28 июля 2017
Обновлено 29.07.2017

Рецензия на «Взрывную блондинку» с Шарлиз Терон

27 июля в наших кинотеатрах состоялась премьера «Взрывной блондинки», шпионского триллера о холодной войне с правильно поставленным экшеном. Шарлиз Терон доказала, что может убедительно раздавать на экране не хуже Киану Ривза, не пряча нехватку техничности за десятком монтажных склеек в секунду, как Нисон в «Заложнице». «Блондинка» оказалась не совсем тем фильмом, что нам представлялся по трейлерам – она гораздо амбициознее и многограннее, хотя и не лишена минусов.
27 июля в наших кинотеатрах состоялась премьера «Взрывной блондинки», шпионского триллера о холодной войне с правильно поставленным экшеном. Шарлиз Терон доказала, что может убедительно раздавать на экране не хуже Киану Ривза, не пряча нехватку техничности за десятком монтажных склеек в секунду, как Нисон в «Заложнице». «Блондинка» оказалась не совсем тем фильмом, что нам представлялся по трейлерам – она гораздо амбициознее и многограннее, хотя и не лишена минусов.
Рецензия на «Взрывную блондинку» с Шарлиз Терон - фото 1

Киану и «Джона Уика» я буду вспоминать в рецензии многократно и причина, думаю, всем понятна. Чад Стахелски и Дэвид Литч долгое время работали в Голливуде как каскадеры (в том числе в «Матрице») и постановщики трюков, а потом вместе сняли первого «Джона Уика».

Затем они занялись сиквелом, но в процессе Дэвид Литч все же решил оставить Чада снимать «Джона Уика 2» в одиночку, а сам пошел делать «Блондинку».

Чад сейчас готовится к съемкам третьего «Уика» и «Тройной угрозы» – кунг-фу экшена, где сойдутся Тони Джа, Тайгер Чен и Ико Ювайс («Рейд 1-2», «Рейд: Пуля в голове»), а Дэвид вообще будет снимать «Дэдпула 2». В общем, дуэт разделился, но не скажешь, что сольные фильмы Чада и Дэвида уступают их совместной работе, скорее даже наоборот, поэтому можно лишь радоваться, что таким образом мы получим в два раза больше крутых проектов с правильным экшеном.

Метаморфозы

На самой «Блондинке», как на обнаженной Шарлиз Терон в сцене с ванной со льдом, заметны многочисленные шрамы и синяки. Проект явно сильно потрепало, пока он добрался до большого экрана.

Это экранизация графического романа «Самый холодный город», посвященного Берлину 1989-го года, и название намекает, естественно, не столько на погодные условия (Берлин явно не Якутск), а на холодную войну, которая велась особенно ожесточенно именно в этом городе, где сходились два мира, а «железный занавес» был представлен вполне материально – Берлинской стеной.

Первая метаморфоза истории – это то, как сценаристы решили изменить сюжет комикса, в том числе переработав персонажей, которой я еще коснусь позже.

Затем, как мне кажется, какие-то продюсеры решили, что шпионская история, даже сильно стилизованная и оживленная, слишком скучна. Где-то здесь, видимо, и появилось довольно легкомысленное для этого фильма название «Атомная блондинка». Вполне возможно, что и громыхающий саундтрек из ретро-хитов тоже стал таким именно на стадии пост-продакшена, как попытка сделать фильм более драйвовым, ярким и легким – нечто похожее пытались сотворить и с «Отрядом самоубийц» (саундтрек, включающий, кажется, все на свете от Боуи до Высоцкого можно посмотреть здесь).

Рецензия на «Взрывную блондинку» с Шарлиз Терон - фото 2

Но потом студии и этого показалось мало, поэтому продавать они решили совершенно не тот фильм, который сняли. В результате, трейлеры выдавали нам атмосферный триллер про двойных агентов за веселый безголовый комикс-экшен.

Ладно бы фильм был откровенно неудачным, тогда стоило врать и маскировать его ветками (как это и провернули с «Отрядом»), но фильм-то хорош, причем о его сильных сторонах (атмосфера, напряженный сюжет) зритель узнает лишь в зале, ролики не концентрировали на этом внимание абсолютно.

Мы решили, что это женская версия «Джона Уика», повторяющая ту же схему – примитивный и весьма условный сюжет (бандиты убили пса, он убивает бандитов, конец), практически безостановочные драки и перестрелки, которые, если вдуматься, чрезвычайно бредовые (особенно в плане везучести и живучести героя), но ощущаются при этом очень реалистично и заземленно.

Именно поэтому я не стал сильно переживать, когда первые ревью «Блондинки» сплошь и рядом упоминали проблемы с сюжетом. Ведь в таком фильме сюжет изначально на вторых ролях – какая разница, если он будет хромать?

Главное же здесь – креативный, смачный, правильно поставленный и снятый экшен, так?

Рецензия на «Взрывную блондинку» с Шарлиз Терон - фото 3

Отличия от ожиданий

  • Экшена в ней куда меньше, чем мы думали. По сути, всего 3 сцены, в трейлерах мы видели львиную долю этих драк.
  • Сюжет здесь не «для галочки», как у Уика, ему уделяется наибольшее внимание. Это полноценный шпионский триллер в духе романов Ле Карре, который писал о спецслужбах без Бондовской романтизации («Шпион, выйди вон» и «Ночной администратор» сняты по его романам).
  • Комикс-стилизация и удалой постмодернизм тут есть, но он не убивает всю серьезность и реалистичность на корню, баланс тут ближе к «Бесславным ублюдкам».
  • У фильма абсолютно шикарная атмосфера, чего от него совсем не ждешь. Этот холодный опасный Берлин 1989-го, игры спецслужб Англии, США, СССР, Франции и других стран, тайные перебежки на другую сторону Стены, готовой упасть в любой день – все это внезапно создает живой мир, в который проваливаешься. «Уик» подобных ощущений не давал.
  • Снято все это очень красиво, стильно, броско. Операторская работа на высоте, ракурсы продуманы, цвета тщательно подобраны. «Джон Уик», особенно второй, тоже снят четко и вдумчиво, но здесь кадры вышли еще красивее.
  • Блондинка Терон раскрыта гораздо больше, чем герой Киану, а уж про персонажей второго плана и говорить нечего – здесь это яркие образы, каждый из которых запоминается и успевает показать сильные и слабые стороны своего характера.
  • Саундтрек вряд ли кто-то сможет не заметить – здесь он абсолютно срывается с цепи. Он набит ретро-хитами под завязку, и включаются они не на пару секунд, тихонько на заднем плане, а орут на полную, временами превращая фильм в клип. Словом, музыкальное сопровождение картины вышло крикливым, навязчивым и очень наглым. Это спорное решение, которое кому-то придется по вкусу (меня это по-своему очаровало своей наглостью), а кого-то оттолкнет. Но сырую энергию это накачивает в каждую сцену замечательно.

В общем, отличий множество, поэтому идти на этот фильм как на «Джоанну Уик» точно не стоит, он отличается и от фильма с Ривзом и от той несуществующей картины, которую нам усиленно продавали в трейлерах. Но ни то, ни другое не идет картине в минус, она лучше того, за что ее пытались выдать.

«Сцена на лестнице»

«Сцена на лестнице»

Экшен

Драк в фильме действительно немного, зрелищных перестрелок считай нет совсем. У блондинки всего три боевых сцены, причем первая – со шлангом против копов – на фоне боев Киану или «Рейда» впечатляет не сильно, невольно думаешь – нет, Ривз все же показал себя круче. Вторая драка разворачивается в крайне интересном месте, но сама по себе довольно короткая и бледная. Так за что хвалят экшен?

За третью сцену. Она не просто хорошая, она абсолютно богоподобная. Это одна из лучших боевых сцен в истории кино – по постановке, по невероятной операторской работе, по степени напряжения, реализма и эмоций от каждого удара. Даже финальные драки «Рейдов», хоть и показывают более красивые и техничные бои, проигрывают по эмоциональному накалу, так как в этих фильмах герои и сюжет вторичны, здесь же мы успеваем погрузиться в мир, проникнуться его персонажами, и поэтому их столкновение воспринимается совсем иначе, а высота ставок ощущается куда отчетливее.

Эта сцена очень длинная, затяжная, выматывающая, но ты готов отдать что угодно, чтобы она не кончалась, настолько потрясающие ощущения она вызывает.

Она снята с иллюзией непрерывности, как «Бердман» – одним дублем, что сильно влияет на погружение и накапливающееся напряжение, которым в кои-то веки не мешают монтажные склейки.

Помните, как смотрится «сцена в машине» из «Дитя человеческого» – Чиво не зря называют лучшим оператором современности (про оператора «Гравитации», «Бердмана» и «Выжившего» я писал отдельную статью). Она безусловно была куда сложнее технически и снята действительно в один дубль (здесь склейки замаскированы, но они чувствуются, если обращать внимание), но оператор «Блондинки» выступил на территории Любецки вполне уверенно.

У Джонатана Села, оператора «Блондинки» (он же снимал и «Джона Уика» и, кхм, «Трансформеров 5». Бред бредом, но картинка там красивая), отлично получилась фирменная живая камера Чиво, которая способна притворяться отдельным персонажем фильма с собственными страхами и желаниями, она великолепна передала пространство сцены – так, что в него проваливаешься, сделала его действительно трехмерным безо всяких очков.

И Шарлиз тут дает жару на полную – у ее ударов появляется безумная энергия, отчаяние, злость, а вся драка больше посвящена желанию выжить любой ценой, чем красивым приемам. Здесь в дело идет все: плитка, дверца холодильника, разряженный пистолет. В кои-то веки критическая ситуация героев, находящихся «на волоске от смерти» действительно ощущается таковой – в подлокотники вцепляешься обеими руками.

Вспоминается и коридорная драка «Олдбоя», и банная – из «Порока на экспорт» Кроненберга, а еще – крайне недооцененный «Нокаут» Содерберга (Джина Карано дерется с Фассбендером и Татумом, ну камон), где была еще более потрясающая операторская работа и жесткая реалистичная постановка драк.

В общем да, если в «Уике» нам давали хороший экшен и помногу, то здесь он не так зрелищен и не так часто появляется, но зато дает одну огромную сцену, которая точно войдет в историю боевиков. Не могу сказать, что экшена мне не хватало – его было столько, сколько нужно, мало его лишь в сравнении с ожиданиями, вызванными странной рекламной компанией.

Рецензия на «Взрывную блондинку» с Шарлиз Терон - фото 5

Сюжет

Критики оказались правы, в нем действительно кроется основная проблема фильма, способная перечеркнуть все положительные впечатления или по крайней мере значительно их омрачить.

Если бы сюжет здесь был условным, вторичным, нелепым и простым как бревно по задумке – вопросов бы не было. Проблема в том, что именно на него фильм делает основной упор, а еще – большую часть времени этот сюжет действительно интересен и заставляет зрителей с нетерпением ждать развязки. А вот она уже и наносит удар под дых.

Проблема не только в том, что финальное откровение и ряд неожиданных сюжетных твистов вышли спорными, концовка разочаровывает прежде всего потому, что весь фильм мы все глубже заглатывали наживку сюжета, надеясь, что все неувязки и лакуны окупятся в конце, когда нам все объяснят. Но слишком много вопросов так и остаются без ответа.

Резкий финальный поворот хорош тогда, когда он заставляет переоценить всю предшествующую историю и перевернуть ее с ног на голову – все увиденные до этого сцены начинают восприниматься совершенно по-другому, в них проступают незамеченные нами ранее намеки. Иными словами – наступает вау-эффект от того, как картина складывается в голове воедино. Это успешно сделали и «Шестое чувство», и «Подозрительные лица», и «Бойцовский клуб».

Здесь же эффект выходит обратным. По ходу истории поступки персонажей имеют смысл в рамках того, что мы о них знаем, но после того, как мы выслушиваем финальное откровение, мы возвращаемся мысленно ко всем узловым моментам истории – и все рассыпается.

Предыдущие события не только не приобретают новый смысл, но теряют старый, теперь становится абсолютно неясно, почему герои вели себя так – в свете новых фактов. Причем, история сама по себе действительно интересная, и задумка, в принципе, мощная – но довести ее до ума так и не смогли. Ни автор оригинального комикса, ни сценаристы фильма, хотя явно пытались. Не сумев объяснить себе ряд вещей, я не выдержал и полез читать оригинальный графический роман в 178 страниц. Отличия оказались достаточно любопытными, чтобы обсудить их отдельно, так как становится отчасти ясно, чья это вина.

Рецензия на «Взрывную блондинку» с Шарлиз Терон - фото 6

Сравнение с комиксом

Оригинальный графический роман «Самый холодный город» Энтони Джонстона и Сэма Харта вышел в 2012 году. Скажу сразу, что читать его я не советую – минималистичная черно-белая рисовка выглядит откровенно дешево и сильно мешает сюжету, которому бы пригодилась детальная прорисовка лиц, а то нам представляют убийцу, а мы понятия не имеем, кто это, так как по паре штрихов узнать героя, которого нам показывали пару десятков страниц назад, невозможно – они все сливаются воедино.

Визуально роман не дает практически ничего – это театр теней, поэтому слово «графический» здесь весьма условно. Рисовку можно назвать стильной и соответствующей по концепции духу произведения – мол, тут все такие скрытные и двуличные, что лица их неразличимы – но никаких запоминающихся панелей я не увидел. Ни одной.

Драк в комиксе, считай, нет – весь экшен фильму пришлось придумывать самостоятельно. Та самая «сцена на лестнице», которой я восхищался, в комиксе состоит из пары ударов и мгновенно заканчивается.

Сценаристы осознавали проблемы комикса и пытались их исправить, но получилось не везде. Не весь бред вышло выкинуть или привести в адекватный вид, а некоторые новые элементы вышли еще более неудачными, чем в графическом романе.

Обычно с экранизациями мы ноем, что «книга лучше», что кино вышло проще комикса, не передало суть, сдуло многогранные образы и так далее. Впервые я вижу столь яркую обратную ситуацию – экранизация невероятно обогатила материал, не просто «вставив экшен», а сделав героев куда более сложными и интересными, а также проработав атмосферу живого Берлина, которая в комиксе практически не чувствовалась.

Драка лестнице в комиксе – 2 страницы. Это весь экшен, который в нем есть.

Персонажи

Блондинкав комиксе гораздо наивнее и проще (а еще – там она брюнетка). У Шарлиз героиня вышла куда более впечатляющей – суровая, скупая на слова профессионалка, способная уверенно противостоять как своим, так и чужим – и на словах, и на кулаках.

К слову, сцена голой Шарлиз в ванной – не традиционная «сцена в душе», дающая шанс раздеть героиню для зрителя и все на этом. Ее синяки, то, как она держит себя и прихлебывает «Столичную» из бокала со льдом из той же ванны – это отличное немое представление героя, дающее нам понимание того, что она за человек.

Персиваль(начальник Берлинского бюро MI6) в романе – это усатый старпер, ретроград и сексист, который отказывается воспринимать блондинку всерьез. Герой Макэвоя же – оторванный индивиуалист, не гнушающийся приторговывать контрабандой и выживать любым возможным способом. Персонаж опять же куда более интересный, сложный и многогранный. Джеймс в фильме, к слову, просто идеальное воплощение образа харизматичного ублюдка, прекрасная роль.

Ласаль, французский шпион в комиксе – мужик, а не девушка. Делфин Ласаль у Бутеллы тоже получилась многократно интереснее скучного и стереотипного французского ловеласа. Ее наивность, искренний страх, уязвимость дали фильму сердце – на фоне суровых непроницаемых шпионов она смотрится очень ярко. София прекрасно отыграла образ и успела запомниться. Их постельная сцена с Терон, мелькавшая в трейлере, не просто «услада для усталых мужских глаз», а сильный момент для персонажей и истории в целом.

У меня одна проблема с героиней Бутеллы – танцовщице мирового уровня, поразившей зрителей своими боевыми сценами в «Kingsman: Секретная служба» (она играла безногую убийцу Газель), не дали подраться ни разу.

Да, в комиксе француз тоже не дрался, но там не дрался никто – так зачем было нанимать актрису, которая может выдать экшен еще лучше Терон, и не делать с ней ни одной боевой сцены? Этот факт меня крайне расстроил. И в «Мумии» ее великолепная пластика пропадала почти даром, и здесь. Здорово конечно, что ей за столь короткое время дали создать персонажа, вызывающего интерес и симпатию куда больше ее же Мумии, но можно было и совместить.

Меркель(немецкий союзник Блонды) в комиксе – старьевщик-контрабандист, случайно встреченный героиней на улице. В фильме он берется ниоткуда и не совсем ясно, кто он вообще. И все же, это умалчивание выглядит и то лучше абсолютно случайной встречи с нужным человеком и мгновенно возникшего доверия.

Рецензия на «Взрывную блондинку» с Шарлиз Терон - фото 7

Кроссоверы

Естественно, из-за тесной связки «Блондинки» и «Уика» в умах критиков и публики, вопросы о кроссовере волнуют всех. Режиссер сказал, что тоже думает об этом и это было бы здорово, права на обоих героев у их совместной с Чадом компании, в кои-то веки это не проблема, самая большая загвоздка – во временном периоде. Уик очевидно оперирует в наши дни, пусть и в несколько альтернативной реальности, а Блондинка – в 89 году.

Самый вероятный компромисс – свести героев где-то на рубеже тысячелетий. Терон сейчас 41, Киану – уже 52, можно притвориться, что Блондинке в ее сольном фильме было слегка за тридцать, тогда в кроссовере Терон может просто играть женщину, не особо стареющую, то есть саму себя. Киану же придется играть молодую версию Уика и изобразить себя в 35.

Ривз якобы вообще не стареет, поэтому это немного упрощает дело, но все же выглядит он уже не так как в «Матрице» (а именно так Уик должен по идее выглядеть в 2000-м). Омолаживать его графикой, учитывая не слишком большие бюджеты и кучу времени Киану на экране, выйдет слишком дорого. Можно просто надеть на него парик с нелепой гривой и попросить зрителя поверить, что это Уик 17 лет назад. Можно и не двигать таймлайн, показать (хоть прямо в сиквеле «Блондинки»), как она встречает Джона, которому 25, но тут уже придется менять актера, а Уик без Киану это как-то совсем неправильно. Впрочем, показать Блондинку его наставницей, которая учит его стрелять, драться и любить собак, все равно было бы здорово.

Естественно, сюжетно секретному агенту и наемному убийце есть где пересечься, причем Литч рассматривает варианты как сотрудничества, так и противостояния.

В экранизации это выкинули, но в комиксе Блондинка расследовала слух о группе «Айсменов» – агентов спецслужб, подрабатывающих наемными убийцами на стороне. Именно эта организация могла со временем разрастись до «мира убийц» Уика, либо тот появился еще с гашашинов в древности и «айсмены» были его частью (или конфликтующей организацией). Именно расследование Блондинкой этой связи – шпионов, поступившихся принципами – и может, по моему мнению, свести героев.

Кстати, именно «Блондинка», на мой взгляд, сильнее всего бьет по отказу Marvel давать Вдове сольный фильм. Она еще лучше, чем сборы «Люси» и успех «Чудо-женщины», показывает, что шпионский триллер про суровую женщину-агента мог быть великолепен. Кроссовер Вдовы и Блондинки anyone? Они же как раз по разные стороны Занавеса.

Рецензия на «Взрывную блондинку» с Шарлиз Терон - фото 8

Итог

«Блондинка» странным образом успела за это время несколько раз влюбить меня, разочаровать, снова влюбить и обратно разочаровать – думаю, этот цикл еще не закончился. Впечатления еще не утряслись, и я не знаю, каким запомню фильм в итоге.

После сравнения картины с комиксом, я меньше склонен злиться на создателей фильма – они проделали колоссальную работу, а большинство проблема сюжета достались им из графического романа.

Хотя зрителям, конечно, будет не столь важно, откуда именно взялись неувязки в сюжете, важно то, насколько они обесценивают плюсы фильма и впечатление от него. Дело даже не в том, что факты не вяжутся между собой и видны откровенные логические дыры – проблема в том, что нам не дают достаточно информации, чтобы мы поняли, дыра это или удачное решение.

Если бы после всех твистов фильм вернулся назад и показал нам старые сцены с новой перспективой, объяснил, почему герои действовали так, а не иначе – вышло бы совсем другое кино. Возможно, кто-то повнимательнее и сможет найти подсказки, ответить на все возникающие вопросы и останется в восторге от истории, но вряд ли таких зрителей окажется большинство.

История в версии комикса оставляет свои вопросы, версия фильма – свои, но итог один: после занавеса вместо вау-эффекта случается wtf-момент. Что? Как? А как же тогда?.. И это сильно смазывает впечатление от этого безусловного живого, наглого и динамичного фильма.

Рисковать ли подобным разочарованием – решать вам, но я бы все же посоветовал попробовать. Проблемы проблемами, но фильм дарит много ярких впечатлений, окончательно омрачить которые неспособна даже финальная неразбериха. Пусть один раз, возможно, дома, а не в кино, но «Взрывную блондинку» стоит увидеть. Пустым проходным фильмом его назвать не выйдет, это вам не «Солт».

И да, отдельный плюс картине за трибьюты Тарковскому и Высоцкому. Это было действительно приятно.

Комментарии 61
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Mickey Rat
Mickey Rat
Фильм на удивление слабый, понятно что хотели показать, но вышла откровенная тухлятина)))
3om6o6ep
3om6o6ep
Да уж, кроссовер с Уиком было бы любопытно увидеть