Рецензия на «ВандаВижн». В чем проблема первого супергеройского сериала от Marvel и Disney+
Что смотреть после «ВандаВижн»: самые нестандартные сериалы о супергероях
Осторожно! Ниже могут встретиться спойлеры к 1-9 серии «ВандаВижн»
Ванда и Вижн: в отрыве от киновселенной
Итак, позади полуторамесячное развлечение «Что произошло на этой неделе в „ВандаВижн“». Опыт с первым «собственным» сериалом кинематографической вселенной Marvel (MCU), который курировал Кевин Файги, получился уникальным. Вряд ли следующие шоу в линейке породят столько блестящих фанатских теорий, спекуляций и слухов.
Как минимум потому, что фанаты уже достаточно обожглись на завышенных ожиданиях. Которые, на самом деле, не делают сериал хуже или лучше. Поэтому и рассматривать «ВандаВижн» приходится с разных сторон, как комплекс из сильного эмоционального сюжета и отличной работы съемочной команды с одной стороны, и засилья пасхалок и фейлов Marvel — с другой.
Режиссер Мэтт Шекман очень бережно отнесся к «ВандаВижн», назвав сериал «работой своей жизни», и это заметно. История главной героини продумана от первых до последних кадров, включая сцену после титров, а концепция выдержана практически идеально (хотя этому активно мешали другие факторы). О чем же сериал на самом деле — о супергеройском движе или, в кои-то веки, о персонажах?
Ванде Максимофф так толком и не нашлось места в киношной части MCU. Спорная во многих смыслах «Эра Альтрона» была единственным фильмом, который обошелся с ней по-человечески, — и большое спасибо Джоссу Уидону за неожиданно интересную и драматичную историю близнецов на фоне традиционного файтинга.
К сожалению, насколько Ванда интересна в комиксах — настолько же она неудобна для кино. Это классический «имбовый» персонаж, способный раскидать всех злодеев одной левой. Настоящий кошмар для фильмов, в которых герои обязательно должны сначала почти проиграть, чтобы потом победить. Поэтому ни ее магия, ни ее потенциал к уничтожению целого мира в MCU толком не затрагивались.
Но трагедию героини показывали, пусть и мизерно. Субъективно, но убийство любимого человека собственными руками в «Войне бесконечности» мне кажется более сильной сценой, чем слезливо растянутое прощание с Тони Старком в «Финале».
И Шекман разобрался с этой трагедией блестяще. Он не забыл бэкграунд персонажа, сделав очень уважительный кивок в сторону Пьетро, как первой ступени на пути к дикому и абсолютно неэтичному решению Ванды. Та самая «флэшбэчная» 8 серия, которая многим показалась скучной и ненужной, на самом деле открыла шкатулку со всеми кошмарами Ванды перед большим финалом. Эпизод был абсолютно необходим, чтобы показать величину ее жертвы в конце сериала.
В «ВандаВижн» вообще нет лишних моментов, когда речь идет именно о самих Ванде и Вижене. Поклонники супергероики имеют свойство забывать, что строят персонажа не только драки с кучей графики и зрелищных способностей.
Да, во многом магия определяет Ванду — как оказалось, даже больше, чем кто-либо мог предположить. Но полноценной героиней ее делают не красные нити и вспышки из ладоней. Точно так же, как в возлюбленных многими фанатами сольниках о Тони Старке важнее был не его костюм, а перманентный нарциссизм и упрямство, а в фильмах о Капитане Америке — его попытки найти место для старого солдата в суетливом и странном современном мире.
- Теории о финале «ВандаВижн». Разбираем подсказки из комиксов, версии фанатов и главные вопросы к шоу
Выбор ситкомов как движущей силы сериала — гениальный ход; несмотря на все минусы, именно он выводит «ВандаВижн» на стык нескольких жанров. Нотки триллера и действительно сильная драма делают его ближе ко вселенной «Защитников» от Netflix и совершенно самобытному «Легиону». А игра Элизабет Олсен и Пола Беттани вообще держится на уровне «Золотого Глобуса», который им, впрочем, ни за что не дадут.
Marvel портит все
Все вышеперечисленное пусть и не безнадежно, но очень ощутимо испорчено одним фактом: «ВандаВижн» принадлежит MCU. Да не просто кинематографической вселенной, а ее элите, высшему эшелону от самого Кевина Файги. Несмотря на то, что другие площадки отлично справлялись с разными героями Marvel, теперь за дело взялись настоящие гиганты.
Риск испортить цельное произведение попытками сделать его более продаваемым, более инклюзивным (для разных видов фанатов), даже более кликабельным — обычное дело. Канобу уже разбирал, что не так с «Мандалорцем». Но кейс «ВандаВижн» получился гораздо более печальным.
«Мандалорец» линеен, и гости в виде персонажей из будущих сериалов, крупные камео и фансервис не так сильно вредят сериалу в целом. Сама олдскульная концепция — по одному приключению на серию — позволяет проворачивать такое.
Но «ВандаВижн» должен был быть непрерывной и продуманной историей. Формат головоломки требует, чтобы все ее части подходили друг другу, иначе картинка получится кособокой — что мы и получили.
Например, упоминание Пьетро в личных переживаниях Ванды определенно было нужным и к месту. Но кастинг в виде Эвана Питерса получился очень неловкой, недожатой отсылочкой к «Людям Икс», которая ведет в никуда. Для шутки «она рекастнула Пьетро!» на его месте мог быть буквально любой актер — кроме Аарона Тейлора-Джонсона, само собой.
Самое, пожалуй, большое разочарование сериала — уныло введенный и исполненный М.Е.Ч. Допустим, можно игнорировать полную беспомощность этой организации; в конце концов, Ванда слишком сильна, и попытки пойти с ней на прямой контакт чуть не закончились убийством директора М.Е.Ч.а.
Но сам факт, что у Disney+ обязательно должна быть своя, «более лучшая» версия такой организации, очень огорчает. В этой вселенной полностью игнорируют наличие сериала «Агенты Щ.И.Т.а» — который, кстати, постоянно заигрывал с похожими концепциями. К нему нет ни единой отсылки, кроме появившегося из ниоткуда Даркхолда.
А ведь хватило бы одной ниточки, связывающей «ВандаВижн» с вполне достойным предшественником, чтобы порадовать фанатов и сделать повествование более логичным, более цельным. Marvel здесь поступает как ребенок в песочнице, который принципиально не хочет брать чужие формочки и лепит руками.
И когда Marvel лепит сам, выходят невнятные пародии на другие сериалы. Единственный новый персонаж, который в сериале вышел хорошо — это Агата. Судя по соцсетям (и комментариям на «Канобу») далеко не все приняли ее положительно, но вся часть с ведьмами была оригинальной и свежей. Она дополняет тот кусок MCU, где существует Доктор Стрендж, и вносит хоть какие-то изменения в ее монолитный мир.
Мульти-проблемы у мультивселенной
Как бы фанаты не относились к The CW, который снисходительно зовется «Сидабом», одну вещь этот телеканал делает максимально грамотно. Создатели сериалов умеют переплетать свои истории естественно и интересно. Вам может быть лень смотреть все смежные сериалы ради пары кроссоверов — но поклонники «Сидаба» это делают и довольно часто подсаживаются на них.
В свою очередь, Marvel не дал сделать оригинальную историю на основе хорошего материала, а потом уже подводить к кроссоверам — у компании нет на это времени. Им нужно как можно скорее подготовить почву для «Капитана Марвел 2», поэтому несчастная Моника Рэмбо получает не очень стройную, странную origin story в сериале о совершенно другой героине.
Попытки впихнуть то, что нужно для глобальной схемы киновселенной, не взирая на смысл — типичный грех Disney. И они никогда не идут на пользу.
Агент Ву и Дарси Льюис подходили «ВандаВижн» именно из-за «ситкомного» настроения и общей трагикомедии: они забавные, слегка поверхностные, зато развлекающие. В остальном линия вне иллюзии Ванды похожа на попытку слепить две очень плохо связанные истории.
В защиту сериала
В завершение нужно вспомнить еще одну важную вещь: «ВандаВижн» не должен был стать первым супергеройским сериалом от Marvel и Disney+. И это ощущается, если посмотреть, что именно уступило им место. По всем промо-материалам «Сокол и Зимний Солдат» кажутся в разы ближе к тому, что Marvel планирует для линейки сериалов.
А «ВандаВижн» явно должен был стать неформатным экспериментом, интересной головоломкой и сюжетным продолжением истории двух героев. Можно сказать, что на это шоу свалилась слишком большая ответственность: от него ждали чего-то принципиально нового, прорывного, что заставит фанатов ахнуть.
Пандемия помешала и сериалам, и фильмам, и полностью смешала таймлайн новой фазы Marvel. Возможно, при другом раскладе «ВандаВижн» смотрелся бы иначе. Но это никак не отменяет того, что отношение к сериалам как к хранилищу пасхалок и сюжетному инструменту для фильмов — в корне неправильное, и Marvel с Disney+ срочно нужно его менять.