Рецензия на «Последнего богатыря: Посланника тьмы»: микс «Звёздных войн» и кринжа нулевых
В кино 23 декабря выходит третья и последняя часть франшизы «Последний богатырь», успешного совместного проекта Disney и российской студии Yellow, Black and White. Предыдущие два фильма собирали миллиарды рублей в прокате и получили неплохие отзывы критиков. Автор «Канобу» Мари Григорян рассказывает, почему «Последний богатырь: Посланник тьмы» резко отличается от предшественников — и можно ли фильму это простить.
О франшизе
До выхода «Последнего богатыря» Disney, по данным РБК, планировал снимать по два-три фильма в России — начав с «Книги мастеров» 2009 года. По тематике «Книга мастеров» схожа со своим последователем: это полуфольклорная, полусказочная история об Иванушке, который должен спасти возлюбленную и весь родной мир от злобной Каменной Княжны.
Первую попытку можно назвать неудачной: у фильма рейтинг 4.4. на «КиноПоиске», отзывы от зрителей и критиков в большинстве отрицательные. В прокате «Книга мастеров» провалилась: картина смогла собрать больше 10,8 миллионов рублей, при этом «КиноПоиске» указан бюджет в 8 миллионов рублей. Но РБК поясняет, что половину прибыли забирают кинотеатры, так что «Книга мастеров» даже не окупилась. Сейчас фильм помнят благодаря комедийным обзорам на YouTube.
Вышедший спустя восемь лет «Последний богатырь», по словам режиссёра Дмитрия Дьяченко, создавался как более суровая сказка. На главную роль взяли актёра из сериала «Кухня» Виктора Хориняка. Злодейку, которая явно напоминает Малефисенту и других антагонисток из фильмов Disney, сыграла Екатерина Вилкова («Баталъон»). В сказке появлялись разные персонажи русского фольклора – от Бабы Яги до Кащея, роли которых исполнили известные российские актёры.
Картина рассказывала об Иване (Хориняк), который попадает в сказочный мир Белогорье и узнаёт, что приходится сыном богатырю Илье Муромцу. Там он должен победить злодейку Варвару (Вилкова), завоевать сердце боевой Василисы Премудрой (Мила Сивацкая) и спасти мир, который для него станет родным. По данным издания «Ведомости», фильм окупился всего за две недели проката, собрав 1,32 миллиарда рублей. Касса вышла даже большей, чем рассчитывали аналитики, да и отзывы критиков и обычных зрителей были неплохими: рейтинг 6,8 на «КиноПоиске» и преимущественно положительные рецензии. «Канобу» признал, что у «Последнего богатыря» есть многочисленные минусы, но похвалил за самобытность и лёгкость.
Следующая часть «Последний богатырь: Корень зла» вышла в 2020 году и собрала миллиард рублей уже на первой неделе проката. Во второй части герой наконец получил богатырскую силу, которая была у его отца и боевых товарищей. Ему удалось победить монстра Роголеба, вернуть Кащея (Константин Лавроненко) из царства мёртвых, в очередной раз спасти Белогорье и наладить отношения с Василисой Премудрой.
Сюжет фильма «Последний богатырь: посланник тьмы»
В начале фильма «Последний богатырь: Посланник тьмы» Ваня и Василиса готовятся к свадьбе. Но их радости мешает некий богатырь в чёрных доспехах: он врывается в город посреди ночи, похищает Василису и отдаёт её ведьме Галине (Елена Валюшкина).
Галина сбегает с ней в обычный мир, из которого Иван попал в Белогорье, — современную Москву. Собрав всех своих сказочных друзей, от Колобка (Гарик Харламов) до Водяного (Сергей Бурунов), Ваня отправляется в свой мир, чтобы разобраться с Галиной и забрать невесту домой.
Плюсы
Не оригинальная, но интересная тема
К третьему фильму главный герой почти разобрался в вопросах самоидентификации: привык к Белогорью, нашёл в себе богатырскую силу, подружился со всеми персонажами сказочного мира. Путь от типичного Иванушки-дурачка до полноценного героя сказки пройден. Незатронутой осталась только тема его семьи. В фильме «Последний богатырь: Корень зла» зрители узнали, что его московская уборщица Галина тоже родом из Белогорья, обладает магической силой и натравляет на Ивана своих слуг (например, Варвару).
Помимо этого Галина — мать Ивана, которая начала служить тьме и из-за этого была разлучена с ним в детстве. Так что весь сюжет «Посланника тьмы» можно объяснить простой аналогией: Иван получился своеобразным Люком Скайуокером, а Галина — Дартом Вейдером. Учитывая, что франшизой «Звездные войны» сейчас владеет Disney, сравнение получается особенно забавным.
Но исполнена эта простая, заезженная схема неплохо. Иван два фильма подряд сражался с собственной натурой: постоянно пытался облегчить себе жизнь и схитрить, не стеснялся врать возлюбленной и надеющимся на него жителям Белогорья. Особенно показателен момент из «Последнего богатыря: Корня зла», когда Иван ревнует Василису к реальному богатырю Финисту Ясному Соколу. Чтобы не отставать от соперника, он ест волшебные ягоды и лжёт всем, что наконец обрёл свою силу. Периодически Ваня — не герой, а обычный читер, и только близкие раз за разом напоминают ему, почему важно быть честным.
В третьей части это сражение становится совсем буквальным. Иван чувствует, что в нём не просто есть хорошие и плохие черты, как в любом человеке. Борьба завязана на доброй и злой магии, как борьба в любом джедае — на свете и тьме. В контексте русской (как и любой другой) сказки это работает: многим героям славянского фольклора приходится бороться с искушением и делать правильный выбор, от произведений Павла Бажова до народных сказаний.
В финале картины прошлое Ивана, его высокомерие и тщеславие, мошенничество с клиентами и участие в «Битве магов» впервые показаны не как смешной гэг, а как проявления зла. Так что Ваня вместе со зрителями совершает полный круг и снова смотрит на исходную точку, из которой прибыл — вспоминая, что изначально был не самым приятным человеком. За три фильма этот богатырь прошёл довольно долгий путь до адекватного и приятного персонажа. Вместе всё это складывается в логичную, последовательную трилогию.
Минусы и спорные моменты
Разрыв в юморе поколений
У «Посланника тьмы» гораздо больше визуальных проблем и проходного юмора, чем у первых двух фильмов. Но у него есть и другая, более серьёзная беда: камео Филиппа Киркорова.
По уровню запредельного дискомфорта сцены с Киркоровым можно сравнить, например, с киноадаптацией «Кошек», названной худшим фильмом 2019 года. Телеведущий и актёр Джеймс Корден в «Кошках» — тоже известный артист, которого ужасно гримируют, дополняют плохой графикой и заставляют шутить несмешные шутки. И даже если сделать скидку на то, что юмор субъективен, и над камео Киркорова кто-то может посмеяться, фильму оно всё равно вредит.
Когда артисты старших поколений появлялись в новогодних сказках-мюзиклах вроде «Снежной королевы» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки», аудитория таких шуток была понятна. Любой знакомый с телевидением человек знал Аллу Пугачеву, Софию Ротару, и даже Киркоров в роли гоголевского чёрта мог быть действительно смешным.
Приглашение старых звёзд и своеобразные актёрские «капустники» сработают на родителях, которые поведут детей в кино. Но они не вызовут вообще никакого отклика — кроме, разве что, негативного — ни на миллениалах, ни тем более на зумерах. Для них Киркоров, как и Николай Басков, и другие звёзды российской эстрады — это практически ноунеймы, которые записывают видео с тиктокером Даней Милохиным. Многим будет попросту непонятно, почему в таких камео есть доля самоиронии, о которой «Канобу» рассказывал режиссёр фильма Дмитрий Дьяченко.
При этом в предыдущих фильмах звёздные гости были загримированы так, что в Колобке с трудом можно было различить Харламова. И именно это делало франшизу «Последний богатырь» максимально некринжовой комедией: новые лица, умеренно смешные шутки и практически полное отсутствие актёров, которые успели надоесть аудитории. Но российские киноделы по-прежнему цепляются за звёзд ушедшей эпохи, которых не хочется звать с собой в эпоху стриминговых фильмов и сериалов.
Злоупотребление графикой и скучный визуал
В «Последнем богатыре» встречался плохой хромакей и неудачный дизайн персонажей, о которых «Канобу» писал в рецензии. Но в целом фильм не так уж много полагался на CGI, хотя над видом Водяного и других антропоморфных существ старались, как могли. Катастрофа началась во втором фильме, «Корне зла», где главного злодея в виде дерева нарисовали в разы хуже, чем энтов из «Властелина колец: Две крепости» 2002 (!) года.
В «Посланнике тьмы» компьютерная графика используется, по ощущениям, в каждой третьей сцене. Ужасно выглядящее существо, на котором летает Галина, порталы в иной мир, множество CG-героев, вид которых становится хуже от фильма к фильму. Особенно проблемы видны в финале, где сам Иван несколько раз перевоплощается, летают осколки зеркал и искажается пространство. С таким объёмом работы не всегда справляются художники блокбастеров Marvel с максимально возможными на сегодня технологиями и бюджетами. Не совсем понятно, для чего было возлагать подобную ответственность на отечественных — пока ещё не таких опытных — специалистов.
Но обиднее всего то, что история «попаданцев» из сказочного мира сделала фильм откровенно скучным. Теперь действие происходит не в Белогорье. Вместо этого герои бегают между панельками, по узнаваемым местам Москвы (не слишком близко к центру) или бездушным стеклянным ЖК.
Вердикт: смотреть, но не ждать магии первого фильма
«Последний богатырь: Посланник тьмы» по итогу не назовёшь ужасным фильмом. Это не очень яркое, но логичное завершение трилогии, в котором есть внутренний рост героя, завершение сюжета и заслуженный хэппи-энд. Местами юмор остаётся беззлобным и смешным, а идею с кикиморами в нашей реальности даже не хочется спойлерить заранее — настолько забавной она вышла.
Но интересные находки теряются в общей заурядности фильма. Всё хорошее, что в нём есть — например, внутренняя борьба Ивана, или отражение сказочного мира в настоящем — перекрывается ужасом от сцен с Жар-птицей.
В 2020 году команда «Вечернего Урганта» соединила призрачную ностальгию по итальянской эстраде, которую многие из зумеров никогда не видели, и новых звёзд интернета, музыкальной сцены и кино. И соединил успешно — у видео сейчас 11 миллионов просмотров на YouTube, а впереди вторая часть.
Того же хочется и от российских кинематографистов. Потому что иначе даже самый, казалось бы, современный приключенческий фильм с отсылками к Disney вдруг скатывается в скучный сюжет, плоские шутки несмешного Бурунова и камео знаменитости, которая в 2021 году пыталась как угодно, в основном через скандалы и конфликты с коллегами, попасть в новости.