Рецензия на «Я, Эрл и умирающая девушка»
Главное, что я хочу рассказать об этом фильме, это даже не то что он красивый, честный и живой, а то, что он не грузит зрителя, несмотря на тяжелую тему, не долбит его затертой моралью, а смотрится легко и оставляет после себя как эмоции, так и мысли.
История довольно проста – есть два чудаковатых, но талантливых парня, которые снимают любительские фильмы, короткометражные пародии-каламбуры классических голливудских лент. Родители одного из них сообщают ему о том, что дочь их подруги, которая учится в той же школе и знакома с ребятами, больна раком. Мать главного героя заставляет его проводить время с девочкой, чтобы поддержать ее – так начинается эта навязанная и неловкая дружба, которая со временем преодолевает эту неловкость.
Написать историю обычных людей очень сложно – либо они выйдут настолько обычными, что смотреть на них и их жизнь окажется попросту скучно, либо попытки сделать интересными их самих и рассказ об их жизни заведут так далеко, что история потеряет достоверность.
Когда удается создать нечто, удерживающее равновесие над этой пропастью, это всегда событие, поэтому мне так хочется, чтобы люди обратили внимание на этот фильм. Настолько живых лент и впрямь немного.
Каждый кадр здесь красив, но красив не некой абстрактной красотой проработанного и профессионально поставленного фото, а живой, осмысленной и прочувствованной красотой.
Видно, что над каждым кадром и каждой сценой думали отдельно – как уже через ракурс и выбор объектива, через обстановку дома, расположение персонажей в кадре максимально раскрыть героев и их состояние.
Думаю, вы заметите помимо прочего интересное использование широкоугольных кадров, вмещающих людей, сидящих в разных концах комнаты, показывающих дистанцию между ними, то, какое место они определяют себе в этом пространстве.
Фильм полон цитат и отсылок к классике кино, иногда абсолютно неприкрытых и прямолинейных, иногда – очень ненавязчивых. Это связывает ленту не только с киноклассикой как таковой, но и отчасти раскрывает нам мировосприятие главного героя, который любит кино и снимает свои ироничные пародии на голливудские шедевры.
Наверное, этот фильм не для всех, просто потому, что не все ищут именно этого в кино. Но меня эта картина попадает стопроцентно, я ставлю превыше всего в том, что пишу сам, именно такие характеры и сцены, для меня именно на них повисает вся ценность произведения. Поэтому и в чужих работах для меня важнее всего вот эти уникальные моменты, штрихи, напряженные сцены, которые способны раскрыть персонажа, человеческую натуру в целом, как нечто многомерное, единичное, не сводя это к архетипам и заезженным приемам.
Этот фильм полон таких уникальных находок, пробирающих до глубины души, трогающих той неподдельной честностью и талантом чувствовать, которые видны в создателе этой истории через созданные им детали.
Да, я способен наслаждаться куда более типовыми трогательными молодежными картинами вроде «Захватывающего времени», но в сравнении с «Я, Эрл» он выглядит поделкой, фальшивым конструктом, устало давящим на привычные кнопки, прыгающим по одним и тем же ходам и поворотам. Если вы хотите настоящего, живого кино, личной истории человека, а не надуманной компиляции из затертых приемов, посмотрите этот фильм.
Отчасти он напомнил мне «Боже, помоги девушке», который я уже расхваливал не так давно. Они схожи в подходе, оба рассказывают о девушке, столкнувшейся с тяжелой болезнью, о группе странных подростков со своеобразными милыми увлечениями. Там это была музыка, а в «Я, Эрл» – любительские пародийные киноремейки в духе «Перемотки».
Оба фильма не пытаются выжать из вас эмоции, задавив тяжелой атмосферой болезни и отчаяния, а наоборот, рассказывают свои истории живо, с юмором и водевильным настроем, не срываясь при этом в фарс, не умаляя эмоциональной честности и серьезности фильма.
Как «Помоги девушке», так и «Умирающая девушка» покоряют прежде всего человечностью всего подхода, глубоким раскрытием персонажей, их необычного внутреннего мира. С этими героями хочется познакомиться, общаться, вместе сходить с ума и заниматься глупостями, хочется жить так же ярко и творчески, как они.
«Я, Эрл и умирающая девушка» – пример потрясающей интроспекции, картина проблем современного подростка без прикрас, но и без депрессивных крайностей, на которые попросту тяжело смотреть, как в случае с той же «Мамочкой».
Это легкий фильм – несмотря на тему смерти, на жизненность, на жанр. Легкий не потому, что всю тяжесть выкидывают и превращают все в шутку – нет, она по-прежнему там и досмотреть фильм с сухими глазами вряд ли у кого получится, но я еще не встречал размышлений о смерти, в которых было бы столько жизни, столько легкости. Опять же, не умаляющей серьезность ситуации.
Во многом этой легкости получается добиться за счет потрясающей креативности в подаче сюжета, в съемке, в раскрытии героев. Герои снимают свое кино, нам показывают эти этюды, показывают анимационные вставки, иллюстрирующие мысли и эмоции персонажей и все это создает такую динамику, что ты не тяготишься тем, что смотришь фильм на тяжелую тему.
«Я, Эрл» сильно удивил меня. От фестивального инди-фаворита про девочку, умирающую от рака я ждал тьмы и жести, которую невозможно смотреть, потому что она вгоняет тебя в жуткую депрессию, но смотреть приходится, ибо снято талантливо, жизненно, все такое. Короче, я ждал еще одной «Мамочки» или «Форс Мажора». Естественно, я не мог ошибиться больше.
Помимо прочего этот фильм поражает как раз тем, что смотрится. Без напряжения и усилий «надо смотреть, это же крутой артхаус».
Было бы здорово, если бы все фестивальное кино смотрелось бы так естественно. Да, серьезный фильм должен переворачивать вас, потрясать, но это можно сделать и без огромных провисаний в динамике, когда от фильма тебя отвлекает соблазн нажать крестик и перестать страдать.
Это тот фильм, где смотришь финальные титры и запоминаешь имена режиссера, сценариста, оператора и актеров. Потому что за такими людьми надо следить и обращать внимание на то, к чему они прикладывают руку.