Рецензия на «Сырое» — один из самых мерзких фильмов в истории

Егор Парфененков
В 2016 году на Каннском фестивале состоялась премьера французско-бельгийского фильма «Сырое», который и сегодня остается «живой» темой среди любителей кино. Режиссеру Джулии Дюкорно удалось взбудоражить публику своим стилем и резкой подачей материала – некоторым даже потребовалось вызвать скорую во время показа. Рассказываем, почему картина стоит внимания, даже несмотря на чрезмерную откровенность и отсутствие в массовом российском прокате.
Рецензия на «Сырое» — один из самых мерзких фильмов в истории | Канобу - Изображение 1

«Сырое» — это не кино. Это двухчасовое сюрреалистическое слайд-шоу, автор которого манипулирует зрительским восприятием и впечатлением. Дебютанты в кино нередко надеются на свой энтузиазм и импульсивность, прибегая к дерзким приемам в первых же своих работах. Одни пробиваются, другие — проваливаются и остаются непонятыми.

Французский режиссер Джулия Дюкорно решила не осторожничать и сняла мерзкую, совершенно объектную картину — но вместе с тем эстетичную и впечатляющую.

«Сырое» повествует о Жюстин (Геренс Марилье), юной вегетарианке, которая случайно попробовала сырое мясо, что впоследствии привило ей непреодолимую склонность к каннибализму. После зачисления в ветеринарный колледж, главная героиня окунается в студенческий мир, полный странных локальных обычаев и причуд, совладать с которыми ей помогает старшая сестра Алексия (Элла Рамф) и гомосексуал-сосед по комнате Андриан (Рабах Наит Уфелла).

Именно в таких условиях зрителю во всей красе показывают противостояние убежденного вегетарианца и его главного врага — мяса. Причем в этом случае — живого.

Рецензия на «Сырое» — один из самых мерзких фильмов в истории | Канобу - Изображение 2
Рецензия на «Сырое» — один из самых мерзких фильмов в истории | Канобу - Изображение 3

Несмотря на полуфантастическую завязку, весь фильм — это сплошная метафора, история взросления и принятия себя. Но «Сырое» цепляет (а может, и отторгает) не столько сюжетом, сколько своей подачей, а также личным почерком самого режиссера. Это психологический хоррор-сплэттер, в котором акцент сделан исключительно на визуальном неприятии и сочных красках, а также неординарной игре со звуком. Дюкорно специально старается спровоцировать зрителя, превращая каждый кадр в маленькую неуютную песочницу для собственного обольщения. Поедание человеческого мяса, признаки трипофобии, эротическая гей-сцена — и все, конечно же, крупным планом.

Однако уже после нескольких подобных моментов в общей картинке начинает прослеживаться некая гармония, цельность. Поток мерзости упорядочивается, а вызывающие приемы больше не выглядят как хаотичное распыление бутафорских частей тела. У «Сырого» есть свой стиль — проблема лишь в том, что до его понимания трудно добраться. Причем не столько морально, сколько физически. Эксцентричная и отчасти заурядная идея фильма подается в мерзкой оболочке, преодолев которую зритель получит интригующую историю с неоновым обрамлением — такова концепция «Сырого».

Рецензия на «Сырое» — один из самых мерзких фильмов в истории | Канобу - Изображение 4

Стоит отметить и способ раскрытия персонажей, а также исполняющих их актеров. На протяжении всего фильма мы наблюдаем за эволюцией характера главной героини: как девственная и скромная лань превращается в хищную неформалку, под стать окружающему ее обществу. Каннибальская сюжетная ветка смешивается с безумной и насыщенной студенческой жизнью: где ночи превращаются в ад, а дни в страдания от мучительного голода. Все это время Жюстин испытывает переходный период: ей приходится одновременно адаптироваться и под новую плоть, и под жизнь вне зоны комфорта и личного пространства. Каждое новое состояние и ощущение сопровождается гипнотическими вставками, которые влияют на сюжет лишь косвенно, но добавляют остринку, а порой и эротичность в общее повествование.

Для французской актрисы Геренс Марилье «Сырое» – дебют в полнометражном кино, но ей удалось заключить две стороны своей героини в одном теле, а также продемонстрировать крах личности и последующее «перерождение».

Да, в фильме присутствует и семейная, и социальная драмы, которые, однако, выглядят достаточно вторично. Отношения с сестрой, первая любовь, мнение окружающего общество — все это вертится вокруг Жюстин, но в итоге голод берет верх, и мы снова возвращаемся к дилемме с поеданием человечины. Ну а если коротко, то «Сырое» — это образный процесс дефлорации.

Рецензия на «Сырое» — один из самых мерзких фильмов в истории | Канобу - Изображение 5

Схожую идею и подачу можно было наблюдать и в другой прошлогодней картине — «Неоновом Демоне» Николаса Виндинга Рефна. Оба фильма были представлены в один Каннский год, однако общая мысль и визуализация создают ощущение если не плагиата (чего в принципе быть не могло из-за одновременной премьеры), то как минимум удачного совпадения.

Миниатюрная героиня попадает в новый мир, где познает все пороки и страсти чужого общества, одновременно подвергаясь духовному и моральному разложению. Однако если «Демон» был лишь обложкой пустого глянца, то у «Сырого» пусть и не слишком вычурный, но как минимум надежный фундамент, на котором и строится вся история. Она более откровенна и противна, но именно это и придает ей толику реалистичности.

Иными же словами: пока Рефн сыплет блестки и драпирует обнаженку, Дюкорно жует кожу, упорно нарушая все нормы показной эстетики. Снова и снова.

Рецензия на «Сырое» — один из самых мерзких фильмов в истории | Канобу - Изображение 6

«Сырое» — отвратительно. Это фильм-перформанс, пугающий не отчужденными мерзостями, но физиологией нашего собственного тела. Он смешивает секс с некрофилией, прекрасное с уродливым, в любой мерзости он находит нечто грандиозное. Дюкорно создала иллюзорную картину: не блеклую, но одушевленную, живую, которая отчасти способствует и пробуждению аппетита. К сырому.

Комментарии (105)
Автор, ты слишком впечатлительный. Это всё из-за мяса.
Есть у меня стойкое убеждение, что тут не тяжело добираться до смысла. Его тут просто нет, а режиссер снял настоящий обычный треш. А вот рецензент врубает эстета и спгс, раз Канны, значит ууух... Критики морщинят лбы, мне тоже надо. P.s. Хотите нормальный фильм про каннибалов? Посмотрите Молчание ягнят или Костяной томагавк
Выглядит жутко. Спасибо за статью, фильм смотреть не буду.

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE