануть даже дьявол) и заканчивая неподражаемой Мишель Гомез, которую я постоянно хвалю. На этот раз она получилась более разноплановой, так как играла одновременно Мадам Сатану и свихнувшуюся школьную учительницу.
Стоит ли смотреть продолжение Chilling Adventures of Sabrina? Однозначно. Просто будьте готовы, что финал по качеству исполнения не соответствует завязке. И не ждите чего-то невероятного в плане визуала, бюджет у сериала явно не увеличился, так что выглядит он соответствующе — не хуже, чем раньше, но и не лучше. Лично я нахожу некий шарм в недорогих спецэффектах, поэтому у меня это не вызывает противоречивых эмоций. И то, как в шоу изобразили Ад, меня вполне устраивает.