27 сентября 2023Кино

Рецензия на «Заклятие: зло внутри» — индийский демон в Америке

Кадр из фильма «Заклятие: зло внутри»
Кадр из фильма «Заклятие: зло внутри»

С 28 сентября в российский прокат выходит новый фильм ужасов «Заклятие: зло внутри» (It Lives Inside) от независимой студии Neon, работавшей над производством крупных фестивальных лент — от «Паразитов» и «Титана» до недавней «Анатомии падения», и продюсеров Шона МакКиттрика и Рэймона Мэнсфилда, совместно выпустивших «Прочь» Джордана Пила. Режиссёр фильма Бишала Дутт решил воспользоваться дефицитом и редкостью индийских историй на американских экранах и достал из глубин своей культуры интересное зло, чтобы напугать им западную публику. Рассказываем, чем это кино интересно.

Начало учебного года в старшей школе. Тинейджерка Сэм (Меган Сури) из семьи эмигрантов из Индии всеми силами пытается вписаться в американское общество внешне и внутренне. Утром она выпрямляет густые волосы, одевается в Urban Outfitters, за завтраком спорит с суеверной матерью, в школе притворяется такой же как все, хоть и с трудом игнорирует существующие между ней и сверстниками противоречия. В выходные Сэм сбегает с национального праздника индийской диаспоры на подростковую тусовку, словно специально начинает забывать родной язык, обряды и обычаи, даже разрывает все связи с когда-то близкой подругой-индианкой Тамирой (Мохана Кришнан). Переходный возраст ударил и по последней. Из-за обрушившегося на плечи одиночества Тамира облачилась в чёрное. Она приходит в школу с растрёпанными волосами, глазами, не видящими сна неделями, ещё и носится со странной чёрной банкой в руках, пугая всех одноклассников одним лишь своим появлением в дверном проёме.

Забыв про месяцы игнора бывшей подруги, Тамира всё же решает поделиться с Сэм мучащим её секретом — всё-таки они обе выросли на одних и тех же сказках и историях, привезённых из Индии вместе с другим культурным багажом. Оказывается, в банке, что она не может выпустить из рук, живёт демон Рактабиджа, преследующий девушку уже долгое время и требующий новой крови. Как сдержать зло — она не знает, может, вдвоём с подругой они найдут решение? Но Сэм не верит в мифических монстров, и проклятая банка оказывается на полу — вдребезги. Тамира бесследно исчезает. А с Сэм начинают происходить странные вещи, героиня замечает жуткое и агрессивное присутствие невидимой силы — злой демон теперь привязался к ней и не отстанет, пока не получит своё.

Рецензия на «Заклятие: зло внутри» — индийский демон в Америке - фото 1

«Заклятие: Зло внутри» пугает нерасторопно, фильм перебирается с одного сдержанного скримера к другому, удивляя редкими вторжениями насилия и жестокости. Режиссёр активно использует модные сценарные и визуальные тропы, позаимствованные у хорроров студии A24 — испуганный взгляд на проблемы отцов и детей, необычные потусторонние создания, ужасы, запрятанные в беззвучной темноте, и акцент на психологизме. Последнее занимает большую часть метража «Зла внутри»: сюжет внимателен к внутренним скитаниям героини, пребывающей в поисках своей идентичности и в процессе подростковой сепарации от родителей. Отказ от своих корней хоть и грустен, но понятен — Сэм просто хочет свободы от правил и законов взрослых, чтобы наконец повзрослеть. Но рвение к зрелости в итоге приводит её к новым испытаниям. На фоне страшных событий острая боязнь не вписаться в общество из внутреннего беспокойства перебирается во внешнюю реальность — девочка всё же оказывается исключённой. Сочувствие и страх за страдающую вдали от родины мать постепенно начинают оправдываться. Социальные и иррациональные страхи героини копятся, становясь пищей для злого демона и вдохновением для крупных планов.

В традициях классики американских хорроров Бишала Дутта добавляет в своё кино и жуткие сцены сна, куда зло пробирается как в свои покои, и типичное детективное расследование — чтобы победить демона сперва нужно пройтись по его тропам: зайти в стрёмный дом первой жертвы, изучить надписи на стенах, прочесть дневники, а ещё поговорить с человеком веры. В случае Сэм хранителем знаний служит мать, помнящая индийский фольклор наизусть и верно следующая всем предостережениям предков. Но в условиях подросткового ужастика, разговор со взрослым почти всегда невозможен: всё, что может сделать Сэм в диалоге с матерью, — это молча уйти в свою комнату, затаив обиду.

Рецензия на «Заклятие: зло внутри» — индийский демон в Америке - фото 2

С каждой сценой это кино становится более эпичным, но не зловещим. Свежесть и уникальность идеи режиссёра и его соавтора-сценариста Ашиша Мехты успевает потеряться по пути — закатиться в черноту шкафа комнаты Сэм, рассыпаться вместе с дождём по осенней субурбии, забыться где-то на скамье школьного спортзала. Фильму не хватает привычной для ужасов работы с пространством: злые силы всё-таки должны ползти по стенам, свободно пересекать все зримые границы.

Но даже могущественному индийскому демону из банки в американских локациях не хватает простора, чтобы развернуться.

А режиссёру не хватает смелых и новых решений. Почётный продюсерский состав и студия с громким именем не спасают кино от ощущения рядового жанрового образчика середины 00-х — сходство приятное, но не предлагающее нового опыта. Вся таинственность экспозиции к финалу просто душится американизмами — впрочем, именно так режиссёру и удаётся закольцевать свою историю и прийти к целостности. Начав с девочки, желающей вписаться в чужую культуру, Бишула Дутта сам втискивает своё кино и аутентичную историю в легко узнаваемую иконографию американских хорроров. В итоге зло действительно оказалось внутри, но обещанная самобытность осталась где-то за пределами.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь