Рецензия на второй сезон «Игры на выживание»: жара, «инфернальный» Верник и ещё больше вопросов
На PREMIER завершился второй сезон сериала «Игра на выживание», когда-то попавший в список лучших отечественных шоу по версии «Канобу». После насыщенного страданиями и атмосферой зарубежных survival-фильмов первого сезона главная интрига так и осталась нераскрытой. Редактор «Канобу» Мари Григорян посмотрела новые эпизоды и рассказывает, через что зрители пройдут вместе со вторым набором героев – и что им удастся узнать об Игре.
О чем второй сезон «Игры на выживание»
Основная концепция сериала заключается в существовании реалити-шоу «Выживший», куда якобы приглашают героев. На деле же съёмочная группа почти сразу исчезает, а участники соревнования попадают в одну дикую ситуацию за другой: в наличии семья каннибалов, сбежавшие из колонии заключенные-садисты, угроза заражения зомби-вирусом и постепенное накаливание конфликта между участниками. Всё это перемежается моментами искреннего сплачивания главных героев, поисками правды о происходящем и постоянным сомнением – мы всё ещё в Игре?
В концовке первого сезона зрителям слегка приоткрывают завесу тайны. До финального этапа добираются два участника Игры – суровая Вика Кемпиннен (Линда Лапиньш), одержимая поисками сестры-близнеца, и сострадательный Николай Суббота (Владимир Верёвочкин), наиболее человечный из набора основных героев. Они встречают ведущего шоу Игоря Верника (играет сам себя), который доходчиво объясняет – выживет тот, кто останется человеком.
Более детально освежить в памяти события первого сезона можно с помощью рекапа «Канобу».
Следующий сезон «Выжившего» тоже начинается неудачно: группу новых участников почти сразу перехватывают Суббота и Левон Багрикян (Самвел Мужикян), отец погибшего в прошлых сериях Сурена. Их отправляют частным бортом в Москву, но самолёт экстренно садится в Узбекистане. Новички вместе с Субботой высаживаются на «временную» остановку на шестидесятиградусной жаре – даже не подозревая, что именно в этом и состоит Игра.
Главные достоинства
Красивые новые локации, которые грамотно задействованы
В заставке «Игры на выживание» традиционно показывают большинство локаций, где развернётся действие – в первом сезоне это были леса, много воды, заброшенные здания и вызывающие легкую клаустрофобию хижины, автобусы и прочие замкнутые пространства. Во втором же зрителей перенесли в рыжеватые тона, бесконечное солнце и песок под ногами участников, новых и старых.
И надо сказать, что набор испытаний во втором сезоне даже более логичен. Раньше авторы пугали несчастных персонажей стандартными ужасами из глубинки – необязательно даже российской. Отголоски «Поворота не туда», «У холмов есть глаза» и других классических «выживательных» фильмов хорошо смотрятся в любой лесистой полузаброшенной местности. Элементы вроде каннибалов, зэков и обозлённых местных жителей вписались в сериал хорошо, но отечественной специфики почти не имели.
А вот перенос действия в Узбекистан будто вобрал в себя весь спектр страхов российского туриста. Намеренно или случайно, сценаристы не только выбрали экзотичное место – они вписали происходящее в местную географию так прочно, что вопросов к ней уже не имеется. Люди стандартно боятся беспредела пограничников, нарко- и человеческого трафикинга, власти вооруженных группировок, безразличия к пришельцам из другой страны – именно этим и испытывают новеньких участников.
Отдельно хочется выделить бережное отношение авторов к людям любых конфессий и национальностей: на «своих» и «чужих» они не делятся, а достойные герои внезапно находятся с любой стороны.
Погружение в тонкости Игры
Основная схема первого сезона – постоянное нагнетание атмосферы и нарастающие сомнения в том, что происходящее подстроено в рамках игры. Каждый эпизод героям выпадал новый кошмар, постепенно гнущий их психику. И с каждым витком зрители всё больше убеждались, что испытания подстроены – пожалуй, это стало очевидно уже на эпизодах с восставшими мертвецами.
Повторяться сценаристы не стали и пошли дальше, показав новый этап Игры сразу с двух сторон – участников и наблюдателей. Не все сюжетные задумки исполнены идеально, но желание уйти поглубже в историю мира Игры всё же делает второй сезон более самостоятельным.
На этот раз с самими распорядителями Игры тоже ведут определённое противостояние. В какой-то момент это немного напоминает зарубежную франшизу «Дивергент», но с более высоким уровнем насилия – в жанр young adult уже не уложатся сексуальные домогательства, кровавые расправы и ожидание того, что твой любимый персонаж умрёт. А здесь у каждого есть шанс умереть – впрочем, как и вернуться к жизни, ведь герои вроде гламурного Капитана из первого сезона поистине неубиваемы.
Как ни странно, интереснее всего здесь не создатель Игры и его личность, а новая «угадайка». Как зрители, теперь мы знаем, что любой участник может оказаться подставным: сериал из-за этого превращается в своеобразную партию «мафии», где никому нельзя доверять. И разыгрывается эта партия по обе стороны экрана.
Развитие «старичков» – включая Верника
Игорь Верник в роли Игоря Верника – субъективно, одна из лучших находок «Игры на выживание». С одной стороны, цитируя одного из персонажей сериала, никто не сможет взбесить людей так же, как он. С другой – актёр «встряхивает» каждую сцену, в которой наконец появляется на экране, а во втором сезоне они случаются гораздо чаще. Его герой получает необычную предысторию и полный спектр эмоций, от отчаяния до какого-то уникального состояния.
В комментариях «Канобу» Верника любовно прозвали «инфернальным», и сложно не повторить это определение – в самом лучшем смысле этого слова. Из него получился идеально соответствующий уровню безумия ведущий, отличный антигерой и просто невероятно крутой образ.
То же самое можно сказать и по поводу Субботы: создавать протагонистов-моралистов бывает сложно, часто с этим не справляются даже зарубежные сценаристы. В «Игре на выживание» появился эдакий Капитан Россия, до последнего сохраняющий свою человечность. Но раздражения он при этом не вызывает – Суббота не идеален, особенно учитывая его прошлое, да и во втором сезоне его явно преследуют свои демоны.
Хорошим вышел и заход с более подробным изучением истории Вики Кемпиннен. На новом этапе за нее отдувается сестра Оля (в исполнении той же актрисы), но важна эта сюжетная линия другим. С самого начала шоу авторы постоянно намекали на особую роль Кемпиннен в происходящем – сложились и татуировка, и необычные скиллы, и даже одержимость судьбой сестры. Пока Оля идёт по следам Вики, сценаристы показывают флэшбэки к жизни обеих сестёр. Таинственность, которой была окружена одна из самых ярких героинь первого сезона, понемногу рассеивается – и становится отличным заделом для сюжета.
Во избежание крупных спойлеров лучше не перечислять остальных «возвращенцев» – но можно сказать, что каждому из них нашлось достойное применение. Хотя тоска по персонажам из первого сезона всё-таки сохранялась все восемь эпизодов.
Что может смутить
Мало новых героев
Появление Верника, Субботы, Капитана и прочих героев из предыдущего сезона радуют и здорово развивают сюжет – и в то же время расстраивают. Наблюдая за ними на экране, остро чувствуешь, какими эпизодическими и малоизученными вышли новые персонажи.
Возможно, здесь сказался укороченный хронометраж сезона – восемь эпизодов вместо двенадцати. Предыдущий набор героев очень быстро обрастал новыми деталями; они бесили, вдохновляли, смешили и приковывали внимание, их разговоры были интересными инсайдами в характеры и истории. Навскидку можно вспомнить деда из КГБ, пацифистку-вегетарианку, агрессивного бойца ММА – каждый герой чем-то да запоминался, даже если пробыл на экране меньше других.
Подобной любви с новыми героями просто не случилось: «Игра на выживание» очень сильно разрослась в масштабах, и «новеньким» просто не дали пространства подышать. Они, скорее, становятся удобными инструментами для толкания сюжета вперёд. Или симпатичными декорациями, если речь идёт о самых впечатляющих сценах сезона: сложно забыть голое побоище в бане или погони через город со швырянием тарелок в противника.
Запутанность сюжета и слишком большая ставка на третий сезон
В обсуждении «Игры на выживание» нужно честно проговорить одну вещь: второй сезон не раскрывает главные карты сериала, а лишь даёт взглянуть на рубашку и снова замешивает их в колоду. Едва героям удаётся хоть немного подобраться к разгадке, как новый сюжетный поворот отбрасывает их назад.
Отчаянная реплика Линды Лапиньш об организаторах Игры описывает этот феномен лучше всего: «Они всегда будут на шаг впереди». И это вызывает одновременно любопытство и досаду.
Создатели «Выжившего» до последнего остаются богами-управленцами всего процесса, пресекая любые попытки им помешать. Это делает сюжет очень утомительным: разных линий, зацепок, интересных идей становится всё больше, герои придумывают всё более изобретательные схемы… Но заканчивается это ровным счётом ничем. Усилия никогда не приносят должного результата.
При этом в угоду этим интригам вокруг личности модератора сценаристы будто подзабывают о самой Игре, отодвигая её на второй план. Испытания в сезоне всё ещё есть, но их гораздо меньше, общения и взаимодействия между героями – тоже. Зато сюжет обрастает бесконечными флешбеками и намёками на истинную сущность происходящего. А ответа на главный вопрос всё ещё нет.
Желание придержать самое интересное до третьего сезона вполне понятно – но, черт возьми, зрителям его ещё так долго ждать!
Вердикт: наслаждаться новыми испытаниями, но не ждать ответов на главные вопросы
«Игра на выживание» продолжает удерживать внимание зрителей любыми способами: в сериале по-прежнему отличная постановка, достойные актёрские работы, убедительные образы и неожиданные сюжетные повороты. Владимир Верёвочкин и Игорь Верник остаются настоящими звёздами шоу, и отрываться от наблюдения за ними не хочется. Вскрытие Игры с другой стороны тоже даёт сезону особую остроту – пусть главные герои и их противники находятся далеко друг от друга, они постоянно сталкиваются лбами.
Но при этом стоит быть готовыми к тому, что атмосфера, ритм повествования и отношение к героям изменились. Перемены были неизбежными и логичными – первый сезон побыл отличным триллером и раскрыл тему смертельных испытаний на все сто. Во втором сезоне авторы сделали логичный ход, будто сказав себе реплику из фильма «Начало» – we need to go deeper! Но потенциальная шокирующая завязка на третий сезон всё-таки оставляет после себя лёгкую неудовлетворенность. От неё точно не стоит ждать откровений или реальной разгадки происходящего.