06 мая 2017
Обновлено 07.12.2017

Рецензия на «Стражей Галактики. Часть 2»

4 мая начался прокат долгожданного сиквела «Стражей Галактики» – фильм, который может и не вызывал жгучего интереса к сюжету своими трейлерами, но все, кому понравилась первая часть, знали, что эта картина точно сможет скрасить им весенний вечер. Кредит доверия у Джеймса Ганна был высочайший, Marvel давно не снимает совсем уж провального кино, это всегда нечто интересное, но Ганну с его хулиганским креативом верили больше других, зачастую новых и малознакомых, режиссеров Marvel.
4 мая начался прокат долгожданного сиквела «Стражей Галактики» – фильм, который может и не вызывал жгучего интереса к сюжету своими трейлерами, но все, кому понравилась первая часть, знали, что эта картина точно сможет скрасить им весенний вечер. Кредит доверия у Джеймса Ганна был высочайший, Marvel давно не снимает совсем уж провального кино, это всегда нечто интересное, но Ганну с его хулиганским креативом верили больше других, зачастую новых и малознакомых, режиссеров Marvel.
Рецензия на «Стражей Галактики. Часть 2» - фото 1

Первый фильм я хвалил практически безоговорочно – за смелость, плевки в лицо законам жанра, за отличные шутки и интересных персонажей. За очаровательного и грозного Грута, за трогательного енота, за внезапно уморительного Дракса, суровую Гамору и недотепу-Квилла.

Сиквел меня отчасти разочаровал. Визуально он великолепен – невероятно глубокое, детальное тридэ, самая насыщенная картинка, которую я видел в кино за последние годы, отличное использование графики.

Смотрится он довольно бодро и оставляет довольно приятное впечатление, отдельные сцены работают прекрасно, есть прекрасные шутки, отличные идеи, уморительные отсылки – вот только в котенка на этот раз все эти элементы уже складываются с отчетливым скрипом.

Сценарий вышел сумбурным месивом, где некоторые «забавные диалоги» откровенно вымучены и недалеко уходят от надписи «вставить сюда забавный диалог», драматичные моменты зачастую поданы торопливо и топорно, без грамотной планомерной подводки и прямо кричат зрителю: «Сочувствуй! Плачь! Драма!», а общий недостаток креатива при дизайне экшен-сцен и новых миров делает те части картины, которые должны были быть самыми захватывающими, абсолютно не запоминающимися.

Да, отдельные элементы тут все еще потрясающие – начальная музыкальная сцена со спрутом прекрасна, туповатый маленький Грут уморителен, шутка с ковровой дорожкой отличная и так далее, но всем этим удачным талантливым находкам не в чем закрепиться, нет большого прочного сюжета, структуры, которая бы все это держала и усиливала бы эффект от отдельных сцен.

Вместо резонанса, который возник бы от тонального созвучия линий, начинается интерференция, хаос, в которой несвоевременная шутка перебивает драму и пафос, экшен – интригу и так далее.

Элементы все еще работают и заставляют нас улыбаться или пускать слезу, но им приходиться пробиваться сквозь халтурно написанные и реализованные сцены, неровный ритм повествования и прочую несуразицу, всего этого многим вполне может хватить, чтобы и вовсе выпасть из фильма, потерять интерес.

Сценарий

Больше всего, на мой взгляд, фильму не хватило целостности, четко выстроенной основной линии. Только во второй половине картины вы можете осознать, какая из линий оказалась основной, о чем, собственно, этот сиквел, какую историю рассказывает. Из-за этой бесхребетности сюжета долго кажется, что мы смотрим не то набор короткометражек, не то эпизодов ситкома без какого-либо общего сюжета, просто ряд зарисовок, гэгов и «происшествий с героями».

Мы не спасаем Галактику от какого-то изначально заявленного врага или угрозы – мы просто проводим время с героями, долгое время не подозревая, когда им придется спасать мир и от чего. Большую часть ленты у команды нет цели, нет врага, нет сформированной темы, которая бы постепенно раскрывалась.

Сценарный сумбур вытекает из странных акцентов и приоритетов, под отдельные гэги в сценарии словно роют уютные лунки, где те могут раскрыться в полной мере – и раскрываются, но перетягивают на себя слишком много внимания, связь с целым ослабляется еще больше и сцены кажутся разрозненными и несвязанными. Чувствуется отчетливый приоритет частей над целым.

Рецензия на «Стражей Галактики. Часть 2» - фото 2

Ретроспективно основная линия видна довольно четко – это фильм о Квилле и его отце, о наследии, которое сваливается на голову Стар-лорда, об одиночках, не знавших любви и поэтому неумеющих ни выражать, ни принимать ее как следует. Это касается и Небулы, и Гаморы, и Йонду, и Дракса, и даже Крэглина (преданного помощника Йонду), но в особенности – Ракеты. В общем, это фильм о Семье (возможно, все фильмы с Вином Дизелем по его контракту могут быть только о Семье).

Но несоразмерность элементов этой истории по-прежнему сбивает с толку – почему вот этой линии было уделено такое внимание, если она в результате мало на что влияет? Зачем эта сцена длилась так долго? Почему этим персонажам, наоборот, не уделено достаточно времени? В результате финал воспринимается не так мощно – драму явно поторапливают, из-за чего она выглядит голословно, а экшен выходит недостаточно креативным и эмоциально заряженным, потому что к такой развязке не смогли достойно подвести.

Рецензия на «Стражей Галактики. Часть 2» - фото 3
Рецензия на «Стражей Галактики. Часть 2» - фото 4

Креатив

Вселенная «Стражей» действительно вышла яркой и достаточно фактурной – даже в трейлерах третьего «Тора» этот мир мгновенно узнается. Декорации, дизайн техники и оружия – все выглядит здорово в ансамбле, но, если присматриваться к отдельным элементам, нельзя назвать чего-то супер запоминающегося.

Мне нравится корабль Квилла, «Милано». Создать действительно классный дизайн космического корабля не так просто – мы видели десятки кораблей в кино и сериалах, но мало какие влюбляют в себя как Х-винги, Миллениум Фалкон, Энтерпрайз или Вайперы из «Галактики».

«Милано» запоминается – не только из-за симпатичного дизайна и яркой раскраски, взъерошенных закрылок и ретро-дизайна интерьера, а еще и из-за того, что нам часто показывают его изнутри, знакомят с его системами и помещениями.

Вот только ничего кроме «Милано» особенно не впечатляет. Возможно, вы сможете вспомнить еще какие-то элементы (маска и пистолеты Квилла, шахтерские корабли из первого фильма), но в общем и целом их немного. Это не то чтобы огромная проблема, просто она навела меня на мысль о том, что фантазия создателей этой серии вполне конечна. Особенно это заметно в сиквеле, когда мы видим планету Эго – здесь у художников был шанс придумать сколь угодно безумную флору, поразить нас по-настоящему крышесносными пейзажами, но все, на что их хватило – это парящие в воздухе мыльные пузыри.

Спойлеры

Бедность фантазии проявляется и в финальной битве. Казалось бы, два бессмертных богоподобных существа сталкиваются и фантазия сценаристов отказывает напрочь – мы опять видим кулачный бой летающих болванчиков – как в третьей «Матрице», как в «Человеке из стали». А когда они начали обрастать камнями, мне на секунду показалось, что я смотрю «Защитников». Лер тоже булыжниками обмазывался. Даже Пакман не спас эту дуэль от абсолютной невзрачности.

Конец спойлеров

Персонажи

Парочка «легкомысленный инфантильный недотепа» и «пассивно-агрессивная рассудительная бой-баба» встречалась нам уже не один раз. Фрай и Лила, Арчер и Лана, Квилл и Гаморра. Он говорит глупости или творит какую-нибудь хрень, она закатывает глаза и язвит, сложив руки на груди. Возможно, из-за этого Гамора всегда казалась мне наименее интересным персонажем в Стражах. Она вторична по отношению ко всем Лилам и Ланам, которых мы уже видели, и при этом безнадежно проигрывает им. Они веселее надирают задницы, обладают более человечными и забавными слабостями и в общем запоминаются куда больше.

Линия Гаморы и Небулы в этом фильме дает зеленой сестре шанс на развитие и отчасти она его использует, но в результате этой линии синяя сестра раскрывается куда лучше и вырывается вперед, ей больше сочувствуешь, за ней интереснее наблюдать, в ней больше трагизма и тайны, даже несмотря на то, что это персонаж второго плана, а актрису (особенно в первой части) ругали за то, что она безнадежно переигрывала.

Теперь мне интересно посмотреть на них именно в тандеме, на то, как они будут надирать задницы вместе, как будут сближаться и станут настоящими сестрами – в таком ключе Гамора будет интересной. Как холодная возлюбленная Квилла она не впечатляла.

Рецензия на «Стражей Галактики. Часть 2» - фото 5

Дракс в этой части не дерется. Совсем. Он немного стреляет и много шутит, по большей части удачно, за что актерский талант Батисты воспевают еще больше, чем после первого фильма – и это отлично. Но не дать Разрушителю и играющему его профессиональному бойцу никого «разрушить» – это довольно странно.

Мантис, которая, как нам обещали, присоединяется к Стражам, совсем не раскрыта. Она вышла зашуганной и довольно блеклой, вряд ли кто-то будет сильно ждать новой встречи с ней в сиквелах.

Йонду действительно получил полноценное раскрытие в этой части, что не может не радовать. Когда перед фильмом нам обещали, что и он, и Небула тоже присоединятся к Стражам, это звучало малоубедительно. Как, они же враги? Но их приводят на светлую сторону довольно обоснованно и логично, так что кажется, что иначе и быть не могло. Это определенно плюс.

Малыш Грут вызывает двоякие чувства. С одной стороны, он до безумия милый, и эту его кавайность доят с упорством заслуженной доярки-стахановки – до тех пор, пока она не становится приторной.

К сожалению, в этой версии Грут не так многообразен, как во взрослой и из роли Чубакки скатывается куда-то в питомцы команды – туповатые, но умиляющие – вроде Майло из «Маски». Сама по себе перемена довольно смелая – взять и превратить один образ в другой, считай, противоположный, но, наверное, Грута все же следовало сделать более разумным и активным, чтобы он больше чувствовался как полноценный персонаж.

Рецензия на «Стражей Галактики. Часть 2» - фото 6
Рецензия на «Стражей Галактики. Часть 2» - фото 7

Радует, что в сиквеле мы подробнее знакомимся с Опустошителями, их бытом, их кодексом. Крэглин, которого играет брат режиссера, Шон Ганн (он же играет и енота, бродя по площадке в синюшном костюме захвата движений), превратился из камео в полноценного персонажа. Правда, самая запоминающаяся сцена с ним поставлена после титров (это одна из, о боже, пяти сцен после титров – мы описывали их все отдельном материале).

Сталлоне видеть в фильме было чертовски приятно, к сожалению, роль у него небольшая – пока.

Довольно странно было видеть его без грима – он не зеленый, не синий, без щупалец и наростов, словно он повторяет здесь свой образ из какого-нибудь «Разрушителя». Мы явно встретимся с ним в триквеле, и почему-то именно его героя я теперь очень жду. Удивительно, но Сталлоне смотрелся в этой вселенной как влитой – куда более органично, чем некоторые другие персонажи. За приключениями Стакара Огорда действительно хочется понаблюдать.

Рецензия на «Стражей Галактики. Часть 2» - фото 8

Со злодеями у фильмов Marvel всегда была беда, здесь она тоже никуда не делась. Сбить пафос чем-то абсурдным – хороший ход, который отлично работал в первом фильме, вроде танцевальной дуэли в конце. Но здесь выходит, что заявленный злодей – Суверены, «золотые люди» – состоит сплошь из пародийных черт – управление кораблями через игровые автоматы с похожими на аркаду звуками, заедающий ковер. Почему мы должны их бояться? Да, они – вторичная линия, но превращать их в одну большую шутку вряд ли стоило. Абсурд работал в той же танцевальной дуэли потому что контрастировал с пафосом и серьезностью Ронана, здесь нет этого двуединства.

Слишком многие части этого фильма свели к одной ноте – превращенные в карикатуру Суверены, Грут, излучающий исключительно кавай, Дракс, который стал машиной, производящей шутки, и так далее.

Юмор первой части воспринимался гораздо лучше именно из-за того, что работал в унисон или, временами наоборот, на контрасте с пафосом, серьезностью и эмоциональными сценами. Здесь же хрупкий баланс между тонами нарушился и все превратилось в месиво, которое вызывает не сложные чувства, а смешанные, обескураживает.

Рецензия на «Стражей Галактики. Часть 2» - фото 9

Спойлеры

Основная сюжетная линия, арка Стар-лорда и его отца, вышла странной – с одной стороны, Квилл в центре сюжета, ведь речь именно о его наследии. Все крутится уже не вокруг некой сферы, которая у него оказалась, а о нем самом.

Мы знакомимся с его отцом и исследуем их отношениях, пытаемся куда-то двигаться в отношениях с Гаморой, но при этом почему-то нет ощущения, что персонаж Квилла стал более многогранным и глубоким. Возможно потому, что все значимые диалоги фильма, несущие на себе эмоциональную и сюжетную нагрузку, были написаны крайне прямолинейно и поэтому не пробивают, как должны («Я хотел отца, я нашел отца, я счастлив, ты не понимаешь меня!»). Это лишает сцену нюансов, конфликт не цепляет за живое.

Самое обидное то, что Стар-лорд оказался бессмертным полубогом, не успел никак это проявить и показать нам нового, божественного себя, как тут же всего этого лишился и теперь он еще более обычный, чем раньше. Вы правда не могли показать нам ничего кроме лепки энергетических снежков и превращения в каменного Пакмана? У вас был такой шанс показать внутренний мир героя через испытание «огромной силой», напрямую визуализировать его страхи, сны, амбиции – и это все, что вы придумали. Светящийся клубок в ладошках? Жаль, что мы не увидели Квилла, привыкающего к новым силам и скучающего по ним, когда они пропадают – например, он сидит один, пытается сделать нечто, что мог в образе бога, и не может. Воскресить увядший цветок, например.

Если бы Эго был поумнее и потерпеливее, он бы дал сыну получше раскрыть свои способности, увлечься и соблазниться ими, обезуметь как сам Эго – вот тогда его можно было бы и убедить предать друзей и все сущее, перекроив все «правильно», под себя. Естественно, он бы все равно пришел в чувства и всех спас, но это было бы логичнее, и мы бы получили шанс посмотреть подольше на Квилла-полубога.

Вообще, поворот с безумием Эго чем-то напомнил сюжет «Трон: Наследие» или серию «Футурамы», где Лилу находит другой циклоп и убеждает выйти за него, чтобы вдвоем восстановить их погибшую расу. Из этого можно было сделать хорошую драму с непростым моральным выбором, но она сведена к довольно поверхностному и, опять же, торопливому конфликту, чтобы освободить побольше места для очередной порции гэгов.

Конец спойлеров

Рецензия на «Стражей Галактики. Часть 2» - фото 10

Итог

Вторых «Стражей» нельзя назвать плохим фильмом – слишком он красив, слишком много в нем отличных камео, смешных шуток, удачных сцен и временами неплохого раскрытия персонажей, но до первой части он не дотягивает.

Сценарий все время буксует, выдавая то затянутую сцену, то неудачную шутку, то теряет динамику и утыкается в тупик. Он не настолько отполирован и вылизан, как сценарий оригинала, над которым явно работали долго и кропотливо, и это портит впечатление.

И все же я считаю, что от похода в кино это никого отвращать не должно. Да, фильм хромает, но это все еще ярчайший представитель летнего кино – смешной, живой, полный неожиданностей и запоминающихся моментов.

Ну и потом, это лишь мое мнение, многие зрители и вовсе считают его лучшим не только из двух «Стражей», но и из всех пятнадцати картин Marvel. Велик шанс, что вы будете так же приятно удивлены.

Рецензия на «Стражей Галактики. Часть 2» - фото 11
Комментарии 109
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
OXYBOT
OXYBOT
Хороший фильм...
Артур Орган
Артур Орган
А мне фильмец понравился, совсем не замечал всех этих минусов)