Рецензия на 2 сезон подросткового сериала «13 причин почему» от Netflix
В марте 2017 года на Netflix вышел первый сезон сериала «13 причин почему» — молодежной драмы о девушке-самоубийце, снятой по одноименному бестселлеру Джея Эшера. Это, без преувеличения, был прорыв (короткая рецензия Трофимова в подборке). Настолько сильного и реалистичного тв-шоу про подростков не появлялось, наверное, со времен первого поколения британских «Молокососов» 2007 года. И лишь у Netflix хватило смелости продемонстрировать что-то настолько новое и оригинальное.
Главным отличием «13 причин почему» от других современных представителей жанра стал акцент на ряде действительно важных подростковых проблем — не на пресловутой драме, надуманной весьма взрослыми сценаристами по мотивам смутных школьных воспоминаний, но на бичевании актуальных язв общества. Сериал не душил пафосом и не был очередным собирательным образом всех клишированных молодежных тв-шоу. Он рассказывал вполне реальную историю, стараясь подать ее как можно более приземленным способом — местами романтизируя, но по большей части говоря правду прямо в лицо зрителю.
По этой же причине «13 причин почему» вызвал множество споров. Сериал не стеснялся демонстрировать натуральное насилие, буллинг и, непосредственно, сцену самоубийства, которую вовсе клеймили в чрезмерной наглядности (мол, подростки могут воспринять действия героини как инструкцию).
Прислушавшись ко всем недовольным, авторы взялись за разработку второго сезона… и превратили сериал в одну большую и нудную социальную рекламу.
Новый сезон «13 причин почему» плох. Он провален с первого и до тринадцатого эпизода. Сериал порочит историю оригинала, ее персонажей и пытается выехать только за счет акцента сразу на всех современных мировых тенденциях. MeToo, харассмент, шутинг, гомофобия, буллинг, психические расстройства — второй сезон впитывает абсолютно все актуальные проблемы общества, по итогу выдавая сумбурный ком нереализованного потенциала.
У первого сезона была четкая структура: 13 серий — 13 причин самоубийства главной героини, которые так или иначе затрагивали окружавших ее подростков. Каждый эпизод повествовал об одном персонаже, чья история была тесно привязана к доминирующей сюжетной линии — решению Ханны Бэйкер свести счеты с жизнью. По итогу же вышло скрупулезное цельное произведение, которое не отклонялось от главной темы, но вскользь успевало захватить и ряд других.
Во втором же сезоне авторы сами не поняли, на чем лучше заострить внимание. Больше всего времени уделяется арке Брайса Уолкера — а именно, жертвам насилия, к которым причастно всеми лелеемое «лицо» школы. Сезон построен по такому принципу, что в каждом эпизоде герои дают показания в суде по делу Бэйкеров, параллельно начиняя лор сериала флэшбэками и новыми сюжетными ответвлениями.
Здесь же появляются другие проблемы: сцены с прошлым Ханны Бэйкер напрочь рушат всю логику первого сезона, а небрежно составленный сценарий полон смысловых и мотивационных дыр.
Новые серии вносят заметные поправки в портрет главной героини, с каждым эпизодом превращая зашуганную девочку из первого сезона в своего рода Лору Палмер. Ханна лгала — она не искажала правду, но замалчивала важные факты, которые впоследствии негативно сказываются на репутации персонажа. Все новые флэшбэки в жизнь Бэйкер обесценивают чуть ли не половину причин самоубийства героини, рассказывая совершенно иную версию развития событий.
Новые детали заметно влияют и на других персонажей. Больше всего досталось второму главному герою сериала — Клэю, который становится одержим выявлением правды. Да, Клэй и так занимался этим весь первый сезон, но во втором персонаж становится совсем невменяемым. Поначалу он отказывается верить в «неидеальность» своей (бывшей) возлюбленной, однако после сам не может разобраться в собственных чувствах. Клэй то превращается в слатшеймера, то снова закрывает глаза на недавно всплывшие факты, отчего мало что страдает сам, так еще и подставляет других.
Так во втором сезоне Ханна и Клэй буквально становятся главными антагонистами сериала. И пока одна продолжает мстить обидчикам через кассеты, второй вершит самосуд, считая себя единственным «достойным» умершей девушки.
С остальными персонажами все проще: им достались относительно слабые сюжетные линии, которые блещут разнообразием, но совершенно не вдаются в детали. У Джастина это наркомания и скитание по улицам, Тони, Кортни и Райан мирятся с гомофобией, Скай страдает от биполярности, Алекс оправляется после попытки самоубийства, Джессика и еще несколько девушек противостоят насильникам, а Тайлера мало-помалу доводят до кульминации с шутингом.
Все это происходит на фоне суда между школой и семьей Бэйкер, а также периодически поступающих угроз подросткам от анонима (тут помимо драмы в игру вступают и триллер, и даже своего рода мистика). Ханна, кстати, теперь приходит в галлюцинациях Клэя, так что арке с причинами поступка главной героини все еще уделяется немало времени.
Сезон банально перегружен — «13 причин почему» превратился в «100 причин почему, зачем, как, отчего…» и еще кучу вопросов, разносящих структуру шоу в клочья. Все эти разборки тянутся вплоть до 11 эпизода (в сезоне также 13 серий), и только после приходят к какой-то развязке.
Помимо насилия дополнительное внимание уделяется феномену шутинга. За 2018 год в США было зафиксировано 23 случая стрельбы в школах — не удивительно, что это стало одной из доминирующих тем сериала. Впрочем, раскрывается тема также вяло и не приводит к какому-либо внятному заключению. Стрельбы, как таковой, в сезон добавить не осмелились, а конфликт и вовсе рассеивается сам по себе — несмотря на постоянные затравки, которые, казалось бы, заведомо намекали на что-то серьезное. Возможно, это и к лучшему — как-никак «триггеры», спусковые крючки (во всех смыслах) для реальных подростков, за которые сериал ругали еще в первом сезоне.
Но это не отменяет того факта, что «13 причин почему» лишился своего главного козыря — реализма. И превратился в еще одно блеклое шоу про очередных трудных школьников.
Итог
Второй сезон был ошибкой с самого анонса. Сюжетная линия Ханны Бэйкер подошла к концу в финале первого сезона — она рассказала свою историю и наглядно продемонстрировала ее самые плачевные последствия. Новые 13 серий — это фансервис пополам с дико навязчивой социальной рекламой, добавленной в угоду актуальным мировым течениям. Ни один из эпизодов не несет в себе какой-либо ценности — они просто набиты всем подряд, надеясь перебором зацепить каждого подростка близкой лично к нему (или к ней) проблемой.
Сезон попытался выехать только за счет своей фанбазы и общественных трендов — буквально взять количеством, а не качеством. И в итоге стал не более чем еще одним безжизненным недоразумением, ломаным языком высказывающим что-то на тему современной молодежи.