Рецензия на второй сезон «Восьмого чувства» Вачовски
Для начала аннотация из первой статьи:
«Девушка из Индии слышит берлинский дождь, под которым мокнет русский медвежатник, а чикагский коп не может заснуть из-за музыки, которую играет девушка-диджей в далеком Лондоне. Когда кто-то из них занимается сексом, возбуждение и жар передается другим. 8 человек чувствуют таинственную связь друг с другом.
Постепенно она усиливается, сенсейты буквально проваливаются друг в друга, мгновенно перемещаясь сознанием на другой край света – из Сан-Франциско в Сеул, из Мехико в Найроби. Они пытаются понять, что с ними происходит, узнать друг друга и помочь, когда помощи ждать больше неоткуда. Так как они могут использовать способности других людей из их кластера-восьмерки, им становятся по плечу вещи, ранее казавшиеся невыполнимыми».
Второй сезон получился, на мой взгляд, лучше первого – здесь больше динамики, больше экшена, меньше провисаний. Хотя странная плавающая структура осталась и, возможно, она просто перестала так отвлекать меня, поэтому второй сезон смотрится куда комфортнее, чем первый.
Если честно, я колебался перед просмотром. Я помнил, что первый сезон мне понравился, помнил, чем именно, но вот сам сюжет, что конкретно произошло и чем закончилось, забыл напрочь. Как-никак два года прошло. Но стоило мне начать смотреть, как сомнения ушли, я втянулся и залип намертво, с трудом отрываясь, чтобы лечь спать хотя бы к 7 утра.
Если вы не смотрели первый сезон, то прочитайте мою рецензию – она больше подходит для знакомства с сериалом. Если вы его смотрели и готовитесь приступить ко второму, то вот краткая вводная:
Сенсейты – отдельная ветвь эволюции, которую они сами называют Homo Sensorium, развивавшаяся параллельно Homo sapiens. Человек чувствующий на контрасте с Человеком разумным. Сенсейты живут среди нас в тайне, так как боятся, что мы, кроманьонцы, из-за нашей ксенофобии, уничтожили бы другой вид так же как предположительно стерли с лица земли неандертальцев и других конкурентов.
Боятся не зря, ведь существует секретная организация, BPO (Biological Preservation Organization, Организация Биологической Охраны), которая активно охотится на сенсейтов, проводит над ними эксперименты, вынуждает предавать своих. Главный злодей, Висперс (Whispers, шепот. Его так же называют Милтон и Каннибал за предательство своего кластера, он тоже сенсейт), является одним из главных охотников в этой компании. Изначально BPO создавалась для помощи сенсейтам, но за многие года цели компании извратились при смене руководства.
Сенсейты существуют восьмерками, кластерами, это люди, рожденные в одну и ту же секунду в разных точках по всему свету.
Их связь с сенсейтами вне их кластера слабее и требует прямого зрительного контакта для инициации. Уилл – единственный, кто встречался глазами с Саулом и Висперсом, поэтому только он способен «посещать» их, а они – его. Именно из-за того, что Висперс в любой момент может посетить Уилла, увидеть, где они с Райли прячутся, Уилла и приходится запирать в помещении без окон и ширяться героином, который обрывает все психические контакты.
Легкие спойлеры
Во втором сезоне наш кластер уже четко понимает свою природу, умеет работать в команде, знает своего врага и осознает, что за ними охотятся – они работают над тем, чтобы уничтожить Висперса и стоящую за ним BPO.
Мы, наконец-то, встречаем еще больше сенсейтов из других кластеров – некоторые из них помогают нашей восьмерке, некоторые пытаются помешать.
BPO убивает сенсейтов не только напрямую – своими действиями, еще больше ущерба она наносит, загоняя их в подполье и вызывая атмосферу тотального недоверия и паранойи. Сенсейты боятся незнакомых соплеменников больше, чем людей, ведь те могут работать на Висперса, из-за чего попытка нашего кластера поднять сенсейтов для открытого противостояния с BPO сталкивается с трудностями.
Уилл вынужден сидеть на героине и не выходить на улицу, чтобы не открыть Висперсу, в какой стране они прячутся. Пока злодей посещает его в перерывах между уколами, Уилл пытается заглянуть к нему в голову, увидеть, где тот находится, чтобы они могли нанести ответный удар.
Сун по-прежнему сидит в тюрьме, где оказалась, решив взять на себя вину за преступления брата. Отец хотел открыть правду и выпустить ее на свободу, чтобы брат сам платил за свои грехи, но тот узнал об этом и убил его. Теперь Сун вытаскивать некому, а брат, до ужаса боящийся того, что она вырвется на волю и убьет его (а именно об этом она и мечтает), посылает в тюрьму своих людей, чтобы те замочили Сун.
Кала по-прежнему разбирается в своем новоиспеченном браке. Райли заботится о Уилле (они единственные члены кластера, которые физически находятся рядом).
Номи тоже в бегах от закона вместе со своей девушкой, Вольфган встречается с разными представителями преступного мира Берлина, которые встревожены тем, что одна из группировок осталась без главаря и другие могут устроить передел власти. Водитель автобуса Кафеус пытается бороться с несправедливостью в Найроби, получая все больше поддержки народа, а Лито, актер из Мехико, наблюдает за крушением своей карьеры после того, как в сеть уплывает фото его секса с любовником.
Конец спойлеров
У сериала во втором сезоне все те же особенности, которые могут стать проблемой для некоторых (хотя это и не однозначные минусы сами по себе). Это все еще агитка толерантности, делающая большой акцент на неприятии обществом геев и транссексуалов, но это далеко не единственная несправедливость, которую Sense8 затрагивает, его довольно сложно уличить в отсутствии широкого кругозора.
Когда нам показывают мучения Лито, актера-гея, чья вскрывшаяся ориентация поставила крест на его карьере – мы думаем, ну вот, проблемы богатых успешных людей.
Он приходит плакаться к Сун, и она говорит: «Моя мать мертва, отца убил брат и убьет меня, если я не убью его первой. Я в бегах и у меня не осталось никого, у тебя же есть двое людей, которые любят тебя и мать, которая тебя принимает. Если кто и должен рыдать, обняв подушку, то это я. Думаешь, я стану это делать?». Лито отвечает «Нет. Но, может, потому я и оказался здесь?».
Сенсейты не всегда понимают, почему их ментальную проекцию переносит на другой конец света к одному из членов их кластера. Что-то объединяет двух людей в этот момент и сводит вместе. Лито укладывает Сун рядом, гладит по голове и продолжает плакать – за двоих.
Сун и Кала сталкиваются с корпоративными преступлениями – воровством, продажей бракованных лекарств, Вольфган разбирается с бандитами, и когда нам кажется, что все это далеко от проблем простых людей и «вон в Африке люди умирают», нам показывают Кафеуса, который живет с зараженной ВИЧ матерью, водит автобус и которого постоянно пытаются то ограбить, то убить.
Жителям его района, обитающим в лачугах из говна и палок, приходится втридорога платить за чистую воду – и мы видим ее, эту «чистую» воду, которой предпочли бы даже московские лужи – они прозрачнее. Когда цена на воду вырастает настолько, что люди не могут ее себе позволить, вспыхивает бунт, Кафеус не только делает все возможное, чтобы он обошелся без жертв, но и решает попытаться исправить ситуацию, зная, что это подвергнет его еще большей опасности.
И при этому Кафеус не фыркает презрительно на «проблемы белых людей», с которыми сталкиваются члены его кластера, он сочувствует им и помогает, чем может, хотя пока он наскребает копейки на воду, Лито страдает из-за того, что ему едва хватает денег, чтобы позволить себе супер-роскошные апартаменты.
В этом, наверное, и есть самый сильный месседж сериала. Все мы люди, боль – всегда боль, чем бы она ни была вызвана.
Сенсейты воспринимают чужие проблемы как свои, просто делают, что могут, не взвешивая масштаб, не пытаясь отмазаться и отойти в сторону. Проблемы не только членов своей восьмерки, не только других сенсейтов, но вообще не закрывают глаза на чужое горе. И при этом они не выглядят некими свихнувшимися сердоболами, которым до всего есть дело – просто людьми, которыми формально не являются. Хотя сериал четко дает понять, что никакие суперспособности сенсейтов не нужны, чтобы сочувствовать и помогать близким тебе людям.
Еще одна проблемная особенность – странные акценты и приоритеты. Похожие проблемы были у сиквела «Стражей галактики», где гэгам отдавалось больше внимания и времени, чем драме и сюжетным сценам. Здесь мы видим несколько другую картину.
Вачовски отдают кучу времени под счастливые моменты. Оргии в слоу мо, танцы в слоу мо, танцы, перетекающие в оргию – в слоу мо. Все это под великолепный саундтрек с потрясающим визуальным рядом – и этого много, сцены эти длятся и длятся. Все это крайне непривычно. И все же, этой странностью проникаешься.
Мы видим, с каким количеством проблем приходиться столкнуться нашим героям, представляем, как невыносимо было бы им справляться с подобным кризисом, если бы они не были сенсейтами, не имели пси-связи с кластером.
Поэтому короткие момент передышки, в которые восьмерка хоть ненадолго может забываться, вдохнуть воздух полной грудью, растягиваются и для них, и для нас.
Есть что-то особенное в их мироощущении. В том, что Кафеус не считает проблемы остальных незначительными, или в том, что Сун, сидя в тюремном изоляторе, ожидая очередного покушения на свою жизнь, может перенестись сознанием на другой конец света и плясать на гей-параде Лито, любоваться пейзажами Италии вместе с Калой в ее медовый месяц – разбавлять свою боль и одиночество чувствами других до тех пор, пока она сможет засыпать на холодном полу камеры с улыбкой на лице, в слезах не от отчаяния, а от переполняющих ее эмоций.
Толерантность многими давно воспринимается в штыки, а на радужном флаге некоторые видят только красный. Вачовски изо всех сил пытаются обратить процесс, напомнить, что за этими словами и символами стоит не насилие над мнением большинства, не попытки заставить мужиков ссать сидя и прочий бред, а призывы к сочувствию и пониманию.
Это борьба против разобщенности, одиночества, агрессии и невежества – а от это страдает не некое меньшинство, а мы все.
Сериал показывает, как много дает эмпатия – не только возведённая в абсолют, телепатическая, а вполне обычная. Не отворачивайся от чужих проблем, потому что нет никаких «чужих» проблем, они общие, мы страдаем от них как общество, а не как отдельные группы. Страдания и несправедливость как пламя перекидываются с одного дома на другой, в разобщенном обществе эгоистов в итоге страдают все и никто не может почувствовать себя в безопасности.
Не могу не упомянуть актрису, которая впечатлила меня особенно, Пэ Ду-на, играющая Сун. Вачовски берут ее уже в третий свой проект: ее Сонми 451 стала моим любимым персонажем в «Облачном атласе» (Хотя линия Сонми в романе была куда больше и сложнее, чем в фильме), затем она появилась в их «Восхождении Юпитер» и стала одним из ярчайших героев «Восьмого чувства».
Как оказалось, впервые я увидел ее еще в «Сочувствии господину Месть» Пака Чхан Ука (первый фильм в трилогии, куда входят «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть»), где она играла одну из главных ролей.
Здесь Пэ Ду-на продолжает воплощать собой образ по-настоящему сильной женщины.
Сильной не только потому, что рвет любого в рукопашном бою (а драки здесь хорошо поставлены и сняты), но и потому, что со смирением идет на жертвы и лишения ради своей семьи.
Итог
Да, здесь много странного как в структуре, так и в содержании. Да, линия злодеев слишком запутанна и в ней не так просто разобраться, да, экшена здесь меньше, чем эмоциональных и чувственных сцен, но зато сделан он изобретательно, красиво и умно. Смотреть за тем, как восьмерка решает сообща проблемы, помогает одному из кластера выбраться из безвыходной ситуации – не надоедает.
Я по-прежнему считаю, что идею сенсейтов можно было реализовать еще эффектнее, выжать из нее больше, но называть неидеальный сериал плохим из-за этого я не собираюсь. Стражински и Вачовски явно сделали то, что хотели, уникальность и оригинальность «Восьмого чувства» сложно переоценить.
Это то самое «авторское высказывание» и «авторское видение», которое я часто припоминаю в рецензиях на фильмы и сериалы, где таковое отсутствует напрочь – лишь безликий набор шаблонов.
И не факт, что в более четкой структуре и в погоне за максимально вкусными сценами не потерялось бы то, что у сериала определенно получилось в текущем виде – дать новое, инородное восприятие реальности существа с восемью телами, восемью судьбами. Во втором сезоне это уникальное мировосприятие чувствуется еще отчетливее. Имеет ли смысл придираться к произведению, которое смогло в кои-то веки достичь такого – позволить зрителю взглянуть на мир по-другому?