Рецензия на «Звездные войны: Пробуждение Силы». Без спойлеров
Так понравился ли мне фильм, учитывая весь фанатский багаж? Не покоробил ли он поклоннический стоицизм? Как вам сказать… Да я весь сеанс подпирал стояком кресло впереди сидящего!
Из кинотеатра выходил с мальчишеской романтикой в голове. Хотелось туда, за экран: полетать на «Тысячелетнем Соколе» и TIE-истребителях, прокатиться на «ледянке» по дюнам Джакку (заглянуть в заброшенный «Звездный разрушитель»!) и погулять по коридорам отполированной базы Первого Порядка…
Эстетика далекой-далекой галактики, ее культура, герои (как старые, так и новые), – оставляют в мечтательном, скорее даже замечтавшемся, состоянии. Снова чувствовать и сопереживать чему-то настолько родному и близкому, как «Звездные войны», это… это, блин, удивительно! Все равно что вернуться домой после 30 лет чужбины, а вокруг заботливые фантомы прошлого радуются, хлопочут и подбивают подушки, чтобы ты чувствовал себя желанным гостем.
Вот и «Пробуждение Силы» бередит память о пережитом, цепляет на уровне ощущений. Вспомните, «Новая надежда» не раскрывала всех подробностей мира «Звездных войн», но ты подсознательно чувствовал, что за каждой планетой, персонажем и даже кантиной стоит целая история. Кто этот молчаливый Боба Фетт? Кем был Бен Кеноби до Татуина? Что за имперский Сенат? На этом любопытстве и построили Расширенную Вселенную.
«Пробуждение Силы» разжигает в душе все то же любопытство. Кто эти Рыцари Рен и Верховный Лидер Сноук? Чего там с предысторией Кайло Рена, почему он творит настолько крутые штуки при помощи Силы? А Люк где был все эти 30 лет? А что происходило с Ханом и Чуи? Да черт его знает, фильм вам не расскажет.
Но поэтому вы после сеанса и будете строить свои теории, и с друзьями их обсудите, и не раз. Я уже умираю от желания прочитать книги, которые заполнят пробелы новой эпохи, ведь за минувшие 30 лет в галактике произошло столько всего интригующего!
Скажу больше. Будь у меня возможность – и приглашение на вечернюю премьеру – я бы сорвался на еще один сеанс. Ну просто чтобы заново пережить это удивительное приключение и пошмыгать носом над щемящим финалом.
Кстати, парень, который сидел слева от меня – извини, что на ТОЙ САМОЙ СЦЕНЕ я громко и очень расстроенно закричал …… [все очень плохо]. Мне правда стыдно! Но что взять с сектанта?
И нет, я не настолько потерян, чтобы вопить от чего угодно по «Звездным войнам» (а сомнительного даже в новом каноне достаточно). Те же приквелы, в отличие от «Пробуждения Силы», у меня таких эмоций не вызывали, пусть скачущий по платформам Йода в свое время тоже заставлял визжать от восторга. Лукас грузил нудной политикой (смотрите, мы снимаем не просто эпос, а эпос с подтекстом!), раздражал глупыми гэгами и травил Джа-Джа Бинксом, который по степени непроходимой ублюдочности стоит в моем расстрельном списке рядом с Долорес Амбридж, Рамси Болтоном и Джоффри Баратеоном.
Так почему у Абрамса получилось, а у Лукаса на втором заходе – нет? Все просто. «Пробуждение Силы» – это очень честный фильм. Такой же честный, как и оригинальная трилогия. Это сказка, которая осознает себя сказкой и не пытается притворяться чем-то более сложным. В этом, пожалуй, и заключается «дух оригинала», про который столько говорят. Бери и снимай приключение – бесконечно наивное (но не глупое), с монохромным делением на добро и зло и милыми персонажами, которых, в общем-то, можно описать в одну-две строчки.
И даже сюжет тут дело третье. Что классические фильмы, что «Пробуждение Силы» – это увлекательное путешествие из точки А в точку В, которое интригует контекстом, а не трудами сценаристов.
И можно, конечно, подбочениться и экспертно зашелестеть усами. Мол, седьмой эпизод слишком сильно опирается на наследие саги, ничего нового! Почти правда. Отсылки, сценарные ходы, очередная Звезда Смерти, которая теперь вроде бы смертоноснее и называется по-другому, все это уже было пережевано Лукасом – иногда по два раза. «Пробуждение» вообще легко принять за вольный пересказ «Новой надежды». Но как иначе?
Задачей Абрамса было передать факел от одного поколения другому, закрыть старые сюжетные арки и плавно подвести к новым (финал, господа, финал!). Джей Джей уложил чернозем для наследующих его кресло режиссеров, которым, конечно, после «Пробуждения» будет свободнее дышаться, ведь теперь у создателей развязаны руки, а все обязательные почести прошлому – отданы.
Ну и главное, что кино в итоге все равно получилось замечательное. Не идеальное. Но замечательное. Впрочем, на высокий синематограф «Звездные войны» никогда и не претендовали.
Рецензия Александра Трофимова**.**