Рецензия на «Прошлой ночью в Сохо»: чем удался психологический триллер Эдгара Райта
Сюжет
Юная Элли (Томасин Маккензи, «Кролик Джоджо») — влюблённая в шестидесятые мечтательница из маленького британского городка. Она вешает на стены постеры старых фильмов, часами слушает винтажные пластинки и шьёт платья по фасонам 60-летней давности . Девушка поступает учиться на дизайнера одежды и переезжает в Лондон, о котором так долго грезила вопреки предостережениям бабушки — ранее мать Элли тоже уехала покорять столицу и в итоге покончила с собой.
В общежитии Элли не дают покоя высокомерная соседка и нескончаемые вечеринки, и она решает снять комнату у старушки мисс Коллинз (Дайана Ригг, Олена Тирелл из «Игры престолов», умерла в сентябре 2020 года).
Старая квартира в Сохо, центре клубной жизни города, окончательно затягивает девушку в мир фантазий — ночью Элли заводит старую пластинку, ложится на кровать и проваливается в свингующий Лондон 60-х (время мини-юбок, битловских стрижек и ранней британской рок-музыки).
Не то в странном сне, не то в чьих-то воспоминаниях она видит любимое богемой заведение Café de Paris и начинающую певицу Сэнди (Аня-Тейлор-Джой), пытающуюся добиться славы при поддержке обаятельного менеджера Джека (Мэтт Смит, звезда «Доктора Кто»). Завораживающие сны будут возвращаться к Элли каждую ночь, но постепенно сказка о Сэнди обернётся кошмаром, а нащупать грань между фантазией и реальностью будет всё труднее.
Плюсы
Потрясающий саундтрек
«Прошлой ночью в Сохо» — очень музыкальный фильм даже по меркам Райта, известного запоминающимися саундтреками. Новая работа не просто наполнена песнями — она родилась из них. Сама идея снять «Сохо» пришла к Райту, когда он слушал родительские пластинки с классикой британской эстрады, а в интервью режиссёр называет фильм оперным хоррором. Более того, во всех сценах с участием Сэнди изначально не должно было быть диалогов — только песни The Kinks и The Who, Дасти Спрингфилд, Джеймс Рэя и Петулы Кларк.
И не сказать, что такой вариант смотрелся бы хуже, ведь каждая встреча героини и Лондона 60-х — это феерическое зрелище с бьющей через край энергетикой, которое вполне могло бы обойтись без слов. Поначалу путешествия в прошлое так и вообще выглядят как наивный, но опьяняющий мюзикл. Элли и её зеркальное отражение Сэнди ловко меняются местами прямо во время танца, Мэтт Смит и Аня Тейлор-Джой харизмой буквально сшибают зрителей с кресел, а съёмочная группа, художники и монтажёры делает всё, чтобы собрать полный набор «Оскаров» за визуальное и музыкальное оформление.
Особенно эффектно снята выше упомянутая сцена с танцем, где девушки по очереди возникают перед Мэттом Смитом буквально из воздуха. И это не компьютерная графика, а слаженная хореография, потрясающая мышечная память оператора, снявшего две версии сцены с идентичными движениями камеры, и магия невидимых склеек.
Многожанровость и отсылки к классике хорроров
Пока Райт любуется шестидесятыми, зритель вполне может забыть, что пришёл на триллер, а не английскую версию «Ла-Ла Ленда». Но уже вскоре галантный джентльмен Джек станет абьюзером и принудит Сэнди к секс-работе.
В этот момент фильм проделывает жанровый полицейский разворот, резко превращаясь из любовного признания свингующему Лондону в стилизацию под итальянские хорроры 70-х (особенно фильмы Дарио Ардженто) и британские триллеры 60-х годов: «Отвращение» Романа Полански, «Подглядывающий» Майкла Пауэлла, «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони и «Коллекционер» Уильяма Уайлера. Интерьеры богемного ночного клуба, вместо тёплого и спокойного света, заливает кроваво-красный неон, реальность и кошмары сливаются воедино, а песни из прошлых сцен становятся зловещими и искажёнными.
Эволюция стиля Эдгара Райта
«Прошлой ночью в Сохо» сильно выделяется на фоне остальной фильмографии Эдгара Райта: почти нет шуток, визуального юмора и скоростного монтажа с клиповой энергетикой. Вдобавок, в этот раз Райт не высмеивает жанровые клише, а уважительно кивает в сторону классики.
Похожим образом устроен и «Малыш на драйве» — там режиссёр оглядывался на боевики со Стивом Маккуином, «Водителя» Уолтера Хилла и оригинальное «Ограбление по-итальянски», но не превратил фильм в пародию.
Но если «Малыш на драйве» выполнен в знакомом Райту жанре комедийного экшена, то «Прошлой ночью в Сохо» — первый опыт режиссёра в психологическом триллере. В непривычных условиях ему пришлось менять стиль, и результат — как выразились в IndieWire — отличается не только от предыдущих работ Эдгара Райта, но и «от чьих угодно работ в принципе».
В новом фильме жонглирование стилями и жанрами нужно Райту не только для того, чтобы банально похвастаться знанием классики. Так он создаёт сильнейший контраст между реальным прошлым и его глянцевым двойником, и в этом контрасте — главная сила и самобытность «Прошлой ночью в Сохо». Кинематограф видел и более завораживающие путешествия современного человека в романтическое прошлое, например, «Полночь в Париже» Вуди Аллена, и более содержательные высказывания об абьюзе и мизогинии в шоу-бизнесе («Чёрный лебедь»), и уж точно видел триллеры талантливее этого (любой из вышеперечисленных британских). Но никогда эти составные части не объединялись в таких идеальных пропорциях, с таким артистизмом и чувством вкуса.
Актуальные темы и мощная концовка
В новом фильме Эдгар Райт впервые за карьеру поместил в центр сюжета женских персонажей. За счёт этого режиссёр вместе с соавторкой сценария Кристи Уилсон-Кернс («1917») уплотнили историю актуальным контекстом.
Во-первых, «Прошлой ночью Сохо» отражает ревизионистский взгляд зрителей нового поколения на старое кино. Там, где бумеры видят величие Голливуда и гениальных авторов-демиургов, зумеры замечают неэтичные модели поведения (роман 16-летней трейси и 40-летнего Айзека в оскароносном «Манхэттене»), режиссёров-деспотов и колоссальные проблемы с репрезентацией. Пересмотр классики — это долгий и болезненный процесс, и в его рамках множество людей ощутят себя Элли, на глазах которой рушится иллюзия о славном прошлом.
Но самое главное — как сюжет резонирует с движением #MeToo. В этом смысле «Прошлой ночью в Сохо» показывает совсем нового Эдгара Райта. Режиссёр, 17 лет снимавший постмодернистские приключениях беспечных парней, вдруг раскрывает темы сексуального насилия, абьюза и патриархальности шоу-бизнеса. Причём делает это чутко, с безусловной эмпатией к героиням и без менсплейнинга, да ещё и в форме захватывающего жанрового кино. Большой вклад здесь, конечно, внесла сценаристка Кристи Уилсон-Кернс, которая выстраивала сюжет вокруг мощнейшего финального твиста.
Минусы
Нехватка напряжения и банальные попытки напугать
При всех заигрываниях с эстетикой ретро-ужастиков новому фильму Эдгара Райта вряд ли удастся кого-то напугать. Как бы широк и разнообразен сейчас ни был жанр хоррора, «Сохо» в него не вписывается. Более того — триллер из него тоже получился невнятный. Да, Элли и Сэнди хочется и получается сопереживать, происходящие в прошлом события трагичны и отвратительны, но эффектно обыграны через цитаты джалло-хорроров. А интрига в сюжете сохраняется до финала, где зрителя ждёт мощная развязка.
Однако ни одна из сцен — за исключением кульминационной — не вызывает тревогу и напряжение. Скримеры грубы и спрятаны в очевидных местах. Попытки напугать призраками, скорее, смешат и раздражают (во многом из-за их скучного дизайна). К тому же, Эдгар Райт, кажется, настолько привык к гиперактивной режиссуре, что пока просто не умеет снимать медленно. Там, где фильм должен бы сбросить темп, постепенно и по нарастающей выстраивать напряжение, давая время почувствовать тревогу, — он наоборот становится скомканным и слишком спешит сбросить на зрителя очередной скример.
Вердикт
Эдгар Райт в «Прошлой ночи в Сохо» не похож сам на себя, и это здорово. С былым чувством вкуса и помощью таланта Уилсон-Кернс режиссёр правильным тоном высказался о тёмной стороне ностальгии и опасности шоу-бизнеса для молодых мечтательниц. А попутно развлёк зрителей музыкальными номерами с потрясающей хореографией и удачно воссоздал эстетику ретро-хорроров. Это далеко не безупречный фильм, зато один из самых зрелищных в этом году. Только не ждите, что «Сохо» сумеет вас напугать.