Рецензия на «Последнюю дуэль»: эпичное возвращение Ридли Скотта или заурядная драма?
Сюжет
Фильм снят по книге Эрика Джегера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции». Роман рассказывает о последнем во французской истории «судебном поединке» — особом виде судебного разбирательства. Когда разрешить спор не удавалось другими способами, между стороной защиты и стороной обвинения устраивали дуэль. Считалось, что на сторону того, кто прав, встанет Бог, поэтому этот участник разбирательства выживет, а второй заслуженно погибнет.
Действие происходит в XIV веке. Молодая жена рыцаря Жана де Карружа (Мэтт Деймон) обвиняет в изнасиловании его друга Жака Ле Гри (Адам Драйвер). Маргарит (Джоди Комер) уверяет, что Ле Гри проник в замок, когда в нём не было слуг, воспользовался её беззащитностью и уехал, приказав ей никому ничего не рассказывать.
Ле Гри категорически отрицает свою вину, а никаких свидетелей произошедшего нет. Кроме того, ему помогает влиятельный покровитель граф Пьер д’Аленсон (Бен Аффлек). Отчаявшись, Карруж решает защитить честь жены последним доступным способом: он предлагает провести судебный поединок. По французским законам, если победит обвиняемый Ле Гри, то Карружа и Маргарит, несправедливо обвинившую его, ждёт позорная смерть.
Плюсы
Ненадёжные рассказчики
Основное достоинство фильма — его необычная структура. Трагедия «Последней дуэли» в том, что у каждого есть своя точка зрения на произошедшее: Маргарит обвиняет Ле Гри, Ле Гри в ответ пытается опорочить Маргарит, а Карруж видит ситуацию глазами необъективного наблюдателя. Авторы фильма умело сочетают все три версии, повторяют одну и ту же историю с минимальными изменениями. У каждого из главных героев здесь есть голос, даже у Маргарит — у женщины, которые исторически редко имели право заявить своё мнение.
Скотт и сценаристы блестяще выворачивают наизнанку мотивацию и мысли героев. Увидев чужие версии, можно заметить, чем одержим каждый из них. Карруж видит всё через призму обид и несправедливостей. Ле Гри погряз во вседозволенности, со временем он вообще перестаёт воспринимать реальность такой, какая она есть. Маргарит даёт прекрасный взгляд на тоскливое положение женщины в средневековой Европе, но при этом искренне хочет жить и приносить людям пользу.
И каждый из них прав в этой истории по-своему, уверен в своих поступках и интерпретациях — именно это делает историю интересной.
Яркие образы и юмор
Помимо сценаристки Николь Холофсенер, ученицы Мартина Скорсезе, над фильмом плотно работали Мэтт Деймон и Бен Аффлек. И хотя посыл и основные события «Последней дуэли» серьёзны и даже трагичны, в картине не обошлись без юмора.
Герой Аффлека, граф д’Аленсон — самый беспечный человек в фильме, его интересуют только алкоголь и женщины. Он обещает помочь Ле Гри, лишь бы его не отвлекали от оргии; сманивает товарища пьянствовать; постоянно саркастично издевается над Карружем, но при этом выглядит действительно смешно. Достаточно даже посмотреть на постер его персонажа, где Аффлек с осветлёнными волосами и бровями страшно напоминает не то блогера из TikTok, не то постаревшего Джастина Бибера.
То же самое касается и других персонажей: Маргарит неожиданно остроумна и бойко шутит как с подругами, так и с мужем, Ле Гри вообще ни к чему не относится серьёзно и очаровывает женщин нелепыми, но забавными пикап-фразами.
Но в нужные моменты тон фильма резко сменяется на драматичный, и этот контракт показан невероятно удачно. Он иллюстрирует, как одно событие сломало жизни сразу трёх (как минимум) людей.
Хотя в персонажах легко угадываются архетипы, они вышли живыми и запоминающимися, от вечно хмурого Карружа, одержимого понятиями чести и рыцарства, до очень весёлой и упрямой Маргарит. В «Последней дуэли» небольшой, но невероятно талантливый актёрский состав, и особенно приятно было видеть интересные (пусть и второстепенные) роли британских актёров вроде Алекса Лоутера из «Конца * мира». А ещё фильм окончательно укрепляет позиции Джоди Комер в большом Голливуде — особенно после роли в блокбастере «Главный герой».
Попадание в современные реалии
Трагическая история Маргарит касается не только сексуального насилия, но и харрасмента в целом. Отчасти история Ле Гри напоминает сериал «Ты» от Netflix о сталкере, который свято уверен в своей любви к жертвам. Хотя героя Адама Драйвера можно назвать антагонистом в этой истории, он не злодей — он продукт своего времени и той культуры, которая культивировалась в графстве и при дворе короля. Это пугает гораздо больше, чем история об абстрактном негодяе-насильнике.
Разные издания не раз называли «Последнюю дуэль» «#metoo в Средние Века», и нужно отдать Ридли Скотту должное: он нашёл интересный повод поговорить о насилии в историческом сеттинге. Режиссёр наглядно иллюстрирует, почему оправдание «так было принято» не выдерживает критики, даже если речь идет о Франции XIV века.
Минусы
Прямолинейность автора
Ридли Скотт с самого начала не скрывает отношения к истории и героям: только одна часть его фильма (из трёх) называется «Правда». Подразумевается, что в «Последней дуэли» есть верные и ошибочные версии происходившего. И это твёрдое убеждение в том, что правда может быть всего одна, резко упрощает фильм. Он становится похожим на наставление, а не на историю.
Чётко сформулированная позиция о том, что насилие недопустимо — это смело и здорово. Но режиссёр уж очень часто напоминает о ней зрителю, добивает жестокой сценой изнасилования, постоянными слезами и потерянным видом Джоди Комер, злобными насмешками и угрозами окружающих её людей. В «Последней дуэли» нет никакого подтекста — только текст, написанный на самом видном месте.
Зрители будто впервые должны услышать о культуре согласия, о правиле «нет — значит, нет» и других понятиях, которые современному человеку и так должны были быть известны. Это тоже ослабляет общее впечатление фильма: послание кажется таким банальным, что не вызывает никаких эмоций.
Многое герои проговаривают вслух, не давая никакого пространства для размышлений зрителя. Например, Маргарит прямым текстом обвиняет мужа в тщеславии и корысти, уличая его в том, что поединок он затеял ради себя, а не ради спасения её чести. Но зритель в состоянии догадаться об этом самостоятельно, ведь сам Ридли Скотт в начале фильма прямо на это намекает: показывает обиду и уязвлённое самолюбие Карружа, нагнетает его конфликт с Ле Гри. Разжевывание прописных истин и очевидных поворотов делает во многом отличный сценарий простым и шаблонным.
Вердикт
У нового фильма Ридли Скотта есть все элементы хорошей исторической драмы: интересный контекст, тщательно подобранные декорации и костюмы, затягивающее зрителя повествование. Даже простые и банальные мысли о рыцарской чести, активном согласии и дискриминации женщин здесь используются с добрыми намерениями.
Но при этом «Последней дуэли» слишком далеко до шедевра или хотя бы высокого места в рейтинге фильмографии Скотта. Поклонники режиссёра уже видели его работы, которые были на порядок выше — а мысль о защите угнетённых (неважно, женщин или низших слоёв населения) сохранялась в его творчестве всегда.
Новый фильм вряд ли захочется пересматривать из-за потрясающе красивых съёмок и саундтрека, как «Гладиатора». Здесь нет западающего в душу кодекса чести и романтичной атмосферы, как в «Дуэлянтах» — фильме 1977 года, который принёс Скотту приз за лучший дебют в Каннах. Это очень простая история с месседжем, который немного запоздало доходит даже до исторических блокбастеров.