Рецензия на «Шерлок при смерти», 2-ю серию 4-го сезона «Шерлока»
Возможно, отчасти дело в том, что «Шесть Тэтчер» уронила ожидания ниже плинтуса, поэтому новая серия выглядела на ее фоне просто отлично, но причина явно не только в этом.
Как я уже упоминал, первый эпизод (рецензия) писал Гэттис, второй – Моффат и, несмотря на то, что они оба прописывают части совместно разработанного плана на сезон, разница очевидна.
Опереточность и Санта-Барбара по-прежнему проскакивают, но они уже не занимают больше времени, чем основной сюжет, и сделаны с куда большим вкусом и чувством меры. Детективный сюжет эпизода, собственно расследуемое дело, наконец, получает достаточно внимания, мы видим привычные этапы – прием посетителя, представление загадки, подозреваемый, индукция Шерлока в действии и драматичный эндгейм.
Вообще, обращение с персонажами стало бережнее, сцены и диалоги выглядят более проработанными и взвешенными – тут уже не чувствуется торопливости и халтуры. Хотя, безусловно, идеальной серию не назовешь, тут есть свои провалы, к сожалению, речь пойдет о злодее и основном детективном сюжете недели, поэтому без спойлеров их недостатки уже не обсудишь.
Спойлеры
Основная проблема серии «Шерлок при смерти» – это злодей. Казалось бы, взяли на роль Тоби Джонса, представили его персонажа с таким пафосом, затем сам Шерлок долго распинался, что это самый омерзительный человек на планете, к тому же – недосягаемый из-за своих денег, власти и славы, но в итоге злодей попросту ничем не впечатляет. Ни размахом своих преступлений, ни бесчеловечностью своего мышления, ни потрясающим интеллектом, который позволил бы ему стать достойным соперником Холмсу, ни даже горой расчлененных трупов.
Во-первых, это банальный серийный убийца. От миллионов подобных социопатов, которых мы видели в каком-нибудь «Мыслить как преступник», он не отличается ничем. Более того, любой из «злодеев недели» упомянутого сериала более подробно прописан, о Смите мы не знаем практически ничего.
Во-вторых, мы не видим его преступлений – ни одного. Мы не знаем имен жертв, не знаем их количества, понятия не имеем, каким способом они были убиты. Не представляем себе виктимологию убийцы и его модус операнди, нам говорят, что он якобы «убил кучу народа», но это лишь слова, без имен и подробностей, без доказательств, и они не производят никакого впечатления.
В-третьих, злодей вышел нисколько не страшный. Мы не видим, как он освежевывает школьниц и жрет младенцев, видим лишь, как он своими пухлыми ручками нажимает кнопку на аппарате жизнеобеспечения и затем долго и безуспешно душит беспомощного полумертвого больного. Смит вышел криповатым, но не пугающим. Он вызывает дискомфорт своими больными тирадами лишенного эмпатии психа, но все эти «я люблю превращать людей в вещи» звучит как пьеса пятнадцатилетнего эмо, его представление о каком-нибудь Потрошителе. Театрально и абсолютно неубедительно.
Почему нам не показали его преступлений? Если кто скажет, что им не хватило времени – помилуйте, вы заметили, насколько затянутыми были сцены монологов Смита? Он по три раза одну мысль повторял («Ситуация, которая требует разрешения», следующая фраза – «Проблема, с которой надо разобраться». Затем с Ватсоном странное «Вы доктор?» повторялось три раза – монтажер явно заснул, эту избыточность надо было срезать).
В самом первом эпизоде сериала мы начинали именно с жертв – мы видели результат действий убийцы и когда видели смешного дедушку-таксиста, мы поражались контрасту, такой маленький человек искалечил столько жизней. Если бы мы не видели трупов и страданий людей из-за него, смешной маленький человек так и бы и остался для нас нелепым, вся драма полетела бы к чертям, пистолет бы не помог. Смит именно что так и остается нелепым пухлым человеком с плохими зубами, потому что все его многочисленные убийства существуют лишь в теории. По сути, они могут быть придуманными им самим – может, он мечтал о них, но так и не сделал ничего в реальности, просто выдумал все свои преступления, тешил себя мыслью о величии. А Шерлок просто обдолбался и сделал целый ряд допущений, отталкиваясь от изначально сомнительной улики – записки его ночной гостьи.
Четвертая проблема – поимка. Подставиться, заставить преступника болтать о собственных преступлениях и записать это на диктофон – это избито просто до неприличия. Это уже совсем цирк, совсем как смерть Мэри от абсолютно идиотской пули. В итоге, мы имеем восхитительное дело – убийца, который не убивает, детектив, который изначально знает, кто убийца, и решение, дубовое и банальное как кукурузные хлопья – просто заставить его признаться, плюс подставиться и поймать с поличным при нападении на себя. Хм.
Пятая проблема – красивая идея с признаниями людям под наркотой никуда так и не привела. Мы не слышим самих признаний, ужасающих деталей – ничего. И ведь Смит затевал это все с одной целью – не просто ужаснуть рандомных людей, открыться хоть кому-то, а посмотреть, как его близкие примут такую новость.
Это довольно интересный момент раскрытия персонажа в уязвимый личный момент.
Почему он хотел признаться, что хотел увидеть в их лицах, чего боялся? Как его дочь отреагировала на срыв покровов, и как ужас на ее лице изменил его отношение к себе? Это ведь ключевые моменты, но ими лишь подразнили, затем выкинули с концами. Какой прок от серий по полтора часа, если вы все равно ничего не успеваете толкового сделать с персонажами, с главным злодеем, в конце концов? Фильмы умудряются ввести кучу героев и мир – с нуля, раскрыть героев и злодеев, а здесь хронометраж тратится на пустые пафосные монологи, в которых по три раза повторяется одно и то же.
Так почему я тогда сказал, что с детективным аспектом «дело недели» все уже лучше, чем в прошлой серии? Потому что ощущение тайны и противостояния все же было, высота ставок чувствовалась. И главное – была сцена с Эврой в образе дочери Смита: взвешивание сумки, подробное и наглядное объяснение маленькой кухни. В итоге, конечно, все это было лишь распутыванием Шерлоком тех нитей, что Эвр сама для него на себя навесила, а он и не заметил ничего кроме деталей, которые она старательно выставила напоказ. Не углядел, что она на самом деле не хромает, что записка вообще не ее, и да – не узнал сестру.
С запиской все получается совсем странно. Сначала я подумал, что она сфабрикована Эврой, но она в конце говорит, что ей ее отдал сам Смит? То есть он реально накачал дочь TD12, и она действительно написала эту записку. Смит бумагу забирает и, похоже, оставляет как странный сувенир, затем отдает Эвре. Зачем? При каких обстоятельствах? Она знала о его убийствах? Он знал, что она в курсе?
Вопросов, мягко говоря, дофига. Ответят ли они на них через неделю, учитывая, что им и так придется потратить кучу времени на экспозицию, объясняя кто такая Эвр, чем она занималась, где пропадала все это время, какие у нее отношения с братьями и в чем ее план – неизвестно. Вполне возможно все это просто предпочтут замести под ковер.
Шерлок со спутницей проходят по мосту Хангерфорда и идут по набережной по направлению к Лондонскому Глазу, рядом с которым стоит и красивое вогнутое здание Лондонского Аквариум, в котором стреляла бабушка в конце предыдущей серии. Поэтому после кадра с воспоминанием о выстреле, мелькает кадр с фасадом Аквариума. Я к тому, что Шерлок символически выкидывает пистолет в Темзу в сотне метров от места, где умерла Мэри.
Некоторые фанаты уже заподозрили худшее – мол, все, что мы видим, либо вообще в голове Шерлока (он все еще бредит в самолете), основываясь на непонятных телепортациях Холмса в госпитале (что, скорее всего, просто ошибка монтажера, нарушающая пространственно-временную последовательность сцен), либо в том самолете он был под капельницей как раз с TD-12 и его память оказалась поврежденной. Словно вирусом, а вирусом называл себя Мориарти, а значит – он тут тоже как-то замешан. Именно поврежденная память и не дает ему узнать сестру. Неясно правда, как она могда узнать об этом и рассчитывать на это, заявившись к нему под личиной дочери Смита.
Ясно одно – нас готовят к громкому финалу, постепенно возвращая всех главных действующих лиц. «Соскучились по мне?» на диске Мэри и записке Эвры напоминают о Мориарти, а может и намекают, что Эвра и есть настоящий Мориарти, кто знает. В американском аналоге сериала, «Элементарно», под личиной Мориарти (спойлеры к «Элементарно»!) оказалась Ирен Адлер, что вышло очень изящным поворотом, возможно, тут похожее провернут с Эврой. Вернут, похоже, и саму Ирен, правда, пока абсолютно непонятно в каком объеме и какой роли. Помощницы в борьбе с Эврой?
Получается, что я посещал не только те три места, что упоминал в предыдущей статье. Вот мост, затем вид с моста на Глаз и Парламент, скамейки, на которых сидели Холмсы, затем вид с глаза – слева внизу виден мост Хангерфорда, по которому они пришли, а справа от колеса, тоже в левом нижнем углу виден вогнутый фасад Аквариума.
Кстати, твист с Эвр все же вышел красивым, ведь нас обдурили еще в самом начале. Мы не заметили не только того, что «любовница» Ватсона и его терапевт – одно лицо, но и то, что дочь Смита и девушка, пришедшая к Шерлоку – разные люди.
Все же как сильно в маскировке помогает яркая деталь! Сделай себе шрам на все лицо, надень огромную зеленую шляпу или возьми в руки трость, похромай – и все, люди запомнят яркую деталь, а не черты твоего лица. Вот и мы купились, не запомнили лицо настоящей дочери Смита (хоть первая сцена с ней и снималась местами через поплывшее восприятие людей, попавших под действие TD-12, но все же лицо ее показывали), увидели Эвр с тростью, в очках и мгновенно поверили, что это та же девушка. Игру актрисы и сам твист тут тоже не похвалить нельзя.
Конец спойлеров
И все же, эпизод скорее радует, чем разочаровывает. По-прежнему не все ровно, не все проработано, злодей и расследование все еще слабые, но присущая «Шерлоку» театральность в этот раз заставляет их хотя бы казаться интересными и напряженными. Вся драма между Ватсоном и Холмсом здесь лучше написана и уже не заставляет биться головой о стол, местами – даже трогает.
Небритость Шерлока, хождение по стенам и трясущиеся руки – довольно четкие параллели с доктором Стрэнджем, которые скорее сбивают с толку, чем забавляют.
Да, в «Докторе» тоже была шутка с воротником, отсылающая к «Шерлоку», но в идеале мы должны кайфовать от того, каким разным Камбербэтч может быть в этих образах, а не начинать путать их между собой.
Так или иначе, через неделю нас ждет нечто грандиозное – триумф или провал, но это будет эпично. Что ни говори, но ждать концовки сериал все еще заставляет, и на том спасибо.