Рецензия на Sheena667 — отличную авторскую трагикомедию о любви, реальности и Интернете
Интернет — как много в этом слове для сердца жителей Вышнего Волочка. Одни смотрят через Google Maps на карту Нидерланд, чтобы укатить с благой целью из местных лесов, укутанных снегом и туманом. Другие торчат ночами в сети, дабы компенсировать внутреннее одиночество и найти в виртуальном чате эротического характера то, что давно потеряли.
Григорию Добрыгину не так интересен глянец Москвы или Петербурга, как умиротворение Тверской области, где развиваются события его фильма. Кажется, что за пределами М(КАД)а и существует настоящая жизнь российского человека. Мы уже видели ее и в «Аритмии» Бориса Хлебникова, действие которой происходит в Ярославле, и в «Стороже» Юрия Быкова, где события развиваются в Рязанской области.
Вот и в Sheena667, история которой разворачивается в городке Тверской области, судьбы обычных людей просвечивать намного легче. То ли воздух чище, то ли к народу ближе.
В центре фильма Добрыгина — влюбленная пара, живущая и работающая в автосервисе. Вадиму (Владимир Свирский — «Тихий Дон», «Чужой среди своих») и Оле (Юлия Пересильд — «Битва за Севастополь», «Невеста») чуть за тридцать. Они молоды и прекрасны: планируют счастливое будущее на двоих.
Преимущественно Оля на фоне пассивности и молчаливости Вадима становится двигателем прогресса в этой супружеской паре. Ей принадлежит основная идея, толкающая сюжет: надо приобрести подержанный эвакуатор, привезти его из Германии в Вышний Волочек. Вот тогда-то и заживем, будем подбирать на «дороге смерти» побитые «Лады». Не вечно же жить на втором этаже арендованного автосервиса, который, того и гляди, продадут кому-то еще (своеобразная аллюзия на «Левиафана» Звягинцева).
Вадим — человек нестандартный. Пока большинство мужчин мыслит левым полушарием мозга, ответственным за логику, персонаж Свирского весь фильм доверяет сердцу и, кажется, логику не включает до самого конца. Вадиму всего 34 и его «внутренний ребенок» еще не окончательно уснул крепким сном. Да, он готов выполнять любые указания жены и даже участвовать в нелегальных, мутных схемах. Но когда доходит до дел сердечных, крышу мужику напрочь сносит.
Заглянув однажды в порно-чат, из которого по неосторожности забыл выйти его приятель, Вадим знакомится с красавицей, живущей за океаном, в Америке (Джордан Фрай). Он ничего о ней не знает, даже путает в начале штат Джорджия с Грузией, но на крючок ежедневных приватных чатов плотно подсаживается. Так плотно, что в какой-то момент решает, что уйдет от жены.
Снимал дебют Добрыгина Михаил Кричман — оператор всех фильмов Звягинцева, от «Возвращения» до «Нелюбви». Из команды Звягинцева здесь и художник-постановщик Андрей Понкратов, и Надежда Маркина, одна из постоянных актрис, с которыми работал Андрей Петрович. При этом настроения среднестатистического российского артхауса в кадре не наблюдается.
И камера, и художественные решения живые и подвижные, как и главные герои, которые то и дело становятся свидетелями различных происшествий маленького городка и не остаются в стороне. То очередная «Лада» улетит с дороги в кювет, то лотерейные билеты окажутся с выигрышем, о котором можно узнать, если как следует просветив их.
- Рецензия на сборник короткометражек «Очень женские истории»
- 5 короткометражных фильмов Жоры Крыжовникова
На операторской работе в совокупности с актерским треугольником, каждый из «углов» которого отменно играет, во многом и держится повествование. Отдельным лейтмотивом истории становится тема побега, близкая поколению «новых тихих» российских режиссеров, глядя на которых Добрыгин, по всей видимости, ковал и свои короткометражки («Измена», «Верпаскунген»), и полный метр.
Ко второй половине режиссер меняет атмосферу, в которой живут его герои, повышая градус абсурда. Вокруг истории взаимоотношений будто отторгаемого социумом Вадима и его виртуальной американки выстраивается юмористические мизансцены вроде диалога с матерью и спора со священником (тот пришел изгонять зло из гаража, в котором забаррикадировался наш герой в обнимку с компьютером).
Примечательно, как Добрыгин цитирует и самого себя — в первой же короткометражке Григория под названием «Измена» главный герой неожиданно начинает испытывать нежные чувства… к собственной руке; нет, не в том смысле, о котором сейчас многие подумали — и именитых режиссеров — на ум приходят и «Она» Спайка Ли, и «Марджори Прайм» Майкла Алмерейды. При всей разнородности и съемочной группы, и актеров, и непосредственно замысла у режиссера вышло по-настоящему самобытное авторское кино.
При этом создатель Sheena667 не бросает зрителю нечто в духе «Я так вижу. Не поняли? Поумнейте». Картина найдет дорогу к сердцу абсолютно любого зрителя. Диалоги героев просты и доходчивы, а ситуации, с которыми они сталкиваются, знакомы большинству из нас (конечно, не буквально). На фоне происходящего звучит клавесинное барокко Жозефа-Николя-Панкраса Руайе. Действие будто искусственно театрализовано из-за замкнутого пространства, от которого и Вадим, и Оля отчаянно хотят сбежать, словно та маленькая девочка из «Волчка» Сигарева.
Старый-добрый бег на короткую дистанцию (естественно, метафорический) у Добрыгина превращается в бег на месте. Принять реальный мир вокруг оказывается важнее эфемерного «долго и счастливо» за океаном, вытягивающим и эмоции, и финансы. Российский дебютант хочет напомнить, что пресловутая «синица в руках» — не вариант слабаков, как считают некоторые, а настоящее счастье по традиции ближе, чем кажется.