22 июля 2021Кино
Обновлено 28.07.2021

Рецензия на «Время» М. Найта Шьямалана. Нелепый и банальный хоррор о стремительной жизни и смерти

В прокат 22 июля выходит новый фильм М. Найта Шьямалана — режиссёра причудливых триллеров «Знаки», «Таинственный лес», «Шестое чувство», «Визит» и трилогии о сверхлюдях «Неуязвимый». Шьямалан известен неожиданными трактовками стандартных жанровых концепций — от вторжения пришельцев до становления супергероя, — и парадоксальными сюжетными поворотами в финале, которые в лучших работах режиссёра меняют впечатление от всего фильма. Автор «Канобу» Мариам Григорян объясняет, почему во «Времени» блестящая концепция так и не превратилась в интересное размышление о жизни, старении и смерти.
В прокат 22 июля выходит новый фильм М. Найта Шьямалана — режиссёра причудливых триллеров «Знаки», «Таинственный лес», «Шестое чувство», «Визит» и трилогии о сверхлюдях «Неуязвимый». Шьямалан известен неожиданными трактовками стандартных жанровых концепций — от вторжения пришельцев до становления супергероя, — и парадоксальными сюжетными поворотами в финале, которые в лучших работах режиссёра меняют впечатление от всего фильма. Автор «Канобу» Мариам Григорян объясняет, почему во «Времени» блестящая концепция так и не превратилась в интересное размышление о жизни, старении и смерти.

Сюжет

Семья Гая (Гаэль Гарсия Берналь) и Приски Капа (Вики Крипс) вместе с 11-летней дочерью Мэддокс (Алекса Суинтон) и 6-летним сыном Трентом (Нолан Ривер) в последний раз проводит отпуск в полном составе. После трёхдневного отдыха Гай и Приска хотят развестись, но пока не решаются сказать об этом детям. Управляющий отеля предлагает им поехать на другую половину острова: в заповедной части есть закрытый пляж, куда не водят других гостей. Семья соглашается и отправляется туда вместе с ещё одной группой людей, кардиохирургом Чарльзом (Руфус Сюэлл), его молодой женой Кристал (Эбби Ли), их 6-летней дочерью Карой (Кайли Бегли) и пожилой матерью Чарльза Агнес (Кэтлин Челфант).

Пляж окружен высокими скалами, и там действительно нет никого, кроме рэпера по прозвищу Mid-Sized Sedan (Аарон Пьер), которого узнаёт Мэддокс. Позже на пляж прибывают супруги Ярин (Кен Люн) и Патрисия (Никки Амука Бёрд). Вскоре герои находят в воде тело женщины. Чарльз пытается выйти с пляжа и вызвать полицию, но по пути теряет сознание. По непонятной причине ни у кого из посетителей пляжа не получится дойти до входа в заповедник.

Рецензия на «Время» М. Найта Шьямалана. Нелепый и банальный хоррор о стремительной жизни и смерти - фото 1

Пока взрослые решают, что делать с телом женщины, дети начинают стремительно меняться. Всего за несколько часов они поэтапно преображаются в подростков (повзрослевшую Мэддокс играет Томасин Маккензи, 15-летних Трента и Кару – Алекс Вулф и Элайза Скайнлен). Все застрявшие на пляже понимают, что время для них течёт иначе, чем для остального мира. За полчаса каждый человек стареет на два года. А значит, всего за сутки в этом райском месте они проживут половину века — и жизнь как минимум половины героев на этом закончится.

Плюсы: сильная философская концепция и быстрый темп повествования

Рецензия на «Время» М. Найта Шьямалана. Нелепый и банальный хоррор о стремительной жизни и смерти - фото 2

Идея «Времени» пришла М. Найту Шьямалану после прочтения комикса Пьера Леви и Фредерика Питерса «Замок из песка». Дочери Шьямалана подарили режиссёру графический роман о тринадцати людях, попавших на пляж, где все стремительно стареют и умирают. В «Замке из песка» аномалия со временем так и не объясняется, но Шьямалан сам дополнил историю и превратил её в сценарий фильма.

  • Рецензия на три части «Улицы страха»: каким получился эксперимент Netflix> «Мы взрослые, но у нас нет никаких воспоминаний. Это нечестно», – так объясняет своё грустное положение героиня Кара, которая за несколько часов превратилась из шестилетней девочки в молодую женщину. Это одна из немногих сцен, когда идея фильма не испорчена странными спецэффектами, нарочито тревожной музыкой и нелепыми сюжетными поворотами.

В отличие от большинства мистических хорроров, в фильме Шьямалана героев преследует не монстр, не древнее божество и не таинственный культ – их изматывает и убивает само время, которому нечего противопоставить, от которого нельзя убежать. Природа постепенно берёт своё, и людей подводят их собственные слабеющие тела. Герои как будто узнают свою судьбу в ускоренной перемотке, доживая со всеми своими недугами до старости. Родители видят повзрослевших детей одинокими и несчастными, а детям позже приходится хоронить родителей прямо в песке — отдельные моменты фильма действительно жуткие.

Время на пляже течёт так быстро, что герои не успевают ничего осознать. Они сходу начинают ругаться между собой и совершать ошибки. С момента попадания на пляж один сюжетный поворот немедленно следует за другим. Это торопливое, сумбурное повествование явно должно было вызывать в зрителях чувство паники – в какие-то моменты действительно чувствуешь себя загнанным на этот пляж вместе с Гаем, Приской, их детьми и случайными попутчиками.

В некоторых сценах «Времени» есть попытки неплохих рассуждений о скоротечности жизни. Обречённые на смерть бок о бок, Гай и Приска понимают, насколько глупым и несерьёзным был их конфликт. На исходе жизни они даже не могут вспомнить, из-за чего хотели развестись. Кристал, молодая жена кардиохирурга Чарльза, помешанная на внешности, утрачивает красоту и вместо благородного старения погибает сгорбленным и отталкивающим существом. Проблема в том, что все эти темы лежат на поверхности, и весь смысл фильма как будто заключен в одной фразе Приски: «Я хочу жить в моменте».

Минусы: сумбурное повествование, пустые персонажи и твистовый финал

От «Времени» не стоит ждать той великолепной гнетущей атмосферы, которую Шьямалан выстраивает в своих лучших картинах. Эффект от всех психологически тяжёлых моментов фильма сбивается неправдоподобными сценами вроде удаления опухоли у Приски перочинным ножом без обезболивания, антисептиков и каких-либо долгосрочных последствий для её организма. Резкие скачки фильма от триллера к безумному трэшу напоминают концовку «Сплита»: когда Джеймс Макэвой превращается в монстра, начинает бегать по потолку и интересное кино о множественных личностях вдруг превращается в очень плохую супергероику.

Шьямалан объяснял, что хотел максимально правдоподобно показать быструю трансформацию героев из одного возраста в другой. Об этом говорится в пресс-материалах картины, предоставленных «Канобу». Режиссёр просил юных актёров не играть детей в теле взрослых. Но у Шьямалана получились настолько пустые и незапоминающиеся персонажи, что их просто не во что было трансформировать. Трент, Мэддокс и Кара из весёлых и милых детей превращаются в безликих, вечно нервничающих и нерешительных взрослых, которые постоянно бегают за помощью к родителям. Единственное самостоятельное решение они принимают только к пятидесяти годам — забавная сатира на отвыкшее решать за себя молодое поколение, но в концепции фильма персонажи получились абсолютно бесполезными.

Рецензия на «Время» М. Найта Шьямалана. Нелепый и банальный хоррор о стремительной жизни и смерти - фото 3

Шьямалан воспользовался шансом дополнить историю «Замка из песка» и написал более масштабный сюжет. Но концовка вообще никак не связана с основными темами фильма — никто из героев не размышлял о своём месте в этом мире, не думал о том, что оставит после себя; даже смерть ребёнка Кары и Трента почти никак не повлияла на них. Все присутствующие на пляже настолько смирились со своей судьбой, что под конец фильма два выживших персонажа сначала строят замок из песка, а потом уже пробуют добраться до курорта.

Вердикт

Фильм «Время» абсолютно лишен того, в чём силён М. Найт Шьямалан – атмосферы тревоги и таинственности, ощущения того, что персонажи вот-вот раскроют пугающую правду. Как в «Знаках» или «Шестом чувстве», он использовал в картине свой любимый приём – финальный плот-твист в духе научно-фанатастических сериалов.

Но сюжетно «Время» проигрывает «Остаться в живых» (тоже о таинственном острове, необъяснимо влияющем на людей) или случайной серии «Секретных материалов» (о паранормальной проблеме, с которой столкнулись обычные люди). Два с половиной часа фильма посвящены событиям вроде приступов болезней, убийств и тщетных попыток уйти с пляжа – и повествование не останавливается, чтобы дать зрителям проникнуться ужасом происходящего.

Временами картина обещает интересный боди-хоррор – у одного героя в рану попадает инфекция, а персонаж красивой модели Эбби Ли из-за недостатка кальция физиологически превращается в чудовище. Но эти моменты либо скомканы и пролетают так же быстро, как остальные сцены, либо испорчены смехотворно плохой CG-графикой. Поэтому «Время» не получилось ни пугающим, ни философским зрелищем, оно ничем не удивляет и не запоминается. Это просто слабое воплощение неплохой идеи, в котором едва-едва чувствуется почерк Шьямалана.

Комментарии 14
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Иван Вротыбал
Иван Вротыбал
Членоман снова подвёл.
Филипп Загрядский
Филипп Загрядский
Жаль что Шьямалан снова не держит планку качества. Вроде он начал возвращать веру в себя сняв неплохой, но довольно предсказуемый Визит и отличный Сплит. Стекло снова несколько подмочило его репутацию из за того завязка вроде как обещала эпичное противостояние, но все закончилось идиотской потасовкой во дворе и пережеваной десятки раз моралью что все мы немножко герои. Вот и Время вроде бы должно было окончательно вернуть его в строй, но на выходе видимо получилось ещё одно идиотское Явление, которое снова тянет Шьямалана на дно и с которого ему снова предстоит выбираться.
OXYBOT
OXYBOT
Взять старую китайскую пословицу, добавить туда религиозного бреда и разбавить отсебятиной с ноткой хоррора и мы получим данный фильм=Шьямалана трудно понять и осмыслить его работы, но скорее "это другое" нежели то, что мы привыкли смотреть на больших экранах...