Рецензия на «Салют-7»
Честно говоря, даже несмотря на то, что «Время первых» мне искренне понравился, на эту премьеру я не торопился – трейлеры отпугивали некоторыми клишированными ходами, да и просто не верилось, что молния дважды ударит в одно дерево и снова получится хороший фильм. А она взяла и ударила.
Несмотря на то, что между двумя фильмами есть ряд различий, их все-таки хочется назвать братьями и воспринимать как эпизоды некого киносериала о покорении космоса. Если вам понравился «Время первых», вы оцените и «Салют-7», если не понравился первый, второй тоже рискует не угодить.
Главное отличие – достоверность. «Время» держалось максимально близко к реальным событиям, додумывая, но не вольничая слишком сильно. События были изображены именно те, что происходили в реальности, детали корабля и полета изучены и скрупулезно воссозданы, сам Леонов привлекался в качестве консультанта и в итоге картину благословил.
«Салют-7» же идет другой дорогой, реальная история берется лишь как отправная точка, затем начинается игра в «а что, если бы», и на космонавтов начинают обрушивать одну проблему за другой, нагнетая напряжение. Все это – не превращаясь в фантастику, удерживая градус реалистичности и аутентичности, но уже фантазируя, против физики не греша, но историков и инженеров временами заставляя улыбаться.
Создатели фильма описали в итоге куда более сложный и опасный полет, поэтому и имена своим героям решили сменить на вымышленные. Вместо реальных спасателей станции Виктора Савиных и Владимира Джанибекова на экране мы видим Виктора Алехина и Владимира Комарова.
Я не могу сказать, что такой подход мне ближе педантичности «Времени первых»: плюс фильмов по реальным событиям в том, что тебя время от времени прошибает мысль «и ведь это было на самом деле», а тут ты на зыбкой почве – часть деталей правдива, часть вымышлена, и какая где можно разбираться, только читая описания реального полета. Шапки были, значит, женой связанные, плевок-термометр был, а вот солнечный датчик это уже вымысел…
Не радует и то, что на съемки космонавтов не позвали (только на премьеру с Путиным), хотя те были не против, а одно решение, показавшееся Виктору Савиных бредовым, все же решили оставить в фильме. Создателей ленты можно понять и заслуги фильма это не перечеркивает, выбрали формат сплава реальности и вымысла – и выбрали, нам остается оценить результат.
Как и во «Времени» тут две линии – ЦУП и космос (и немного – нервничающие дома семьи), но космоса здесь больше, большую часть времени мы проводим именно на орбите. Съемки требовательные – постоянно нужно изображать невесомость, море компьютерной графики для корректного отображения плавающих предметов и литров воды в воздухе – и графика вся на достойном уровне, лезет пару раз мыло, но с учетом количества потребовавшихся эффектов, на это не обращаешь внимание.
Общее впечатление отличное – ничто из фильма не выдирает, графику не замечаешь, эффект невесомости передан отлично, а есть и просто фантастически красивые кадры, тот же старт корабля – это и в голливудском кино бы произвело впечатление, без скидок.
Что мне показалось главным преимуществом «Салюта» по сравнению с «Временем» – более закрученный и напряженный сюжет. Это естественно – там мы видели небольшой корабль и первый выход человека в открытый космос, здесь – уже и корабль, и орбитальная станция, которая сильно пострадала от удара метеорита. Да и события тут додумывали специально, чтобы опасные ситуации следовали одна за другой, не заканчиваясь там, где это произошло в реальности в 1985 году. А в открытый космос тут выходят уже вполне буднично, правда та самая сцена, которая еще в трейлере сильно палила влияние «Гравитации», добавляет напряжения – смотрится действительно не хуже Куарона.
Забавно, что в обоих фильмах экипажи очень похожи – и там и там это напарники с радикально разными темпераментами. Один – лихой балагур, идущий на риск без раздумий, второй – очень разумный и аккуратный, причем отношения между ними в обоих случаях натянутые.
Меня зацепило то, что это, по сути, производственный роман. Фильм не то что о подвиге, о героях и героизме, а о решении неординарных проблем в экстренной ситуации. Вы с напарником болтаетесь на орбите в мертвой двадцатитонной банке и никто больше вам на помощь не придет, ЦУП вы слышите лишь изредка, пока не уходите в радиотень.
Никто не знал, что со станцией, поэтому подготовить экипаж к тому, что и как именно придется чинить, не могли. Опасность постоянная, проблем несколько, успех крайне маловероятен, но главное – все это чувствуется и работает, саспенс отлично выдержан, и приятное отличие от голливудских триллеров – градус пафоса снижен. Сидят простые мужики в вязанных шапочках, честь родины спасают. Это правда смотрится свежо и интересно.
Два-три неудачных момента, где лезла фальшь или надуманность драмы присутствуют, Комаров машину в слоу мо разворачивает, чтобы эмоциональное напряжение задрать – это смотрится неуместно, но главное, что этих моментов немного и в общем потоке они теряются.
Семейная линия космонавтов тут выглядит слабее и шаблоннее, чем в том же «Времени», но в нужный момент она срабатывает как надо. Вроде те же самые персонажи, которым не верил, раскрываются и берут за живое. Понимаешь, что даже пусть ситуация уже вымышленная, было в истории достаточно близких к ней по сути и по градусу отчаяния, беспомощности и неотвратимости. Были эти семьи, ждавшие на Земле тех, кто мог уже не вернуться и иногда действительно не возвращался.
Фильм вышел хорошим, оставляющим крайне приятное послевкусие. В чем-то он уступает «Времени первых», в чем-то – уверенно обгоняет, менее исторически точный, зато более увлекательный, напряженный и зрелищный, но главное – у нас теперь есть целых два достойных фильма на важную и крайне требовательную тему.
Столько всего можно завалить в этом жанре, сделать дешево, ненатурально, удариться в пропаганду и фанатичный патриотизм, в политику – море возможностей свалиться в грязь и оттолкнуть зрителя. Но обе ленты умудряются выдержать планку и это, если честно, поражает.
Я советую сходить на этот фильм – и не для того, чтобы убедиться, что у нас снимают не только «Горько», «Защитников» и «Притяжение», а прежде всего потому, что эти два фильма идут интересным контрапунктом к тому, что мы получаем от Голливуда, они чувствуются свежо.
Американцы снимают космос совсем иначе – даже когда это не фантастика о пришельцах, а тоже приближенные к реальности истории. «Время первых» и «Салют-7» ценны не только потому, что отечественные, они дают новые ощущения, выступая деликатесом в нашем довольно однообразном киноменю.
Я понимаю, что обильные пиар-кампании всех наших блокбастеров с маниакальным продвижением и облизыванием по ТВ могут многих отвратить от просмотра, все восторги из-за этого кажутся накрученными, а отзывы – купленными. Но иногда мы правда делаем кино, которое не стыдно и не тошно смотреть, просто продвигают его так же как неудачное, поэтому впечатление смазывается. Но нужно сделать над собой усилие и попытаться отделить зерна от плевел.