Рецензия на «Первые» – скверную мелодраму под видом фильма-приключения
Фильм «Первые» основан на славных событиях времен великих экспедиций, когда были нанесены на карту северные берега России и начиналось освоение Аляски. Имена героев той эпохи сейчас можно найти на карте: Семен Челюскин, Дмитрий и Илларион Лаптевы, Витус Беринг и супруги Прончищевы. Василий Прончищев руководил экспедицией, которой поручили найти самую северную точку российских владений, а его жена Татьяна (в фильме Мария) стала первой русской полярницей.
Два друга, Василий Прончищев (Наиль Абдрахманов) и Семен Челюскин (Евгений Ткачук), только что окончили Навигацкую школу и стали гардемаринами. Теперь они должны служить отечеству и показывать Европе силу русского флота, но во время ассамблеи между ними возникает соперничество за любовь красавицы Марии (Алина Ланина). Дело доходит до шуточного поединка на шпагах, и Челюскин ранит Прончищева. Подоспевшие офицеры принимают происшествие за дуэль, из-за чего Прончищева направляют служить в неизвестную глубинку, где и моря-то нет, а Челюскина как отличника учебы оставляют в Петербурге катать на лодке расфуфыренную знать.Через пару лет начальство все-таки разрешает Челюскину отбыть на настоящую службу в Якутск, там он встречает старого друга, который дослужился до капитана целого дубель-шлюпа, и ту самую Марию. Прончищева отправляют на север искать границу России,
Челюскин становится его штурманом, а Мария тайно увязывается в экспедицию. Позже выяснится, что она просто не хотела замуж за старого толстого иностранца Форверсона (Сергей Рост).
Авторы «Первых» могли рассказать героическую эпопею о покорении севера, могли показать трогательную мелодраму о любовном треугольнике. Наконец, следуя современной моде, могли поставить в центр истории сильный женский персонаж. Похоже, они не знали, чего хотели больше.
На борту судна нет ни одного героя. Самое большее – исполнительные служаки. От героя ожидаешь одержимости идеей, веры в предназначение, любви к родине, хотя бы стремления к славе или успеху. Но эти люди оправдывают рискованные и даже безрассудные поступки корабельным уставом и приказом царя. Некоторые открыто признаются – ноги бы их здесь не было, кабы не приказ. Пожалуй, самым большим идеалистом в команде можно назвать боцмана Ефима Иваныча (Данила Якушев), который хочет найти золотой рудник и половину реплик начинает со слова «чаво». Ради золота он придумывает искусный план, задействует дипломатию и устраивает сделку с разбойниками. Но даже это слабо тянет на героизм.
Любовного треугольника так и не получилось. Похоже, Мария так рада сбежать от противного жениха Форверсона, что теперь просто наслаждается флиртом сразу с двумя статными гардемаринами, не отдавая предпочтения никому. Она с одинаковым желанием слушает об устройстве секстанта, морских узлах, радуется виду берегов с носа судна и тает от стихов «аглицкого пиита Шекспира» в переводе 1903 года – неважно, кто хочет завоевать ее сердце. Из-за этого молодым людям нет повода ревновать, а Марии нельзя пожалеть обделенного любовью. Уже в конце фильма она почему-то решила обвенчаться с Василием. Зрителям не открыли причину такого странного решения, зато пригодился батюшка Феофан, который в этой экспедиции гораздо чаще читал заупокойные молитвы.
Романтическая линия не выбилась за пределы возрастного рейтинга 12+. За свою недолгую жизнь Мария была ближе всего к сексу, когда разбойник оглушил ее ударом кулака по спине и уложил на рундук, чтобы надругаться. Честь девушки спас боцман.
Как же дела с трендовым женским персонажем? Капризную неумную девушку из 2018 года выдают за эмансипированную мадемуазель из далекого прошлого. Казалось бы, Мария должна силой ума и характера преодолевать предрассудки начала XVIII века, ведь еще ее мать, столбовая дворянка, при чужих мужчинах должна была молча смотреть в пол. Тем не менее, Прончищев и Челюскин молча проглатывают все ее выходки, а воспитатель Беринг (Валерий Баринов) и жених Форверсон просто не захотели возвращать сбежавшую невесту (после сцены обнаружения побега они не появятся в кадре). На борту оказалось, что Мария врач и может принести пользу. Вопреки повальному суеверию матросов, тогдашним нормам морали и тому, что женщин допустили к медицинскому образованию к концу XIX века.
Художники –постановщики и костюмеры здорово выполнили свою работу. По чертежам XVIII века построили полноразмерную копию дубель-шлюпа «Якуцк». Съемочная группа не поленилась объездить половину России для необходимых кадров. Но как же портят работу дурацкие ляпы! Вот мы видим, как команда пробивает во льду путь для вмерзшего судна. Капитан спрашивает, сколько осталось до берега. Ему отвечают: пару миль. И тут же нам показывают «Якуцк» на фоне векового хвойного леса, которым порос берег в паре сотен метров. В этот момент даже не сразу возникает вопрос, откуда в тундре взялась тайга.
Еще сильнее впечатление портится во время последнего броска Семена Челюскина с проводником-якутом на собачьей упряжке. Два отважных человека мчатся открывать неизведанные земли. Они уже добрались до мест, где не ступала нога человека, но едут по накатанной колее.
«Первые» можно было бы рассматривать как продолжение советской традиции фильмов об освоении территорий за Уралом. Это «Семен Дежнев», «Территория», «Демидовы»… да даже более раннее «Неотправленное письмо». Очевидно, Министерство культуры стремится утвердить в массовом сознании образы вневременных российских героев, пытаясь рассказывать увлекательные истории в современном формате. Только у зрителя не получается ни гордиться, ни увлечься.
Написанная в тех же советских 80-х пьеса Владимира Федорова «Созвездие Марии», по мотивам которой сняты «Первые», выстроена намного убедительнее. Она рассказывает историю бескорыстной любви, которая выдерживает испытание временем и невзгодами. Там есть истинная дружба, когда Челюскин уступает возлюбленную, зная, что не испытает такого чувства к другой. Главные герои преданы отечеству и стремятся сдержать обещание, данное царю Петру на смертном одре. Патриотизм гардемаринов, в свою очередь, контрастирует с праздностью действующей императрицы Анны Иоанновны, для которой в радость пострелять из окна или женить шутов в ледяном доме. Это произведение может показаться современному зрителю чересчур идеалистическим, но оно не противоречит само себе.
Исторический Василий Прончищев женился еще до отъезда в Якутск. Долгое время считалось, что его жену звали Марией, но в конце прошлого века благодаря архивным документам стало известно ее настоящее имя – Татьяна. Ему действительно пришлось взять жену в экспедицию, но это случилось не из-за ее медицинского образования и даже не от большой любви. Перед отплытием Прончищевых подчистую обокрали, и Татьяне не на что было жить в Якутске. Участие в экспедиции было способом продержаться на казенном провианте, но, к сожалению, не закончилось ничем хорошим для супружеской пары.
В наши дни бывает опасно плавать по Северному Ледовитому океану на ледоколах размером с город. Экспедиция Прончищева почти дошла до архипелага Северная Земля на двадцатиметровом деревянном суденышке. Информация об экспедиции осталась только в судовом журнале «Якуцка». Его скупые записи оставили много места для выдуманных подвигов, любви, интриг и предательств. Потенциал для драматургии тут богатейший, и умелые авторы (вроде Владимира Федорова) сумели бы им правильно воспользоваться.
Увы, создатели киноверсии взяли от пьесы лишь самую общую канву и попытались наполнить все своим материалом, который (за вычетом действительно суровой натуры и прекрасной декорации шлюпа) тут написан, сыгран и снят на уровне среднего российского сериала. Любые сравнения с настоящими приключенческими драмами, которые писали люди уровня Эдуарда Володарского, а снимали титаны масштаба Михаила Калатозова, не оставляют от «Первых» камня на камне… и вместо похода в кино мы советуем вам пересмотреть любой из упомянутых выше советских эпосов.