Рецензия на «Поднятие уровня в одиночку»: Непродуманный лор, Марти Сью и харизматичные охотники
Вышло 7 из 12 серий аниме «Поднятие уровня в одиночку» (Ore dake Level Up na Ken). Это экранизация одноимённой манхвы (южно-корейская манга), которая завершилась в 2023 году. Производством занималась японская студия A-1 Pictures («Город, в котором меня нет» и «Хвост Феи»). Автор «Канобу» Влад Ватутин разбирает проблемы лора и неудачную подачу сюжета.
О чём «Поднятие уровня в одиночку»
Джину Сон — один из охотников на монстров, которые пробудили в себе сверхчеловеческие силы. Вместе с другими он проходит через многочисленные врата, ведущие в подземелья параллельного мира. Здесь обитают боссы, убив которых можно не только закрыть порталы, но и заполучить ценную магическую руду, источник чистой энергии. На заработанные деньги Джину Сон помогает сестре-школьнице и содержит мать, попавшую в больницу. Вот только он самый слабый охотник во всей Южной Корее, поэтому каждый его рейд заканчивается неудачей: пока его соратники лихо убивают монстров и добывают руду, Джину просто пытается выжить.
Так было до обнаружения необычного Двойного подземелья (на деле храма), в котором Джину вместе с компашкой охотников столкнулись с живой статуей неизвестного им бога. Жестокий босс безжалостно расправился с большей частью отряда. Однако Джину смог выбраться и после инцидента обрёл странную способность: теперь он видит интерфейс как в RPG-играх и может прокачивать свои навыки.
Интересный, но непроработанный лор
Авторы представили, как будет реагировать общество, если в городах вдруг начнут открываться порталы к монстрам. И даже прикинули, что станет с человечеством спустя десять лет жизни по соседству с потусторонним измерением. Задумка хорошая, но реализация вышла не самой удачной. Как ни посмотри, врата серьёзно влияют на здешний мир: из них лезут жуткие монстры, а туда отправляются на поиски источника энергии, рискуя жизнью. Из-за необходимости постоянной обороны и желания получить ресурс неизбежно должны появиться подготовленные военные спецотряды и рудники. Но здесь же обе роли взяли на себя слабо организованные охотники, большая часть из которых скорее напоминает фрилансеров, чем серьёзных вояк или добытчиков.
У них нет обязательной боевой подготовки, они не проходят инструктаж, не получают даже базовое оружие. Оказавшись запертыми в подземелье, они тут же впадают в панику и совершают ряд фатальных ошибок. Почему-то опытный охотник Чиёль начинает ждать решений от Джину Сона, на минуточку, самого слабого мага. К примеру, во «Вратах: Там бьются наши воины» в подобные порталы власти отправили профессиональную армию. Здесь же ограниченное число неподготовленных магов жертвует собой — с таким неэффективным подходом герои однажды могут просто кончиться.
Контроль открывшихся врат также выглядит неубедительно. За десять лет человечество не смогло придумать ничего выдающегося, лишь отгородили порталы балками, дорожными знаками или лениво завесили их брезентами. Держать оборону отправляют одиноко скучающего солдата или никого. Можно попробовать списать это на привычку и бесстрашие местных, на их веру в то, что монстры лезут из портала не в первый день. Но даже председатель «Ассоциации корейских охотников» Гонхи Го утверждает, что о вратах известно слишком мало. Поэтому неясно, откуда такая уверенность в их безопасности. Да и любопытных детей всегда хватает. В том же «Евангелионе» из-за похожей проблемы местные адаптировали Токио и в случае нападения погружают жилые дома под землю.
Нет единого стиля
У охотников совершенно разные вкусы в одежде, что сразу начинает мозолить глаз. Сначала нам показали отряд, стилизованный под героев средневекового фэнтези — в доспехах и мантиях. А уже через пять минут в фокусе появляются охотники в современной одежде. По стилю сериал находится где-то между «Восхождение Героя Щита» (Tate no Yuusha no Nariagari) с его средневековой атрибутикой и «Охотник х Охотник» (Hunter x Hunter), выполненном в современном сеттинге. Тут опять можно попытаться найти логическое обоснование: оружие и экипировка создаются из магической руды, выпадающей с убитых монстров. И, допустим, они должны выглядеть именно так и никак иначе. Главный герой же бедный, поэтому рискует жизнью в толстовке и кедах. Но тогда почему уже упомянутый Чиёль также отправляется в подземелье в простой куртке? Да и редкая маг-целительница — такие тут на вес золота — Джухи Ли также одета в тренч, купленный в каком-нибудь Shein. Из-за всего этого в воздухе повисает вопрос: а к чему тогда косплей?
Складывается впечатление, что авторы так и не смогли определиться к чему их больше тянет: к классическому фэнтези или современному. Иногда такой микс даёт отличную картинку. Так было со «Мстителями», где бог грома Тор в своём традиционном обличии естественно вписался в современный мир. Но у этого была понятная логика. В «Поднятие уровня в одиночку» её нет.
Провалы в сюжете
Сериал сразу нагружает зрителя двумя идущими подряд флешбэками. Первый пытается заинтересовать экшеном: компашка безликих охотников почти проиграла битву огромным монстрам-муравьям. Вдруг появляется отряд под предводительством крутого охотника Юнхо Бэка и без труда раскидывает насекомых-переростков. Проблема в том, что в начале сюжета этот энергичный рыжеволосый мужчина не играет никакой роли. Сразу же запускается второй флешбэк, мотающий время ещё на семь лет назад и кратко пересказывающий события десятилетней давности. И только после этого авторы переносят нас в настоящее, где и знакомят с Джину Соном. В манхве, кстати, таких каруселей не было.
Пока Джину исследует необычное Двойное подземелье, к председателю охотников Гонхи приходит его помощник — инспектор Джинчхоль. Посредством скучного и крайне наигранного диалога мы узнаём, почему им так важна добыча магической руды. Но беседа кажется немотивированной, а причины подаются слишком топорно — о них мы и так уже знаем.
После обретения новой силы Джину Сон наконец-то начинает тренироваться. Непонятно, почему парень не делал это раньше? Топовые охотники постоянно спарингуются и ходят в качалку. Тут начинается становление Джину Сона: из слабака он превращается в профессионального охотника. И хоть его новая версия выглядит круто, изменения героя происходят слишком резко. И дело не в том, что он быстро оброс мускулами — с этим проблем как раз нет, герой обрёл новую сверхспособность. Беда в том, что всего за пару дней Джину стал уверенным в себе, спокойным и чересчур серьёзным. То есть полной противоположностью прежней версии себя, существовавшей днями ранее. Его ментальная эволюция подалась так отрывисто, начинает казаться, будто это и вовсе два разных персонажа.
Бои с монстрами оставляют смешанные чувства
Первая битва Джину и других охотников впечатляет. Их противником оказалась громадная статуя неизвестного божества, вселяющая ужас своей непоколебимой жестокостью. Одна её кровожадная улыбка чего стоит. За любую ошибку её подчинённые (статуи воинов) рубят охотников на части или давят, превращая в кровавую кашу. При этом сама по себе битва далеко не динамичная. Наоборот, всё напряжение завязано на медленно шагающей статуе-садистке, за счёт чего и создаётся ощущение безысходности.
Последующие битвы уже не привлекают. Они не дают даже четверти того саспенса, который авторы заложили в начале.
Может, первое сражение сюжетно важнее остальных, о когда главной темой сериала заявлена прокачка протагониста, то ожидаешь от экшена большего. Беда остальных боевых сцен не только в скучных монстрах, — огромная змея, огромный паук, вялый огромный Цербер — но и постоянных «роялях в кустах». Вот героя только-только прижали к стенке и за него пора переживать, как у него в руках сразу же оказывается чудо-меч или восстанавливающий эликсир.
Пафос героев
То, что в «Поднятие уровня в одиночку» цепляет, — это большое количество ярких персонажей с их нескончаемым пафосом и гротескной маскулинностью. Например, уже упомянутый Юнхо Бэк голыми руками разбивает каменную глыбу и даже не считает это разминкой. Если забыть про резкий рост Джину Сона, то из него тоже получился притягательный персонаж — спокойный и умный мужчина, который не боится замарать руки и пускает в ход клинок, даже если перед ним другой охотник. Хочется наблюдать и за единственной охотницей высшего ранга в Южной Корее Хэин Чха. Пока девушку только затизерили, но уже понятно, что она неординарная особа. А позже должны появиться ещё и охотники Японии, Америки и даже один из России.
Итог
«Поднятие уровня в одиночку» — очередное аниме-фэнтези, к которому без лишних слов прикрутили механику RPG-прокачки и игровой интерфейс, а из героя опять сделали Марти Стью.
Трансформация Джину Сона из слабака-любителя в крутого и уверенного в себе охотника происходит слишком быстро, поэтому первые серии воспринимаются как история другого персонажа. В довесок к этому авторы не смогли определиться со стилем своего мира и намешали доспехи, мантии с толстовками и галстуками. Из-за этого визуал отдаёт анахронизмом. В сериале серьёзно страдает и подача сюжета. Часть лора раскрывается через объясняющий диалог, после которого складывается стойкое ощущение наигранности происходящего.
Аниме притягивает персонажами, чей пафос органично вплетается в маскулинность. Большой плюс, что, в основном, все герои — взрослые люди: Джину Сону — 24, Хэин Чхе — 23, а Юнхо Бэк ещё старше. Зрелые персонжаи — большая редкость для аниме, где в основном рассказывают о приключениях школьников.
Даже несмотря на многочисленные проблемы, «Поднятие уровня» встретили очень тепло. На MyAnimeList оценка составила 8,45, а на IMDb — 8,5. 12 заявленных серий явно не смогут вместить 200 глав манхвы. Учитывая высокий рейтинг, продолжение — вопрос времени.