Рецензия на «Шесть Тэтчер», первую серию 4-го сезона «Шерлока»
Я вообще очень люблю этот сериал (в особенности – первую серию второго сезона, «Скандал в Белгравии», где Ирен Адлер была представлена во всей красе). Третий сезон мне повезло посмотреть, находясь непосредственно в Лондоне, что подвигло меня пробежаться по знаковым для сериала местам: «Speedy’s» кафе, ставшее новой «Бейкер-стрит 221б», затем ресторан, в котором Ватсон забыл свою трость в самой первой серии и, конечно, госпиталь Святого Варфоломея, с крыши которого прыгал Шерлок.
Надо сказать, что комплекс госпиталя обширен и нам пришлось долго блуждать по вечерним улицам в поисках нужного места, пока в какой-то момент меня не прошибло странное чувство, я остановился как вкопанный посреди улицы, словно Керри в «Шоу Трумана», огляделся и понял, что нахожусь в том самом месте – вот крыша, вот переулок, откуда бежал Ватсон, отсюда выезжал грузовик… Короче, я обожаю этот сериал. Именно поэтому мне так жаль смотреть на то, во что он превратился – по иронии – из-за собственной популярности.
Третий сезон, признаем, был ужасен. Известность сериала не пошла ему на пользу – Камбербэтч и Фриман стали нарасхват, и на тот самый сериал, что напомнил о них миру, стало не хватать времени. Создатели же «Шерлока» не выдержали упавшей на них ответственности – любви миллионов фанатов.
Вместо того, чтобы спокойно держать направление, которое и привело их к успеху, они стали пытаться угодить всем и каждому, сделать Шерлока мимими-лапочкой и переместить внимание с интересных преступлений и их распутывания на героев – Шерлока, Ватсона и его жену.
Умных и изящных твистов в сериале стало заметно меньше, все больше появлялось топорных решений, словно вытащенных из мыльной оперы – фейспалмы сыпались один за другим. Запоминающихся злодеев, красивых моментов или сцен с настоящей драмой и напряжением не осталось, зато проявились гениальные твисты вроде «Мэри – суперагент». Миссис Хадсон скоро окажется матерью Мориарти и Человеком-пауком заодно.
Специальный выпуск положения дел не исправил, скорее все усугубил. Теперь же мы видим окончательную развязку сюжета с тем, что Шерлок застрелил человека – и ей оказывается… да ничего, нормально все, дело замяли по блату, поехали дальше. На чем мы там остановились? Ах да, Мэри – мегасупершпион. И она беременна. Упси-дупси-дейзи, как они выкрутятся из этого? Сериал перепрыгнул через акулу и со всех ног летит на территорию очень скучного фарса.
Всем тем, кто потерял доверие к сериалу после последних четырех выпусков (или где-то по дороге), и думает – смотреть ли вообще новый эпизод, могу посоветовать не тратить нервы.
Если вы ждали интересного поворота и смены сеттинга вроде «Шерлок в бегах», «Шерлок в тюрьме» – не ждите. Думали, что очередной пункт посмертного плана Мориарти приведет Лондон в ужас и смятение – нет тут ни Мориарти, ни его мин замедленного действия (по крайней мере в первом эпизоде). Если вы ждали, что Санта-Барбара с Ватсоном и его женой закончится, то нет, ее стало так много, что эпизод напоминает спин-офф, посвященный Мэри, самого Шерлока тут все меньше.
Никакого интересного нового дела тут нет – вернее, оно появляется, но разрешается за пару минут, возвращая нас к очередной сцене с юными родителями-Ватсонами. Никакого ощущения надвигающейся масштабной катастрофы, вообще ощущения опасности тоже нет и в помине. Я правда не советую тратить на это свое время тем, у кого есть сила воли, чтобы противиться искушению сожрать любой контент с Камбербэтчем в шарфе.
Я не знаю, почему Моффат и компания решили, что им нужно сменить формат и фокус сериала. Зачем пустились в попытки угадать фантазии фанатов и показать их. А что если Шерлок напьется? А как он поведет себя на свадьбе Ватсона? Они забыли, что подобным должны заниматься порно-фанфики и пародийные каналы youtube, выпускающие ролики на тему «Встретились как-то Дамблдор и Гендальф».
Забыли, что Шерлок понравился нам именно таким – хамом-социопатом без интереса к социальным интеракциям, этикету, принятым нормам. Теперь Шерлок только и делает, что называет Ватсона другом, бьет себя кулаком в грудь, обещая защищать его, его жену и ребенка… Что мы смотрим? Это же вроде был сериал про двух холостяков-детективов, про преступления, загадки и гениальные решения. С каких пор мы скатились в ситком про странную семейку и их еще более странного друга? Шерлок – не Шелдон. Был по крайней мере когда-то кем-то другим, но сейчас их все больше путаешь.
Спойлеры!
«Шерлок» всегда грешил довольно «смелыми» допущениями, которые приходилось прощать. Сериал вел себя максимально напыщенно, пафосно и нагло, как и сам главный герой. Он хамил и отказывался признавать свои просчеты, строил абсолютно невероятные предположения и при этом оказывался одним из самых громких сериалов в мире.
Новый эпизод показывает, как легко переборщить с этими приправами, недодать основного ингредиента – детектива, и попытаться замаскировать это мыльной стружкой в виде семейной драмы Ватсонов, которая никому не сдалась в принципе, потому что Ватсон Фримена так и остался картонным псевдоперсонажем, который нужен лишь для того, чтобы Шерлоку было кого называть идиотом, кому объяснять элементарные вещи и к кому он мог бы изредка проявлять человечность.
Ватсон просто заменяет полноценного персонажа так же, как его самого в результате заменяют на красный шарик – и никто не замечает разницы. Естественно, его проблемы с семьей, и сама эта семья не могут быть кому-либо всерьез интересны. Так же как серия о том, как миссис Хадсон сходила в банк, связала варежку и повздорила с соседкой.
Помимо этой – основной – ошибки, заключавшейся в решении сместить фокус с детектива на семью Ватсонов, серия пестрела дополнительными кучками бреда, на которой зрители регулярно поскальзывались, пока все же не грохнулись в самом финале.
Странные натянутые детали встречались с самого начала – водитель, который случайно заехал на территорию особняка, врезался в ту самую машину, где лежал труп, от чего та почему-то сразу взорвалась, причем так, как будто была начинена тротилом. Да и сам парнишка откинувшийся в столько подходящий момент – это само по себе «повезло».
Ясно, что на игры Мэри в Джейсона Борна и монтаж ее путешествия, которое оказалось напрасным (ибо она как полный долдон не проверила флэшку и всю свою одежду, телефон и вещи на наличие жучков/маячков), многие смотрели сквозь пальцы, не решаясь поверить в то, что сериал так скатился. Часть зрителей на этом моменте героически боролись со сном. Но все дальнейшее напрягало еще больше – если Шерлок имел на ней маяк, почему не догнать ее раньше, зачем терять столько времени? Покрасоваться? Дать Мэри время подумать, пока ее новорожденная дочь сидит без матери?
Смерть Ай Джея от рук случайного копа – естественно, в самый подходящий момент, когда он уже успел выболтать им ключ к загадке, но еще не успел объяснить все нормально – это тоже прямиком из оперетты. То, что Шерлок не подумал, что его маяк могут засечь и другие, или выследить его самого, что Ай Джей и сделал – это тоже охренеть. Мэри могли убить из-за его тупости, на этот раз Ватсону реально было бы из-за чего выкинуть его из своей жизни. Защитник хренов.
Но больше всего добивает измена Джона. Прежде всего тем, насколько надуманной она выглядит. Сценаристам нужно было что-то, чтобы заставить Ватсона мучиться от чувства вины, некая неразрешенная проблема между ним и Мэри – вот они и додумались до этой гениальной смсочной полуизмены. Не верится, что Ватсон пошел бы на это вообще, тем более сразу после родов, но особенно не верится в то, что этот полусыщик в полукедах мог быть настолько туп, чтобы переписываться с любовницей с основного телефона в нескольких метрах от жены-суперагента.
То, что Мэри реально все это прошляпила – это тоже нечто, в которое невозможно поверить. Вообще вся эта попытка нарисовать ее как супер-крутого шпиона изначально была неубедительной – теперь они выставили ее еще большей идиоткой. Ее смерть, конечно, стала апофеозом как фарса серии, так и собственной арки Мэри.
Настоящая причина смерти, скорее всего, находится в реальном мире – актриса Аманда Аббингтон, гражданская жена Мартина Фримана и мать двоих его детей, с ним рассталась (или он с ней) в декабре ушедшего года. Они были вместе 16 лет, вряд ли это было легко, поэтому сомневаюсь, что они хотели продолжать встречаться на площадке.
Вообще, сериал был крайне «семейным» с самого начала – в роли родителей героев снимались их настоящие родители, затем Камбербэтч снял в роли секретарши с брошкой свою пассию (тоже уже бывшую), затем Фриман притащил свою женщину на роль своей женщины и сделал на экране то, чего не сделал в жизни – женился на ней. Вряд ли это могло хорошо кончиться, оно и не кончилось.
В финальной сцене прекрасно все – Шерлок, попершийся поболтать с бабушкой, у которой наверняка есть оружие – без прикрытия или плана. Вместо того, чтобы просто накрыть ее спецназом для начала, потом разговаривать. Она могла успеть выстрелить в него, в себя или в аквариум, чтобы помешать погоне, и попытаться уйти.
Прекрасно то, что какая-то бабка трахнула международные отношения и поимела четырех мега-профессионалов тупо ради ведра бабла на сраный коттедж. Тут тебе и эпик, и поэзия, и привычный для сериала размах мысли.
И, конечно, прекрасно, как Шерлок долдоном стоял под пулей, которая летела так медленно, что Мэри успела ей полюбоваться, а затем пробежать три метра и нанизаться на нее. Решение само по себе гениальное – пожалуй, я оставлю свою новорожденную дочь без матери, сломаю ей жизнь, но спасу вот этого кретина, который увернулся от козней криминального гения Мориарти только для того, чтобы умереть от пули какой-то бабки, к которой он пришел сам.
Забавно было бы, если бы Шерлок повернулся к умирающей Мэри (ах да, она же еще не умерла сразу, а зачитала речь, твою-то мать, сколько мыла), распахнул пальто и показал бронежилет – мол, ты что рехнулась, я ведь был готов, что она в меня выстрелит, причем, с ее зрением она точно целила бы в грудь. Нахрена ты убилась-то об эту пулю? Ах да, нам надо убрать тебя из сериала. Короче, да, фарс как он есть.
Конец спойлеров.
В итоге, старт нового (опять же – возможно, последнего) сезона «Шерлока» оказался слабее некуда, даже на фоне бредового предыдущего. И все же, надежда еще есть – на последние два эпизода, которые выйдут 8 и 15 января соответственно. Во-первых, по очевидным причинам сценаристам придется сосредоточиться на Холмсе и Ватсоне, во-вторых, эти эпизоды писал Моффат (второй – один, а последний – вместе с Гэттисом), тогда как «6 Тэтчер» сочинил один Гэттис.
Впрочем, кого из них больше хвалить за первые сезоны и обвинять в том, что пошло позже – неизвестно, они оба участвовали в написании как лучших, так и худших эпизодов. И все же, надежда есть, что Моффат еще не такой усталый и хотя бы попытается. Увидим через неделю.