25 февраля 2017
Обновлено 21.01.2020

Рецензия на «Защитников» Сарика Андреасяна

23 февраля на наши экраны вывалились «Защитники», предложив прекрасный способ омрачить себе праздник. Первый российский блокбастер о супергероях, не основанный ни на каких комиксах – только на ограниченной фантазии создателей.  <br />В рецензии много спойлеров разной степени тяжести, но, если честно, я не знаю, что в этом фильме можно как-то испортить. Там один черт ничего нет. Неожиданного – в первую очередь.
23 февраля на наши экраны вывалились «Защитники», предложив прекрасный способ омрачить себе праздник. Первый российский блокбастер о супергероях, не основанный ни на каких комиксах – только на ограниченной фантазии создателей.
В рецензии много спойлеров разной степени тяжести, но, если честно, я не знаю, что в этом фильме можно как-то испортить. Там один черт ничего нет. Неожиданного – в первую очередь.
Рецензия на «Защитников» Сарика Андреасяна - фото 1

Сновидения помещаются в мозгу в какую-то отдельную папку, из которой затем очень быстро стираются. Сразу после пробуждения вы еще помните сон в деталях, но уже через пару часов вы не сможете сказать, что вам снилось – даже в самых общих чертах, кэш очищен. Если только не сидеть и не вспоминать сон, не пересказывать его кому-то за завтраком, не перекладывать старательно в долговременную память по детали – он сотрется из памяти бесследно.

Так вот, «Защитники» – это сон. Даже спустя всего сутки с просмотра вспомнить этот фильм уже очень тяжело. Дело даже не в том, что он плох, хотя он безусловно плох. Дело в абсолютной и безнадежной его пустоте.

Самое обидное, что фильм не настолько ужасен, чтобы вызывать хохот и даже серость его бесполезнее, чем серость «Оттенков». Там была никчемность эталонная, идеальная, полученная в результате научных экспериментов в лаборатории, произведение искусства в жанре максимальной невзрачности и антикреатива. Серость картины Сарика похожа на грязь – кроме скуки и щемящей тоски она не вызывает ничего. Вам словно показали некую заготовку, драфт сценария и превиз, пруф оф концепт, делать с которыми что-то дальше никто уже не собирается.

Рецензия на «Защитников» Сарика Андреасяна - фото 2

В диалоги забыли добавить диалоги, в актеров – актерскую игру, в персонажей – персонажей и так далее. В каждом аспекте фильм выглядит настолько дефолтным и ленивым, словно Сарик шел по пути наименьших усилий. В роли злодея будет Злодей, его сила – в Силе.

Там, где ответы не лежали на поверхности, их без стыда тащили из соседних фильмов. Злодей будет создателем героев, как в парах Вейдер/Люк, Росомаха/Страйкер, Дедпул/Аякс, Франкенштейн/Монстр. Ничего интересного мы из этой динамики тащить, конечно, не будем. Просто он ставил над ними страшные эксперименты и превратил в бессмертных вечномолодых суперлюдей, за что те, естественно, хотят его убить.

Также этот злодей будет безумным ученым (счетчик штампов говорит: «Дзинь!»), который подвергся радиоактивному излучению (Дзинь!), обрел сверхчеловеческую силу (Дзинь!), создал экзоскелет (Дзинь!), позволяющий ему управлять любой техникой (Дзинь!).

Итого – помесь Октавиуса, Халка, Терминатрикс из «Терминатора 3» и Ванко из «Железного человека 2» (его кнут тоже захватили, чтобы два раза не бегать). И звенеть счетчиком можно продолжать бесконечно. Оригинальных идей тут нет, потому что они, похоже, тут никому не были нужны.

Все лучшее – в трейлеры

Полная версия «Защитников» воспринимается как куски, что мы видели в трейлерах, разбавленные филлером. Все самое яркое было в роликах, шуток в фильме две, и они обе тоже в них были, какие-то драки и перестрелки мы видим впервые, но они не отличаются от тех, что мы видели в трейлерах, и ничего не добавляют к общему впечатлению.

Даже самое нелепое и убогое, поражающее своей неадекватностью, вы тоже уже видели. Медведь с ужасной графикой вместо шерсти в итоговом фильме выглядит так же вырвиглазно – ничего не меняли. Лоурезные вертолеты, несущие башню, заблеренный злодей, открывающий заблеренные ворота – все осталось на том же диком уровне.

Что было не совсем ясно из трейлера, так это то, насколько убого выглядит злодей. И я даже не говорю про его ленивый концепт (полуголый качок в экзоскелете) или мутную мотивацию. Я про его клоунский резиновый костюм качка, очевидно напяленный на актера среднего телосложения.

Серьезно, если есть в этом фильме хоть что-то, от чего можно смеяться до слез, то это как раз эти резиновые мышцы, нарисованные кубики пресса без пупка и непропорционально крохотная, почти женская стопа в валенках.

Я искренне не могу понять, как ни один человек на съемочной площадке не поднял руку и не сказал – знаете, это не работает. Сколько гирлянд (у него шея и грудь светятся от кипящей внутри злобы) и салфеток в этот лифчик не пихай – он не работает. Давайте просто наймем на роль реального качка, можно немого.

Рецензия на «Защитников» Сарика Андреасяна - фото 3
Рецензия на «Защитников» Сарика Андреасяна - фото 4
Рецензия на «Защитников» Сарика Андреасяна - фото 5

В остальном же фильм умудряется пройти по грани между увлекательным и уморительно убогим – так ловко, что ни получать удовольствие, ни угорать над факапами не получается. Остается лишь смотреть на часы. Драки сделаны более-менее адекватно, но без огонька. Тут нет ничего достаточно впечатляющего, чтобы всерьез кричать «Ух ты!», но и каскадеров, падающих за полметра от удара героя, вроде тоже нет.

В начале фильма есть сцена испытания новых ходячих танков – те самые паукообразные танкетки с пулеметами, что мы видели в трейлере. Они беспилотные и на испытаниях после уничтожения тренировочных целей, естественно, выходят из-под контроля.

Эта сцена смотрится настолько лучше всего остального фильма, что кажется, будто снимал ее вообще не Сарик, а какая-нибудь вторая съемочная группа, как часто делается в Голливуде. Да и графика на этих танкетках, что в этой сцене, что потом – хорошая. Не в пример лучше, чем на медведе и его пулемете. Опять же – их делали разные студии? Разрыв качества ряда аспектов в самом фильме временами поражает.

Сцена эта, к слову, только зря обнадеживает и ни к чему не ведет. Танкетки никакой ключевой роли так и не сыграли – просто еще пара единиц техники в море танков и грузовиков – зачем их было представлять с такой помпой – неизвестно.

Рецензия на «Защитников» Сарика Андреасяна - фото 6
Рецензия на «Защитников» Сарика Андреасяна - фото 7

Национальная идея

В трейлерах явно чувствовалось позиционирование истории как завязанной на советское наследие. Советские тайные эксперименты в сверхсекретных бюро, команда сверхлюдей на государственной службе и т.д. Никакого развития в фильме эта тема не получает, поэтому если кто мечтал обмазаться развесистой клюквой, то остыньте. Союз тут приплетен сбоку, ни на что по сути не влияет, а вся история настолько оторвана от каких-либо национальных, социальных и политических реалий, что даже особо российской не ощущается. Медведь с пулеметом – зачастую единственное напоминание о том, что именно мы смотрим. Но даже он не способен сказать, зачем мы это смотрим.

Настолько же бесплоден и мультинациональный состав команды, который по идее нужен был, чтобы ввести в фильм тему братства народов.

Но для разговора на эту тему в фильме должны быть народы. Страна. Живые люди, их проблемы и разногласия. Мало собрать вместе представителей четырех этносов и показать, что они способны работать вместе. Защитники идут убивать своего создателя – это простейшая история мести, тут нет сложных социальных проблем, в которых каждый супергерой мог бы иметь свое мнение как представитель определенной народности.

«Первый мститель: Противостояние» пытался показать, как супергерои разбираются со сложным социальным вопросом, насколько по-разному смотрят на него, учитывая, кто они и откуда пришли. Даже «Притяжение» подошло к теме ксенофобии куда более ответственно, хотя и вышло в результате противоречивым.

Здесь ничего подобного нет и в помине. Это может быть любая страна, а четверка героев может быть любых других национальностей – замены не повлияют абсолютно ни на что. Происхождение героев не диктует ни их поступки, ни их роль в происходящем, частью или ярким представителем чего-то большего они не ощущаются.

Эти ребята куда точнее отображают наши реалии. Вы знали, кстати, что это не просто одинокая картинка – про них сделано много [комиксов](https://vk.com/blustiteli) и даже простеньких [мультфильмов](https://www.youtube.com/user/blustiteli). Очень ржачных.

Эти ребята куда точнее отображают наши реалии. Вы знали, кстати, что это не просто одинокая картинка – про них сделано много комиксов и даже простеньких мультфильмов. Очень ржачных.

Роскомнаха и Цензура следят за порядком

Армянский блокбастер

И потом, равноправия как такового в четверке все равно нет – вперед явственно выдвигают Лера, Человека-Землю. Причем выдвигают не столько реалии изображаемого мира, сколько постановщики картины. Как уже отмечал Паша, молитву Лера не запомнить нельзя – потому что это перетянутая сцена в горной церкви с монологом на незнакомом языке, длящаяся минуты две. Сцена не дает нам ничего, чего не дала бы десятисекундная вставка, но, видимо, Сарику важно было что-то подчеркнуть этим щедрым хронометражом. Знать бы, что именно.

Все герои в какой-то момент спотыкаются и начинают блевать экспозицией со своими самыми личными страхами или трагичными ориджинами, но монолог Лера о проблемах бессмертия отличается тем, что ближе всего подходит к человеческой речи, к работающей драме. Это рассказ о дочери, которая успела вырасти, состариться и умереть, пока он даже не изменился внешне – это неплохая сцена, которая бы даже сработала, будь вокруг нее адекватный фильм.

Лер же называется и самой главной угрозой Злодею, мол, его почва-силы способны на огромные разрушения и поэтому Куратов стремится уничтожить в первую очередь его. Именно Человек-Земля таким образом оказывается в центре их финальной атаки.

В общем, «Защитники», получается, армянский блокбастер. Я ничего не имею против главного героя-армянина или самой идеи того, что один член команды могущественнее и важнее остальных. Мне просто видится в этом обыкновенное своячество Сарика Андреасяна. Ну хочется ему отрезать кусок побольше своему земляку. Это как-то мелочно что ли. Что, снимал бы Бекмамбетов – главным внезапно стал бы Хан?

Мне все равно, будет ли у группы лидер, и к какой народности он будет относиться, но я хочу понимать – почему он лидер. Хочу видеть в самом фильме причины того, что именно его группа воспринимает как главного, она готова его слушать и мы видим плоды его умелого руководства. Здесь это выглядит как одолжения, Лер раз за разом получает вещи (сцена, развивающая персонажа, сцена инициации, сцена падения на дно и «превозмогания»), которые по идее должны были достаться всем, но остальных не то забыли, не то вырезали их куски при монтаже.

Обиднее всего, что даже все эти поблажки персонажа Лера не спасают – он выглядит не более живым, чем остальные герои.

Советское супер-оружие, о котором никто не знал и которое мы почему-то ни разу не использовали за десятилетия.

Советское супер-оружие, о котором никто не знал и которое мы почему-то ни разу не использовали за десятилетия.

Никаких сюрпризов

Мы смотрим на мужика с медвежьей башкой и Гатлингом, на девушку с феноменально нелепыми светящимися тату, на бородача с патронташем камней и на срубленную под корень Останкинскую телебашню, которую тащат по городу как гигантскую елку, а затем подвешивают на тросах над Москва-сити – и думаем «Вау! Что же они сделают со всем этим?». Ответ: ничего. Это никуда больше не идет, не создает каких-то забавных или поражающих воображение ситуаций. Они родили одну сцену – медведь в лифте – все, мы ее целиком видели еще до фильма, ничего подобного больше в нем нет.

Мы идем на супергероику за нереалистичными, но крутыми экшен-сценами, за неожиданными поворотами и удивительными локациями. Мы видели сражение на игрушечном поезде и падение в микромир в «Человеке-муравье», строили костюм с Тони Старком и учились летать с Суперменом, изучали дипломатию у Доктора Стрэнджа.

Здесь же по факту мы имеем 5 сверхлюдей, один из которых умеет брызгать щебенкой, обмазываться булыжниками, создавая броню, и разверзать недра в локальных масштабах. А еще у него есть светящиеся каменные бусы, которыми он, при удаче, попадает по врагам. Второй просто машет мечами и блинкается, третий стреляет из пулемета и пахнет мокрой псиной, четвертая ходит в невидимости, не раздеваясь, и бьет врагов конечностями, пятый управляет техникой дистанционно и наваливает с руки.

Никаких чудес сражений суперлюдей тут нет – все тузы фильма давно были на столе, ничего зрелищного и креативного не спрятано, не оставлено собственно на сам просмотр. Мы все это уже видели – и не только в трейлерах «Защитников», но и в других фильмах, где это было сделано лучше, а вокруг экшена было адекватное кино.

Клоны наполнены молоком

Клоны наполнены молоком

Сколько поразительных, зрелищных и разнообразных способов управления той же землей можно придумать, мы уже знаем – из легенд об Аанге и Корре. Здесь мы вроде как имеем отчасти стихийную команду: земля, вода, ветер и… медведь – но лишь Лер буквально управляет своей стихией.

Ксения не может создавать воду или управлять ей – только становиться невидимой в самой воде. Хан не управляет ветром, не может летать – он просто быстрый как ветер. Вместо огня/света четверку замыкает Зверь, который, опять же, просто оборотень, другими животными он не управляет.

Возможно, создатели и не стремились делать равноценных стихийных персонажей – это бы слишком напоминало «Повелителя стихий», который, будучи самым ненавидимым творением Шьямалана (а это дорогого стоит), и то смотрится приятнее «Защитников».

Но я этого и не требую – пусть Хан не управляет ветром, но хоть сделает что-то запоминающееся со своей суперсилой. Мы видим лишь как он исчезает в одном месте и появляется в другом, после чего у кого-то из врагов отваливается башка. Очень зрелищно, особенно по десятому разу. Это экшен, устаревший десять лет назад, но подающийся как нечто революционное.

Рецензия на «Защитников» Сарика Андреасяна - фото 11

Самое смешное, что четверка практические не работает сообща – чаще всего мы видим их поодиночке, крошащими свою личную порцию безликих врагов (тут в их роли дефолтные «клоны», напоминающие тварей из «Отряда самоубийц», но еще более невзрачные). Вместе они собираются, когда надо драться со Злодеем, но никакого плана у них нет – они просто швыряют в него свои тела по очереди, так же планомерно отлетают и драка заканчивается. Выглядят они при этом не героически, а довольно жалко. Злодей их раскидал как щенков, при том, что не умеет ничего невероятного – он просто сильный. Он даже не использовал своих техно-марионеток – просто дал в жбан всем по очереди. Вот вам и полет фантазии финальной битвы. Такого «пшика» не чувствовалось даже в «Фантастической четверке» и «Черепашках-ниндзя», хотя, казалось бы, как можно снять «четверо героев на одного» еще скучнее.

Рецензия на «Защитников» Сарика Андреасяна - фото 12

Реализм и логика

Проблем с логикой и реализмом фильм явно обещал множество и тут для разнообразия не подвел. Ксения в этом плане отличилась особенно. Ее основная способность звучала как «невидимость в воде», но я так и не понял, кто и зачем ее так сформулировал.

Девушка становилась невидимой, нырнув под воду, но потом вылезала на воздух, словно превращаясь в водяного элементаля, а затем могла исчезнуть совсем. При проникновении на объект Ксюша радуется дождю – мол, он позволит ей исчезнуть. Никому это все не кажется странным? Сарик не смотрел фильмы про невидимок раньше?

Хуже дождя для невидимки может быть только снег – капли разбиваются о плечи и голову, эти брызги заметны, сама вода на невидимом объекте должна давать такую рефракцию, что про прозрачность можно забыть. Даже те места, что не намокнут, могут покрыться испариной. Короче, я понимаю, что невидимость – сам по себе концепт фантастический, но он вполне представим в рамках физики. Дождь делает эту концепцию в миллион раз более сомнительной.

Формулировка «невидимость в воде» смущает меня еще сильнее.

Они явно не имели в виду, что она незаметна лишь под водой – это была бы довольно бесполезная суперспособность. Неужели ей нужно намокнуть, чтобы оставаться невидимой? Кто и зачем придумал это странное правило? Все ради того, чтобы привязать украинку-невидимку к некой стихии? Чего тогда медведя к огню не стали пришивать?

Рецензия на «Защитников» Сарика Андреасяна - фото 13

Ксения говорит, что не чувствует разницы температур – это не суперсила, с этим вообще надо к врачу, проверять рецепторы и нервную систему. Еще она может управлять температурой своего тела – но похоже не знает, как это использовать.

Паша Пивоваров в своем видео уже отметил, что Ксения стала невидимой, но ее засекли на тепловизоре, хотя она легко могла бы догадаться снизить температуру тела до температуры воздуха. Одна проблемка – как она это сделает, если не чувствует температуру воздуха? Второе – ее замораживают жидким азотом. Почему она не подняла температуру тела до максимума, чтобы компенсировать стремительную потерю тепла, почему не разморозилась позже?

И третье, самое клевое – Ксения в финале решает схватиться за супер-пупер генератор, чтобы его замкнуло. Энергия там такая бешеная, мол, что больше замыкать нечем – любой метал расплавится. Оставим вопрос «из чего тогда сделан генератор» и подумаем, с какого рожна Ксюша взяла, что нечувствительность к температуре спасет ее от электрошока? Она хватается не за раскаленную кочергу, а за кочергу под напряжением – ее термоустойчивость тут роляет, по идее, так же как при выстреле в висок. Сердечко от годзилиона вольт у нее порвалось бы точно так же как у любого другого идиота.

Ученый медведь, впрочем, решил продемонстрировать всем свое знание техники безопасности, спасая Ксению.

Оказывается, человека, которого шарашит током, надо нежно обнять сзади и оторвать от цепи. Обязательно сделайте так, дети. Будет забавно посмотреть, насколько длинной окажется цепочка трясущихся содомитов-эпилептиков, стоящих в очереди за мозгами.

Рецензия на «Защитников» Сарика Андреасяна - фото 14

Но не Ксенией единой… Мне очень понравилась фраза «способен двигаться со скоростью ветра» во вполне официальном досье Хана. Сарик понимает, что скорость ветра – это не некая фиксированная величина, как скорость света? Она может и нулю быть равна в штиль. Максимальная скорость ветра (12 баллов по шкале Бофорта, ураган) – 117 и больше км/ч. Если это максимальная скорость Человека-ветра, то его обгонит даже прокаченная «Приора». Визуально же они его перемещения показали как практически мгновенные – там явно не 117 км/ч.

Педаль КамАЗа, уходящая в пол сама по себе, так напугавшая Пашу Пивоварова, тоже перл, конечно. Как можно дистанционно управлять техникой, требующей механического воздействия, мне неясно. Что-то должно повернуть руль, нажать на педаль и открыть клапан.

Хакнуть в КамАЗе, будь ты хоть трижды Сомброй, можно максимум радио и сигнализацию, но никакой экзоскелет, даже с такими креативными названиями как «Модуль-1» и «Модуль-2», не поможет дернуть за рычаг переключения скоростей. Сердечко мое хакни, пес.

Это нелепо смотрелось в «Терминаторе», это нелепо смотрится здесь, просто там из этого выжали хотя бы неплохую сцену погони, здесь это вообще неясно, зачем нужно. У Злодея есть армия клонов – ну посади ты их в КамАЗы. Зачем тебе вообще что-то, когда у тебя есть армия клонов?

План злодея вообще бессвязен и плохо дружит с логикой, в нем куча промежуточных задач вроде «захватываю технику, чтобы захватить еще техники, чтобы достать одну пепяку, чтобы подключиться к другой пепяке, чтобы утащить Останкино, чтобы захватить вообще всю технику и все пепяки». Но в результате неясно, зачем весь этот огород городили и на какой стадии будет профит.

О нападениях Злодея рассказывают дикторы, взятые словно с каких-то чрезвычайно региональных телеканалов, вещающих из сарая. Сверхсекретный проект «Патриот» располагается в пафосном бункере, который выглядит беднее подпольного завода по производству «Боярышника». Управляет проектом Мисс Начальница в гламурных очках с щедро, но неровно накрашенными губами, которая больше похожа не на шефа сверхсекретной организации, а на тамаду на трансгендерной свадьбе, у которой все конкурсы в стиле «завяжите глаза и приколите невесте обратно ее пенис».

Москвы и ее жителей тут не чувствуется, угрозы миру или хотя бы столице – тоже. Все сражения происходят на каких-то заброшенных заводах и неузнаваемых локациях, страдающую толпу погибающих от злодейства людей мы не видим.

Когда слышишь трагичную историю Человека-казаха о том, что он убил своего брата и чувствует вину за содеянное, понимаешь, что Хан – это сокращение от Хандзо, а персонаж становится еще более вторичным вместо того, чтобы обрести некую глубину.

В критический момент Злодей поднимает Лера над головой и ломает ему хребет об колено, парализуя Человека-почву ниже спины, вызывая у зрителя даже не фейспалм, а мертвый ступор. Бэтмен, помнится, прокатался в инвалидной коляске несколько месяцев, тяжело переживая свое бессилие после атаки Бэйна, Лер же заживляет хребет уже через пять минут, полностью нивелируя какую-либо значимость этой травмы и сюжетного поворота в принципе.

На Арсусе после трансформации обратно в человека чудесным образом заживают порванные медвежьей жопой штаны.

Хотите узнать, кто вы из людей-стихий Сарика –пройдите [наш тест](https://kanobu.ru/articles/kto-tyi-iz-zaschitnikov-test-kanobu-370124/)

Хотите узнать, кто вы из людей-стихий Сарика –пройдите наш тест

Итог

В общем, это бледная и насквозь пустая поделка, снятая на наши налоги, неспособная вызвать никаких сильных эмоций, даже ненависти и стыда. Если у вас приступ патриотизма и вы чувствуете сильную тягу немедленно чем-то гордиться – посмотрите «Хардкор». Это торжество таланта над ограничениями. Фильм сделанный по западным лекалам, но с четким русским колоритом, введенным сдержанно и со вкусом. Если вам нужна советская комикс-супергероика на два часа – лучше посмотрите «Майора Грома» четыре раза подряд.

Вот только в кино идти не надо, Сарик забрал уже достаточно наших денег. Нельзя давать им повод подумать, что нам нужно такое кино, а то еще, не дай бог, сиквел снимут. Хотя они, конечно, все равно его снимут.

Читать также:

Комментарии 202
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
ТемныйРыцарек
ТемныйРыцарек
Шедевр 10 из 10 же! Наконец то No Man’s Sky проиграл.