Рецензия на первую половину третьего сезона «Ведьмака»: когда казалось, что хуже не будет
Первая половина нового сезона «Ведьмак» (The Witcher) вышла на Netflix 29 июня. Стриминг открыл зрителям всего пять эпизодов, остальные три отложены до 27 июля. Судя по многочисленным негативным отзывам, терпение начали терять даже верные поклонники сериала. Автор «Канобу» Мари Григорян коротко пересказывает первые впечатления от половины сезона — как для тех, кто его посмотрел, так и для зрителей, не готовых тратить на него своё время.
Кратко о сюжете третьего сезона «Ведьмака»
Сюжет сериала по книгам Анджея Сапковского по-прежнему зиждется на новых идеях сценаристов. Во втором сезоне противницей Геральта, его наставника Весемира и оставшихся ведьмаков была Бессмертная матерь (Волет Меир) — вариация на тему Бабы Яги, желавшая заполучить уникальную силу Цириллы. Чтобы вернуть магию, потерянную после битвы при Содденском холме, Йеннифер привела девочку прямиком к Волет Меир. В финальной битве чародейка все-таки устыдилась и помогла Геральту уничтожить древнего демона.
Доверие между Йеннифер и Геральтом разрушено, но Цири нуждается в магическом обучении: её способности начинают выходить из-под контроля. Поэтому её невольные опекуны вынуждены заключить перемирие, чтобы довезти девочку до школы чародеек, Аретузы. Беда в том, что практически все на Континенте знают о происхождении Цириллы, её талантах и потенциальной ценности. Поэтому по пути в Аретузу всем троим придётся быть невероятно осторожными, тщательно подбирать союзников и отражать атаки тех, кто не прочь воспользоваться принцессой Цинтры.
Магическая часть сюжета — поле, где шоураннеры снова решили поупражняться в дополнении лора «Ведьмака». Огненный чародей Риенс идет по следу Цири, но уже после второго эпизода проявляет удивительную незаинтересованность в ней. Геральт вскоре узнаёт, почему: маг следует другому плану, гораздо более масштабному.
Три шага вперёд, один назад
Третий сезон «Ведьмака» поначалу может удивить зрителей неплохими моментами и идеями. Например, искренне хочется порадоваться за Аню Чалотру, со временем очень достойно вжившуюся в роль Йеннифер. Героиня постепенно развивается на экране, становясь более уверенной, жесткой, решительной; её колкости перестают казаться надуманными, взаимодействие с окружающим миром — нелогичным. Если первые два сезона поверить во властность этой женщины тяжело, то в третьем она действительно двигает сюжет вперёд семимильными шагами. Можно сказать, только благодаря Йен события не топчутся на месте. В одной из сцен ей подобрали очень подходящую прическу, напоминающую волосы Йеннифер из The Witcher 3: Wild Hunt, и соответствующий черно-белый наряд.
Приятно наблюдать и за троицей Геральта, Йеннифер и Цириллы: весь первый эпизод посвящен их совместному путешествию с действительно трогательными кадрами. Когда Цири оказывается с каждым из своих наставников по отдельности, их взаимодействие кажется глубже, взрослее и интереснее, чем в предыдущем сезоне. Юной героине дают всё больше простора для самовыражения. Эта версия Цири гораздо больше думает о судьбе мира, о своей связующей роли между людьми и эльфами. Получилось непохоже на девушку, которую фанаты привыкли видеть в играх и книгах, но всё равно неплохо. Как раз по части развития основных трёх персонажей легче всего принять изменения, неизбежные при переносе на экран и попытке сделать что-то новое.
Но то, как сценаристы обращаются с сюжетом, показывает какую-то хроническую неспособность адаптировать сильный, интересный первоисточник.
Разные линии постоянно переплетаются, и пока одни стоят на месте, другие двигаются с ненормальной скоростью. Сюжет эльфов, на который была надежда в прошлом сезоне, заводит в тупик — появления хотя бы даже Францески Финдабаир здесь редки и абсолютно бесполезны. Риенс дважды нападает на Геральта, и на этом его деятельность заканчивается, если не считать спойлерного многоногого чудовища.
Имея под рукой огромное множество персонажей, сценаристы при этом используют их нерационально. Неплохой кастинг интригана Дийкстры и оригинальный выбор чародейки Филиппы тоже потрачены впустую: в основном они нянчат короля Визимира либо занимаются секском. Идея политического лоббирования через постель пусть и не нова, но часто всё-таки показана более изящно — даром, что недавно на эту тему Netflix выпустил отличную «Дипломатку». Но обиднее всего то, что злодей оказывается непременно один.
Антагонист сезона и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Он одновременно исследует появление монолитов и спонсирует странные эксперименты над юными чародейками, и всё это — под носом у своих влиятельных друзей, руками ненавидимого всеми мага. И никто, разумеется, об этом даже не подозревает!
Пятый эпизод, после которого зрителям придётся ждать продолжения ещё месяц, построен действительно интересно. На протяжении всей серии Йеннифер, Геральт и их союзники находятся на балу, где собрались все самые влиятельные члены Совета чародеев. Отдыхая, танцуя, веселясь и даже устраивая драки, они должны выудить из своих знакомых максимум информации и провернуть несколько сомнительных дел, причем один и тот же разговор показывается несколько раз — дополняясь новыми деталями. Эпизод смотрелся бы идеально, не будь в нем второй глобальной проблемы «Ведьмака».
Фэнтези масштабов «Эйфории»
Выход сериала «Властелин колец: Кольца власти» (The Lord of the Rings: The Rings of Power) летом 2022 года был интересным событием: самый дорогой сериал в истории современного телевидения выглядел на все деньги. Даже те зрители и критики, которым по итогу не понравился сюжет сезона, отмечали, что снято всё действительно на совесть. Масштабные сцены не скупились на массовку, костюмы — красивейшие, атмосфера Толкина соблюдена в цвете и звуке. То, что внешняя оболочка не выровняла сценарий, было отчасти даже ожидаемо.
«Ведьмак» на фоне любого современного фэнтези-сериала, вышедшего после 2019 года, был и остается школьной театральной постановкой. Или, что ещё хуже — спин-оффом «Эйфории» с эльфийскими ушами.
Достаточно посмотреть на любой костюм из того самого эпизода «Пелена иллюзий» (The Art of illusion). Йеннифер одолжила одежду у Мэдди Перес в исполнении Алексы Деми. Ее товарки из Аретузы нарядились в платья разной степени правдоподобности, от косплея до банального выпускного, а камзол Геральта будто сделан из обоев. Возможно, это выглядит как придирки — но безразличие всей съемочной команды, которая якобы так трудилась над сценой бала, почти оскорбительно. Даже в гораздо более слабом приквеле «Ведьмак: Происхождение» (The Witcher: Blood Origin) персонажи выглядели куда лучше.
То же самое касается экшена и декораций, которые не выделяются в этом сезоне абсолютно ничем. Худо-бедно запоминается символическая схватка с эльфами в Шаэрраведде, но с этого момента качество сцен неумолимо ползёт вниз.
Безрадостное будущее проекта
Учитывая предстоящий уход Генри Кавилла, пренебрежительное отношение к декорациям и костюмам и невнятное развитие сюжета, уходящего куда-то в дебри новых идей, весь сезон кажется вымученным. Как будто создатели «Ведьмака» устали от собственного эксперимента и не очень понимают, что с ним делать дальше. А отказаться от передового проекта Netflix, и так находящийся в шатком положении, банально не в состоянии — это невыгодно как финансово, так и репутационно.
Финала третьего сезона ждать не хочется, не в последнюю очередь из-за слабого клиффхэнгера. Странно это говорить, но в каком-то смысле замена главного актёра даже может быть толчком для сериала: можно закрыть глаза на прошлые грехи и попробовать воспринимать «Ведьмака» с чистого листа. Вот только кастинг уже не будет таким удачным, а доверия сценаристам после новых эпизодов нет совершенно.