Рецензия на «Водоворот». Парижский криминал и американский джаз в сериале от автора «Ла-Ла Ленда»
ВНИМАНИЕ. Оригинальное название сериала The Eddy. В официальных русских субтитрах на Netflix название шоу переведено как «Водоворот». Поэтому здесь и далее по тексту сериал упоминается именно под таким названием.
Эллиот Удо (Андре Холланд — «Больница Никербокер», «Касл-Рок», «Лунный свет») — некогда известный американский музыкант. Но уже несколько лет к инструменту он не притрагивается. Оставив семью и переехав в Париж, Эллиот открывает джаз-клуб The Eddy, где находит единственное занятие, поддерживающее его в тонусе, — написание песен для группы, которую он сам и собрал.
Несмотря на душевную атмосферу, джаз-клуб не то чтобы приносит хоть какой-то доход. Проблемы у Эллиота растут как снежный ком. Джулия, его 16-летняя дочь (Амандла Стенберг — «Чужая ненависть», «Голодные игры»), приезжает из Америки с «багажом» переходного возраста. Отношения с солисткой группы Майей (польская актриса Иоанна Кулиг — «Холодная война», «Ида») толком не складываются. Еще и партнера по бизнесу Фарида (Тахар Рахим — «Мария Магдалина», «Шрам») находят недалеко от клуба с перерезанным горлом.
Говорить, что Шазелл в «Водовороте» всем заправляет, не совсем корректно. Всего в мини-сериале, вышедшем на Netflix, а в начале этого года представленном на Берлинском кинофестивале, восемь серий; Дэмьен снял лишь две из них. По-настоящему рулит процессом сценарист Джек Торн, работавший над адаптацией «Темных начал» Филипа Пулмана, а также сериалами «Электрические сны Филипа К. Дика» и «Молокососы».
Ему принадлежала и идея «Водоворота» — Джек разрабатывал ее довольно давно, а к Дэмьену присмотрелся еще до успеха его полнометражной «Одержимости» на премии «Оскар». Вдохновлялся Торн, очевидно, «Убийством китайского букмекера» Джона Кассаветиса, там владелец клуба оказывается под прицелом банды. Так что «Водоворот», можно сказать, еще одно подтверждение — «новое это хорошо забытое старое».
Эмоциональные диалоги неудачника Эллиота, которые произносит герой на фоне держащейся на соплях вывески бара The Eddy — чем не реинкарнация Райана Гослинга из «Ла-Ла Ленда», открывшего джаз-клуб, но уже в Париже? Схожие типажи и музыкальный материал не могли не отозваться эхом в яром поклоннике джаза Шазелле.
В первых двух эпизодах найдется место миниатюрным отсылкам к прошлым работам режиссера, в которых легко узнать его фирменный стиль. Съемки репетиций джаз-бэнда окутаны тем же очарованием и восхищением, что и в дебюте Дэмьена «Гай и Мэдлин на скамейке в парке». Как и в «Одержимости», свои пальцы будет обматывать скотчем местная барабанщица.
Первые эпизоды — введение в курс дела с помощью выстраивания конфликтных ситуаций. Их развитие будет протекать все восемь серий, а в финале для некоторых найдется оптимальное разрешение. Но не для всех. Действие течет достаточно размеренно, придерживаясь «золотой середины». Чуть меньше диалогов и музыки — будет скучно, чуть больше драматической возни и эмоций — кондуктор, нажми на тормоза!
Язык — инструмент, которым Торн непременно воспользуется. На улицах Парижа мы услышим, конечно, и французский, и арабское наречие (напоминание, что Францию заполонили мигранты), и английский мат, и даже фразы на польском — в эпизоде, в котором мы чуть ближе знакомимся с персонажем Иоанны Кулиг. Некоторые юмористические и драматические моменты в сериале имеют «фундамент» из лингвистических особенностей. Поэтому смотреть «Водоворот» рекомендуем только в оригинале с субтитрами.
Опытные операторы проекта, Жюльен Пупар («Отверженные», «Нежная рука закона») и Эрик Готье («Правда», «Пепел – самый чистый белый»), по всей видимости влюблены в героев сериала не меньше, чем сценаристы и режиссеры. Как иначе объяснить их многочисленные крупные планы, в которые попадают и основные действующие лица, и, в частности, их музыкальные инструменты? Пупар и Готье не упускают и скупой на детали, но богатый звуками музыки экстерьер джаз-клуба, в котором разворачиваются события «Водоворота»,
Выходя из тесного помещения, камера не фиксирует привычные зрителю столичные достопримечательности, которыми перенасыщены французские комедии последних лет. Париж «Водоворота» — Париж, в котором пытаются сосуществовать и романтик, и убийца. Город не Вуди Аллена, но Леоса Каракса. Это дикая, опасная, непредсказуемая и совсем не приветливая столица Пятой республики. Впрочем, тональность городских окраин будет меняться ближе к финалу: на смену облезлым стенам домов придут стеклянные офисные «коробки», внутри которых прячется… мафия.
Увы, к середине сезона «Водоворот» заметно «проседает» по всем фронтам. В звуках музыки пропадает былой шарм, из тесных коридоров крохотного джаз-клуба уходит прежняя атмосфера тепла и единения. Как рассыпаются отношения персонажей на экране, так рушится и вся концепция, которую до поры до времени «тащил» основной дуэт Андре Холланда и Амандлы Стенберг.
То ли сценарий Торна уделяет слишком много внимания развитию второстепенных сюжетных линий, забывая про основную ветку. То ли режиссерский квартет не может действовать вопреки известной басне Крылова. Но к финалу «Водоворот», пытаясь соединить все ниточки в одну, не справляется с этой задачей; слишком бросается в глаза принцип разрозненности. Сюжет оставляет задел на внезапно детективное продолжение истории, прикрывая собственную несостоятельность излишними сантиментами и благостным уличным джем-сейшеном.
Казалось бы, на протяжении восьми эпизодов главный герой учится ладить с собой и окружающими, устанавливает социальную коммуникацию с собственным ребенком. Наконец, Эллиот, вроде бы решает жить не по лжи. Но финальный твист, который приготовил Джек Торн для персонажа, рубит эти начинания на корню. Будем надеяться, что в гипотетическом продолжении авторы дадут нам понять, что все это было не зря.