Рецензия на «Варкрафт»
Я не стану тянуть и перейду к сути: фильм доставил мне огромное удовольствие, он отлично иллюстрирует Первую Войну в мире «Варкрафта». Но это фильм для своих, отсюда и негатив критиков по большей части. Это не значит, что фильм невозможно понять, не зная ничего про сюжет игр, просто у знакомых с историей есть огромное преимущество – они к ней готовы.
Это обычно и спасает зрителей, которые идут на фильм по основам чего-то им уже знакомого – дело не в том, что они знают что-то, чего не знают другие зрители, и лучше понимают сюжет. Дело в том, что они уже успели простить ему многое. Когда Кадгар превращает кого-то в овцу – фанат плачет от счастья, а обычный зритель может воспринять это как нечто неуместное, вышибающее его из мира фильма. Мы привыкли к тому, как выглядят орки Дренора и броня Альянса, новичкам этот пафос раздутых пропорций, опять же, может резать глаз.
Нужно признать, что история мира «Варкрафта» сама по себе – не шедевр литературы. Как правильно напомнил Роберт Казински в нашем интервью, она основывалась на куче успешных франшиз – от комиксов Marvel и «Звездных войн» до саги Толкина (а еще, кхе-кхе, Warhammer). Она во многом вторична, банальна и пафосна как индюк, помилованный президентом на День Благодарения. И все же, она достаточно эпична и обширна, чтобы затянуть в себя человека и дать ощущение другого мира.
Эти элементы – ворованные, простоватые, попросту странные – проступают через лоск фильма и мне сложно предсказать реакцию человека, который столкнется с ними впервые именно при просмотре фильма.
Но если мы примем историю «Варкрафта» саму по себе как данность и посмотрим исключительно на то, что сделал с ней Данкан, то фильм можно смело назвать выдающимся.
В сравнении
Как это смотрится в сравнении с «Властелином колец» и «Игрой престолов»? На творение Мартина фильм, конечно, вообще не похож – совсем другая динамика и атмосфера. Возможно, для кого-то это будет минусом, шагом назад – к мультяшности и бредовости от реализма, жести и болтающихся членов, которых в кадре больше, чем страпонов на новогодней елке у доминатрикс.
А вот с «Властелином Колец» параллели куда более ощутимы, в том числе и визуально. дворфы (которые в нашей локализации стали гномами, а это другая раса) и эльфы выглядят здесь по-другому, но для обычного зрителя вряд ли эти отличия будут достаточно существенными. «Варкрафт» может огрести проблем из-за того, что в этом сравнении проигрывает по сложности истории.
Я не слишком люблю Толкина, но его экранизация все же смотрится серьезнее. Ясно, что от «Варкрафта» никто вменяемый и не требовал «Властелина колец», они на это не целились, задачи другие, но не всем это объяснишь.
Лучше ли он «Хоббита»? Да, я считаю, что даже без скидок на «это досталось от игры» фильм Данкана смотрится сильнее, ярче, продуманнее.
Но первая трилогия Джексона в любом случае будет смотреться выигрышнее и по более мощному актерскому составу, так и по сценам битв. Тут они не такие долгие и сложные, а строятся больше на динамике, чем на стратегии, как бы странно это ни звучало с учетом первоисточника. Лотар не так покоряет, как Арагорн, Медив – не так, как Гендальф, хотя и роли у них разные, но сравнения все равно напрашиваются, своего Леголаса тут вообще нет, эльфы и прочие расы мелькают только в качестве камео. Зато сторона орков тут, естественно, представлена куда лучше, чем во «Властелине».
Проклятие игровых адаптаций
Счетчик морганий из Уве Болловского «Бладрейна»
Как бы то ни было друзья, мы дождались. Это произошло – мы, наконец, получили достойную экранизацию игры – дорогую, качественную, сделанную с любовью и держащуюся лора как святого писания, решающуюся менять его только в крайних случаях. Те, кто после просмотра трейлера утверждал, что даже синематики Blizzard лучше, были неправы. Не лучше, потому что этот фильм и выглядит как двухчасовой синиматик – из него сочится «Варкрафт» со всем своим пафосом, наплечниками, золотом и драйвом. Битвы выглядят очень брутально, удары – чувствуются, экшен – качает, заклинания пышут мощью.
В сюжете есть измененные элементы, их около десятка самых заметных. Они могут несколько путать или разочаровывать фанатов, но в сравнении с традиционным для кино перевиранием первоисточника выглядят несущественными.
Кого-то оставили за кадром, кого-то поменяли местами, что-то не стали разрушать. Возможно, в будущих фильмах, это исправят – доразрушат, введут, объяснят.
О 5 главных проблемах игровых экранизаций я уже писал отдельную статью.
Графика
Графика, которая не слишком впечатляла нас в трейлерах, в кинотеатре смотрится прекрасно. Есть некоторые недочеты, но больше не с текстурами, а с анимацией, но и то, буквально в паре мест. Орки, безусловно, выглядят абсолютно живыми – больше чем нави в «Аватаре».
Отдельно в кои-то веки отмечу тридэ – оно потрясающее. Сейчас все делается в тридэ, но редко когда это действительно увеличивает объем картинки – распилят на два плана, да и ладно. Здесь же картинка действительно проваливается в экран, она глубокая как колодец и затягивает в себя. И это несмотря на то, что они не снимали картину в тридэ изначально, а пилили все в постпродакшене, благо пост этот занял два года и там все успели сделать, как надо.
Иронично, но самой нереалистичной частью этого мира выглядят живые актеры.
Все же эта каноничная пафосная блестящая броня, вычурные гарды мечей – на экране все это смотрится не слишком удачно. Если бы они были одеты в ржавые кольчуги и покрыты грязюкой, смотрелось бы, наверное, более убедительно, пусть и не по канону.
Второй вариант – можно было сделать людей тоже компьютерными. Это позволило бы нарисовать их гипертрофированными шкафами, как в синематиках, чтобы эта броня смотрелась на них более адекватно, да и рядом с орками они не выглядели бы так жалко и беспомощно. Но надо понимать, что тогда бюджет фильма бы просто разорвало, а он и так огромен.
Кастинг и персонажи
Подбор актеров не слишком впечатлял с самого начала – звезд первой величины явно решили не брать, чтобы не раздувать бюджет, поэтому появлялись по большей части актеры из сериалов. Доминика Купера мы знаем как Яна Флеминга и Говарда Старка, теперь еще и как Проповедника, Рут Неггу – как подружку Проповедника и Рейну из «Агентов Щ.И.Т», Трэвиса Фиммела – как викинга, а Каллума Кита Ренни – как сайлона. Некоторым из них удалось создать в «Варкрафте» запоминающийся образ, некоторым – нет, но всем пришлось столкнуться с трудностями игры в зеленой комнате, в мире, который нужно додумывать вокруг себя, говорить с персонажами, которых «добавят потом» и так далее. Это сложно, и иногда это чувствуется.
Дуротан – однозначный фаворит всех, кто видел фильм. Самый человечный, живой и вызывающий симпатию. Потрясающая работа как аниматоров, так и Тобби Кеббелла, которого мы недавно видели в роли Кобы в «Планете Обезьян: Революция» и Дума в «Фантастической четверке». Здесь он сыграл действительно потрясающе. Дуротан в кадре не только красиво грустит, но и раздает вкусных люлей.
Гарона также всем понравилась, ей даже дали время, чтобы раскрыться как персонажу. Ключевую для ее героини сцену с кинжалом немного поменяли по сравнению с каноном и вышло очень здорово.
Лично мне очень понравился Медив. Напомню, что Хранитель в Азероте – это не просто один из магов, это Маг. Избранный, в которого остальные маги зафигачивают всю свою силу, чтобы он один мог противостоять вторжению Легиона. И в фильме эта мощь чувствуется. Он одет в плащ из черных перьев, что мне показалось очень милой отсылкой к событиям третьей игры.
В общем, про Медива я бы посмотрел его личный спин-офф прямо сейчас. И про матушку его Эгвин, о которой, к сожалению, в фильме ни слова. Со стороны людей Медив однозначно запомнился мне больше всех.
Лотар вышел лучше, чем я его представлял, никаких особых претензий к нему нет, хотя, если придираться, то для главного героя людей он все же недостаточно крут и харизматичен. Не Арагорн, да. Он приятнее Дубощита, но не так драматичен. Вся история с его сыном мне показалась абсолютно лишней и ничего особо не дала – очень уж она стандартная. Сам сын вышел совсем никаким.
Кадгар… У многих этот сопливый маг с усиками вызывал боль и да, она не до конца уходит при просмотре. Ясно, что он и должен быть сопливым и нелепым, но актер все же подобран не слишком удачно. Впрочем, персонаж его воспринимается нормально. Если знатоки лора надеются на проклятье Медива, которое заставило бы их сменить актера – его тут нет, к сожалению.
Драки, жены Дуротана, в фильме довольно мало, но она приятная. Оргрима куда меньше, чем я думал. И тут он, похоже, не вождь своего клана, а один из Северных Волков, что несколько путает. Гул’дан и Чернорук хороши. Насчет остальных сложно сказать что-то определенное.
Стоит ли мне верить?
Это хороший вопрос. В конце концов, я фанат Данкана Джонса, он мне обещал, что фильм не станет «Призрачной угрозой», все такое – у меня очень предвзятое мнение, ведь мне очень не хочется разочаровываться в режиссере и чувствовать себя обманутым. Это так, но я знаю точно, что если бы фильм был по-настоящему плох, как бы я ни пыжился, у меня бы не получилось убедить себя в том, что я смотрю шедевр.
Может это просто мое фанбойство? Дело в том, что и полноценным фанатом игр серии я себя назвать не могу. Да, еще в детстве я играл в первые игры серии, уровень из Warcraft: Orcs & Humans, где нужно было выводить крестьян из заточения, мне потом снился, и я помню его до сих пор: заставу на мосту, выманивание орков, точечные выстрелы катапультами. Но это было давно и сюжета первых игр я не помню вообще, не помню вообще, что он там был.
Да, в третьей части ролики более-менее запоминались, но и все на этом. В World of Warcraft я играл пару дней, меня не зацепило, и я бросил, какой из меня фанат? Статью по истории «Варкрафта» я писал только после нескольких дней изучения вики и прочего ликбеза. Я уверен, что 80 процентов всех элементов из игры, что напихал в фильм Данкан, я просто не знаю. В общем, для того, чтобы насладиться фильмом, жестким фанатом сто десятого левела быть не нужно, хотя это однозначно увеличит объем того, что вы сможете от него получить.
Правда, на каждом «Заг Заг» и «Лок’тар Огар» глаза чуть-чуть слезились, а «За Орду!» и «За Азерот!» хотелось орать вместе с героями. Эффект узнавания все же сильно смазывает любые механизмы. О, морлок. О, Лейкшир. О, эта штука, наверное, взорвет фаната WoW, а мне, к сожалению, ничего не говорит.
Итоги
В общем, «Варкрафт» не получился шедевром, на который мы изо всех сил надеялись. Даже если вам или мне он снесет башню, рядовому зрителю он зайдет куда спокойнее, если вообще зайдет. К сожалению, это важно и для нас, так как без критиков и рядовых зрителей нет кассы, без кассы – сиквелов и других дорогих фильмов по играм. Но еще не все потеряно, средняя оценка может вырасти, а касса приятно удивить.
Но. И это важное «но». Проклятие гейм-муви картине, на мой взгляд, все же удалось снять. Это, может, и неидеальный фильм, но он не настолько перемешан и обрывист как «Бэтмен против Супермена», не так бесполезен, как «Джон Картер» и уж точно не так оторван от реальности, как предыдущие экранизации игр.
Да, сюжет слишком прост и запоминается как нечто шаблонное и прямое, но сцены поставлены со всей серьезностью и вкуса бразильского мыла тут нет.
Он отличается от поделок и неудачных адаптаций прошлого, это – полноценный блокбастер. Он может показаться кому-то простоватым или даже блеклым, но простоватым и блеклым как другие летние блокбастеры, а не как «Подземелье драконов» (вот же офигеть у нас перевели D&D) или жопоконструкты Уве Болла. Даже если это средний фильм, это средний фильм абсолютно нового для жанра уровня, это однозначный шаг вперед. Это должно сдвинуть вещи с мертвой точки для экранизаций игр, особенно если Blizzard упрется рогом и все равно даст зеленый свет сиквелам, не испугавшись смешанных отзывов.
Основной проблемой фильма стала непрозрачность для новой аудитории. Как я уже объяснял, к некоторым глупостям лучше привыкнуть заранее, чтобы забить на них и наслаждаться тем, что вышло отлично. Что с этим делать, если вы не знаете (или не помните) ничего об истории мира?
Мой совет – почитайте ее краткое содержание (например, в моей статье по истории мира «Варкрафта»).
Можете только предысторию, можете целиком, с событиями Первой войны и далее. Да, вы себе заспойлерите сюжет, но смотреть будет в целом приятнее, чем ничего не зная, но и не все понимая, не визжа от морлоков и вороньих плащей. В данном случае, я считаю, что спойлеры менее опасны чем шанс того, что вы так и не сможете полноценно погрузиться в этот красочный мир.
поНо вообще, отбросив, наконец, аналитику, опасения и догадки – танцуем, ребята. На нашей улице праздник.