14 марта 2022Кино
Обновлено 14.03.2022

Рецензия на «Проект “Адам”» с Райаном Рейнольдсом: единственный блокбастер марта, доступный в России

Рецензия на «Проект “Адам”» с Райаном Рейнольдсом: единственный блокбастер марта, доступный в России - изображение обложка

11 марта на Netflx вышел «Проект “Адам”» – вторая совместная работа Шона Леви («Ночь в музее», «Живая сталь», «Главный герой») и Райана Рейнольдса («Дэдпул», «Главный герой», «Погребённый заживо»). Фантастика по оригинальному сценарию показывает новый взгляд на путешествия во времени и рассказывает о приключениях героя вместе с юной версией самого себя. Это последний на ближайшее время блокбастер, который смогут увидеть российские подписчики сервиса – 7 марта Netflx заявил о приостановке работы в России. Разбираем, получился ли из крупнобюджетной фантастики главный фильм месяца.

Сюжет

2050-й год. Люди научились путешествовать во времени с помощью сверхбыстрых самолётов и технологии, создающей червоточины в пространстве. Пилот Адам Рид (Райан Рейнольдс) отправляется в прошлое, чтобы найти без вести пропавшую во времени возлюбленную (Зои Салдана) и предотвратить использование технологии в разрушительных целях. Но из-за ранения герой совершает аварийную посадку не в запланированном 2018 году, а в 2022 году. Там он встречает 12-летнюю версию себя (Уокер Скобелл), вместе с которой пытается разыскать придумавшего машину времени отца-учёного (Марк Руффало) и навсегда разрешить главную ошибку человечества – сделать так, чтобы технологию не изобрели.

Плюсы

Оригинальная история вместо экранизации или франшизы

Дуэт режиссёра Шона Леви и актёра/продюсера Райана Рейнольдса ломает тренды на ремейки и сиквелы. Они выпускают уже вторую за год самостоятельную крупнобюджетную историю. Первая их совместная работа – пропитанный мета-юмором и отсылками к видеоиграм комедийный боевик «Главный герой» бюджете 120 млн долларов собрал в пандемийном прокате больше 300 млн долларов– хороший результат для новой истории, существующей вне франшиз (даже «Дюна» с мощным маркетингом и популярным первоисточникам собрала 400 млн долларов). Режиссёр и актёр настолько сработались, что триквел «Дэдпула» Marvel тоже доверили им.

Леви и Рейнольдсу понравилось работать с чистым холстом, на котором можно изобразить что угодно. Поэтому они быстро согласились спродюсировать и снять для Netflix «Проект “Адам”» – оригинальную фантастику с новым взглядом на путешествия во времени и минимумом пасхалок. Сценарий не был скован рамками уже известных тайтлов и правилами известных в поп-культуре миров, поэтому импровизацию Рейнольдса никто не сдерживал, а Леви вносил правки прямо по ходу съёмок. Netflix дал авторам полную свободу – режиссёр отмечает, что компания поддерживает создание как можно большего количества новых историй и запуск собственных франшиз: Леви уверяет, что инвесторы заговорили о сиквеле ещё во время монтажа.

В отдельных сценах узнаваем дух фантастики 80-х – спилберговские мотивы Леви перенял ещё из «Очень странных дел», где также выступал режиссёром. Первые сцены с Адамом на Земле напоминают «Инопланетянина», а позже детская версия героя пошутит про световой меч из «Звёздных войн» – пасхалки и отсылки, за исключением ещё пары эпизодов, на этом ограничатся. Вместо цитат она переняли кое-что другое – эскапистский дух фантастики прошлого века. Тот самый эффект бегства от реальности в сказку, запрос на который сейчас высок.

Нестандартный взгляд на путешествия во времени

Помимо работ Спилберга на Леви и Рейнольдса ощутимо повлияла трилогия «Назад в будущее». Но концепцию путешествий во времени они не стали полностью заимствовать ни из классики, ни из «Мстителей: Финал», ни из любого другого блокбастера на аналогичную тему.

Разрешать «парадокс убитого дедушки» (гипотетической ситуации, в которой путешественник во времени совершает в прошлом действие, приводящее к тому, что он не существовал или делающее путешествие невозможным) не обязательно, а встречаться с самим собой из прошлого вполне можно. Всё решается просто – главное: выжить и не наломать дров, а возвращение в исходное время автоматически синхронизирует воспоминание обеих версий героя. Пока они существуют вместе в 2022-м: каждый из Адамов – это отдельный человек, с набором общих воспоминаний до 12-летнего возраста.

Рецензия на «Проект “Адам”» с Райаном Рейнольдсом: единственный блокбастер марта, доступный в России - фото 1

Как и в случае с любым фильмом о путешествиях во времени, до сюжетной логики можно докапываться бесконечно в поисках косяков. Например, вряд ли 12-летний Адам вырос бы в такую же взрослую версию себя после совместных приключений с ней. Но авторы отчётливо дают понять, что здесь прыжки между эпохами – лишь вспомогательный драматургический инструмент.

Леви рассказывал, что команда сценаристов из четырёх человек потратила на написание истории восемь лет и научно объяснила теорию путешествий во времени. В итоге звучала она слишком сложно и режиссёр предложил такой приём – во время обсуждений с одним из авторов он сказал: «Представь, что я тупой».

Тогда тот объяснил концепцию простыми словами и ровно этот диалог в итоге перенесли в окончательную версию сценария.

Вместо научных лекций новый взгляд на путешествия во времени уложился в короткий разговор двух Адамов и парочку шуток. А о деталях и логике лучше лишний раз не думать – они лишь отвлекают от драмы и действия.

Драматичные сцены с Райаном Рейнольдсом

«Проект “Адам”» – очередной блокбастер, где Рейнольдс играет самого себя. Это всё тот же обаятельный парень, который в стрессовых ситуациях разряжает обстановку шутками. Но в отличие от «Дэдпула», «Главного героя» и «Красного уведомления» здесь у актёра хватает не только комедии, но и драмы.

Рейнольдс часто участвует в написании сценария, а в этот раз он также продюсировал фильм, подсказывал режиссёру на площадке, участвовал в кастинге и даже следил за работой со звуком. Актёр сформировал не только образ персонажа, но и ткань истории. В итоге у них с Леви родился сюжет о человеке, который ненавидит себя за то, что постоянно делал больно другим. Именно поэтому у взрослой и юной версии героя поначалу не ладятся отношения – герой Рейнольдса попросту не может принять себя.

Рецензия на «Проект “Адам”» с Райаном Рейнольдсом: единственный блокбастер марта, доступный в России - фото 2

Примириться с «я» он пытается за счёт откровений и диалогов не только с 12-летним Адамом, но и с родителям. Встреча взрослого Рида с мамой (Дженнифер Гарнер) – самая трогательная сцена фильма, лучше раскрывающая обоих персонажей. Эпизоды с отцом даёт ещё больше глубины и раскрывает главную тему – преемственность поколений. Персонаж Марка Руффало («Мстители», «В центре внимания», «Остров проклятых») подводит к ключевой мысли истории: будущее человека – это его дети. Травма потери отца у Адама решается через примирение и диалог с ним, пусть и не без помощи фантастических элементов.

Минусы

Перебор с типичным юмором Рейнольдса

Если вы устали от фирменных шуточек актёра, то смело пропускайте фильм. «Проект “Адам”» удваивает этот эффект за счёт юной версии Рейнольдса, которая прекрасно удалась Уокеру Скобеллу. Его герой треплется ещё больше, чем оригинал, действуя на нервы не только ему, но и зрителям. Диалогов с постоянными шутками ниже пояса и дурацким подколами здесь почти столько же, сколько в «Дэдпуле», но с поправкой на то, что Рейнольдс как будто бы общается сам с собой.

Рецензия на «Проект “Адам”» с Райаном Рейнольдсом: единственный блокбастер марта, доступный в России - фото 3

Скобелл – большой фанат кинокомиксов о Дэдпуле: многие реплики оттуда он знает наизусть. Не случайно именно ему досталась шутка-отсылка про супергеройское приземление ближе к финалу фильма. Рейнольдс подтверждает, что узнавал в актёре самого себя в детстве – только более экстравертную версию, которая на съёмочной площадке теряла всякую застенчивость.

Для него, как и для его героев, юмор всегда одновременно были механизмом защиты и оружием. Здесь его применяют слишком часто – шутки по-прежнему высмеивают клише и уничтожают пафос, но заодно напрочь лишают ключевые сцены эпика и частенько ломают драму. Во многом из-за перебора с юмором и сумбурных диалогов концовка получилась путанной, банальной и небогатой на сильные эмоции.

Посредственный экшен

Визуально «Проект “Адам”» выглядит как блокбастер средней руки, не удивляя свежими аттракционами и яркой режиссурой. Графика по меркам стримингов в порядке – сцены с самолётами выглядят реалистично, технологии похожи на настоящие, а распыление после смертельных ударов и выстрелов смотрятся не хуже последствий щелчка Таноса. Вопрос к эффектам возникает только в сцене финального противостояния – уж слишком она мыльная и сумбурная.

Эпизоды драк и погонь тоже не впечатляют. В единоборствах всё по канонам голливудского конвейера: слишком много склеек, банальные ракурсы, заметно участие каскадёров. В том же «Главного герое» стереотипную боёвку разбавляли хотя бы поп-культурные артефакты и возможности виртуального мира. Здесь из необычных предметов разве что энергетическая дубинка, напоминающая меч Дарта Мола. С погонями ситуация не лучше – креативные решения есть только в преследовании автомобиля в лесу, полёт же выглядят на порядок слабее, чем в условном «Мандалорце».

Рецензия на «Проект “Адам”» с Райаном Рейнольдсом: единственный блокбастер марта, доступный в России - фото 4

«Проект “Адам”» – это далеко не «Тайлер Рейк» и даже не прошлогодний стильный боевик «Кейт». Уничтоженная критиками «Армия мертвецов» и то работала лучше как аттракцион. Вместо креативного экшена в духе ярких боевиков Netflix – довольно посредственное действо в стиле проходных кинотеатральных релизов.

Вердикт: смотреть тем, кто скучает по оригинальным блокбастерам и любит юмор Рейнольдса

В месяц отмен премьер и ухода сервисов из России «Проект “Адам”» – вполне себе главный хит для тех, у кого ещё не истекла подписка Netflix. Но ждать от него развлечения уровня «Бэтмена» или контента Marvel и Disney явно не стоит.

У Шона Леви и Райана Рейнольдса получилась фантастика средней руки, зато душевная, трогательная и пропитанная духом классики из 80-х. Драма здесь работает лучше, чем экшен – что редкость для крупнобюджетного кино.

Постоянным подписчикам Netflix фильм наверняка понравится – он точно оригинальнее и ярче «Бессмертной гвардии» и «Красного уведомления», но явно уступает в зрелищности и проработанности «Тайлеру Рейку». Но похвалить «Проект “Адам”» стоит хотя бы за смелость – вместо бренда и набора пасхалок Леви и Рейнольдс предложили зрителям свежую историю.

Комментарии 5
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
h8d
h8d
*Картинка с пингвином* за такое "развлечение". Рейнольдс- неприятный. У него всегда такое лицо, будто он сделал тебе какую-то пакость и предвкушает тот момент, когда ты наконец узнаешь о ней.
Velevas
Velevas
Почему "единственный"? А как же фильм "Наемник" который в кинотеатрах вышел