Рецензия на «Твое имя» Макото Синкая
Практически у каждого современного режиссера есть свой стиль — набор выразительных черт, постоянно кочующих из одного фильма, в другой. Макото Синкай никогда не скрывал своей нездоровой любви к поездам и их символическому значению, а его зацикленность на прорисовке облаков уже давно стало мемом в узких кругах. Но несмотря на это, он каждый раз удивляет — как минимум новизной сюжетов и уклоном в авторское кино.
«Твое имя» — это совокупность всего лучшего из предыдущих работ Синкая, где sci-fi встречается с азиатским фатализмом, образуя наивную, но трогательную эмоциональную историю.
На первый взгляд сюжет фильма может показаться до жути банальным: мальчик (Таки) из Токио и девочка (Мицуха) из небольшого провинциального городка хаотичным образом меняются телами во сне. От схожих картин — а их, кажется, сотни — «Твое имя» отличается лишь тем, что оба героя не помнят дни своего «обмена», из-за чего вынуждены приспосабливаться и оставлять друг другу записки, вроде: «Не лапать!» или «Хватит тратить все деньги на еду!».
Несмотря на такой обыденный синопсис, лента не скатывается до предсказуемой развязки и не претендует на какой-либо скучный моральный посыл. «Твое имя» умело сплетает сразу несколько кино-жанров, показывая красивую любовную историю, но в то же время и весьма насыщенный фэнтезийный трип.
Макото Синкай не создал очередной шедевр — он лишь предложил зрителям снова окунуться в «его» мир: полный надежды и мимолетных случайностей.
«5 сантиметров в секунду», «Ловцы забытых голосов», «За облаками» — работы режиссера всегда были пропитаны легкой романтикой, разбавленной философскими размышлениями, и все это на фоне живописных пейзажей. Его сюжеты объединяла одна мысль: они повествовали об утрате и продолжении жизни, вопреки тщетности всего происходящего вокруг персонажей.
«Твое имя» отчасти ломает эту тенденцию и смотрится гораздо живее своих предшественников. Новый фильм не оставляет после себя меланхоличного послевкусия — лента выглядит достаточно оптимистично и даже контрастирует с предыдущим творчеством режиссера. С одной стороны, в этом есть свой плюс: сценарий насытили шутками, картинка стала ярче и больше не состоит из бесконечных скитаний по рельсовым дорогам. С другой, Синкай отчасти ушел от «своей» темы, оставив лишь несколько отсылок (закрывающиеся шлагбаумы, раскачивающиеся на ветру колокольчики), которые невольно навевают ностальгию по узнаваемому стилю аниматора.
Однако все это — незначительные мелочи, лишь косвенно влияющие на общее впечатление от картины. Как отдельное кино «Твое имя» — это кропотливая работа, выверенная и визуально, и с точки зрения сюжета.
Синкая не зря сравнивают с Миядзаки — оба режиссера слишком трепетно относятся к своим персонажам и вселенным, стараясь как можно точнее выразить собственные замыслы. И если Миядзаки делает уклон в духовную сферу, то Синкай объединяет выдуманный мир с современными реалиями — где даже гудящие провода могут служить связующей нитью между судьбами главных героев.
В этом же и заключается основная черта режиссера: в своих произведениях он часто балансирует между Японской культурой и урбанизмом, не забывая при этом и о социальном подтексте. Сюжеты Синкая, прежде всего, о простых людях, которых никто не понимает, но они продолжают таить мнимую надежду на светлое будущее.
«Твое имя» рассказывает о двух школьниках-подростках, их желаниях и мечтах. Они бродят по миру в поисках друг друга и хватаются за любые зацепки, сами не осознавая чего ждут от заветной встречи.
Сценарий «Имени» многослоен. Да, история с обменом тел проходит лейтмотивом по всему фильму, но большее внимание уделяется, скорее, теме судьбы и бессилия человека перед предначертанным. Тут Синкай и смешивает азиатские традиции с фантастическим элементом, плавно смещая акцент с двух действующих персонажей до устройства целой вселенной. А начиналось все с простой подростковой истории.
«Твое имя» — не типичный представитель мейнстрима; это искреннее кино, раскрывающее мир Синкая с новой стороны. Даже если вас невозможно впечатлить потрясающей рисовкой, фильм все равно сможет удивить — как минимум свежим взглядом на уже давно избитую идею. Ну, а любовная линия не оставит равнодушными и самых черствых скептиков — проверьте и убедитесь.