Рецензия на «Обитель зла: Раккун-Сити»: неудачный перезапуск, который не спасает близость к игре
История адаптации
«Обитель зла» 2002 года от Пола У. С. Андерсона была вольной интерпретацией Resident Evil – серии игр от студии Capcom. Андерсон позаимствовал из оригинала только отдельные сюжетные элементы — зомби, научные эксперименты, корпорацию Umbrella. В остальном история строилась вокруг новой героини: Элис в исполнении Миллы Йовович. Следующие фильмы об Элис тоже имели мало отношения к их сюжету игр, но включали отдельных персонажей из оригинальной франшизы, например, Альберта Вескера и Клэр Рэдфилд.
Во франшизе Андерсона шесть частей, заключительная вышла в декабре 2016 года. Фильм «Обитель зла: Последняя глава» собрал хорошую кассу – 312 миллионов долларов при бюджете 40 миллионов долларов, но получил очень плохие отзывы критиков из-за скучного экшена и хаотичного сюжета.
В 2017 году, пока «Последняя глава» ещё была в прокате, студия Constantin Film заявила о полном перезапуске кинофраншизы. Проект выглядел многообещающе: на старте продюсировать его хотел Джеймс Ван (франшизы «Пила» и «Заклятие»), а сюжет собирались сделать гораздо ближе к оригинальной серии Resident Evil, чем предыдущие фильмы. Но потом Ван отказался от фильма, вместо этого начав работу над киноадаптацией «Мортал Комбат».
В итоге картина получила название «Обитель зла: Раккун-Сити», а режиссёром стал Йоханнес Робертс («Синяя бездна»). Главные герои перезапуска — известные персонажи из игр: Клэр и Крис Рэдфилд, Джилл Валентайн, Альберт Вескер, Леон Кеннеди и другие.
Сюжет
Клэр Рэдфилд (Кая Скоделарио) возвращается в Раккун-Сити повидать брата. Много лет назад, ещё будучи подростком, она по неизвестной причине сбежала из сиротского приюта, оставив там Криса (Роберт Амелл). Но недавно Клэр узнала о теории заговора, согласно которой корпорация Umbrella проводит под Раккун-Сити сомнительные эксперименты. Результаты этих экспериментов могут отразиться на жителях, и Клэр решает предупредить об этом Криса – и заодно понять, что происходит в городе.
Крис работает в особом подразделении полиции Раккун-Сити (STARS). В последнее время в окрестностях города случается всё больше странных нападений на людей. В ночь, когда приезжает Клэр, Криса вместе с другими членами STARS — в числе которых Джилл Валентайн (Ханна Джон-Кэймен) и Альберт Вескер (Том Хоппер) — отправляют в лес неподалеку от особняка Спенсеров. Там они должны найти пропавших членов группы «Альфа», которых послали расследовать очередное нападение.
А тем временем жителей Раккун-Сити поражает странная болезнь, которая превращает их в плотоядных зомби. Постепенно они стекаются к полицейскому участку. Дать им отпор пытаются последние оставшиеся сотрудники, не попавшие под действие вируса. Это начальник полиции Брайан Айронс (Донал Лог) и новичок Леон С. Кеннеди (Эван Джогиа).
Плюсы
Близость к лору Resident Evil и отсылки для фанатов
При написании сценария Робертс объединил две игры, Resident Evil и Resident Evil 2, включил в фильм легендарные локации и объекты — полицейский участок, особняк Спенсеров, приют Раккун-сити и даже поезд Umbrella. Как рассказали актёры в интервью «Канобу», их заставляли играть в саму игру и знакомиться с историей персонажей. Большинство сцен снимали в ночное время, что ещё больше нагнетало обстановку. Так что намерение сделать перезапуск франшизы как можно ближе к оригиналу чувствуется, оно видно ещё на этапе разработки и съёмок.
«Раккун-Сити» — раздолье для любителей искать пасхалки. Даже те, кто минимально знаком с франшизой, обратят внимание на детали вроде красной куртки Клэр, которую героиня носила в ремастере Resident Evil 2.
Некоторые сцены кадр в кадр совпадают с кат-сценами из игр. Правда, большинство из них можно заметить в трейлере — например, когда Крис видит своего первого зомби, существо в свете фонарика очень медленно поворачивается к нему лицом, что в точности копирует первую встречу с зомби в первой части Resident Evil.
Порадуются и фанаты более глубокого лора, знающие другие части игры. Несколько сюжетных намёков на культовую Resident Evil Code: Veronica сразу дают понять, в каком направлении Робертс решил двигаться в своей франшизе.
Юмор и саундтрек
Несмотря на элементы хоррора, «Обитель зла» не лишена юмора: в полицейском участке Рэдфилд Валентайн и Вескер смешно подкалывают друг друга и традиционно, как в игре, шутят над салагой-Кеннеди. Сам Кеннеди в фильме тоже получился неожиданно живым и весёлым, а его наивность очень освежает общее действие: пока другие персонажи убийственно серьёзны, он ведёт себя как любой молодой неопытный парень. Герой скрывает свой страх за сарказмом, искренне удивляется собственным редким успехам — и выглядит это не неуместно и глупо, а довольно трогательно.
Комичности добавляет саундтрек. Персонажи расстреливают зомби под трек What’s Up от 4 Non Blondes, и в других экшен-сценах часто играют лиричные мелодии. Особенно забавная сцена с Кеннеди проходит под песню Crush певицы 90-х Дженнифер Пейдж: пока он мирно слушает поп-балладу, в полицейский участок буквально вбегает горящий мужчина.
Минусы
Невразумительный сюжет
При всех плюсах подхода «от фанатов для фанатов» у фильма есть важный минус: Робертсу так и не удалось соединить все перечисленные выше элементы в одну связную историю. В картине очень много сюжетных событий, позаимствованных сразу из двух игр, которые попытались уместить в полтора часа хронометража.
В «Обитель зла» вошли и двойная игра Вескера, и оборона в полицейском участке, и полноценная трагедия в особняке Спенсера, где Рэдфилд и Валентайн становятся свидетелями гибели своих коллег. При этом Клэр получила расширенную предысторию, которой не было в играх.
Но ни одна история не рассказана хоть сколько-нибудь внятно: линии постоянно перебивают друг друга, и полноценно следить за действием одновременно в особняке и полицейском участке невозможно. Создаётся ощущение, что Робертс попытался связать воедино сюжетные линии вообще всех частей Resident Evil, не считая, пожалуй, Biohazard и Village.
В результате теряется главное, что хотел передать режиссёр: давящая атмосфера хоррора, страх, который все герои испытывают во время в Раккун-Сити. Робертс заявил, что вдохновлялся фильмами Джона Карпентера, в том числе «Хэллоуином», «Туманом» и триллером «Нападение на 13-й участок». Но ни в одном из этих фильмов режиссёр не пытался жонглировать большим количеством имён, названий, локаций и фрагментов какого-то другого мира, который разрабатывался много лет.
Слабые персонажи
Отчасти хаотичность сюжета можно объяснить тем, что Робертс хотел включить в фильм всех популярных персонажей – обоих Рэдфилдов, Вескера, Валентайн, Биркина, который позже превратится в очень эффектного мутанта. Но ни один из персонажей в итоге не раскрыт в фильме полноценно: зрители узнают о них не больше, чем в роликах-фичуретках. Поэтому смысла в том, чтобы объединять команды из двух отдельных игр, просто не было – кроме возможности заманить фанатов знакомыми именами. В таких условиях молодой и в целом талантливый актёрский состав не смог показать хоть сколько-нибудь запоминающихся героев.
Особенно обидно за Альберта Вескера: в играх он был блестящим двойным агентом, сотрудником Umbrella, участвовал в разработке вируса и знал об основном замысле основателей компании. Предательство коллег по S.T.A.R.S. в игре за счет этого выглядит куда эпичнее и многозначительнее. Вместо рядового оперативника Вескер оказывается едва ли не главным антагонистом серии.
В версии Робертса Вескер стал глуповатым и несамостоятельным человеком, который просто выполняет приказы от неких безликих заказчиков – ему нужно уничтожить все сведения о работе Umbrella в Раккун-Сити. При этом он даже не видит, с кем общается; все подсказки Вескеру передают по пейджеру. В целом его мотивация в фильме выглядит как «мне предложили стать предателем, и я просто согласился».
Плохая графика и скучный экшен
Основные монстры в «Обители зла» – это зомби-собаки, непосредственно мутировавшие люди и условный «босс» из игры, изменённый G-вирусом Биркин. И если с людьми-мутантами гримёры справились отлично, то CGI в фильме не сильно отличается от представленного в трейлере, и оставляет желать лучшего. Временами картинка напоминает ремастер Resident Evil 2, который вышел в 2019 году, а масштабный взрыв в финале фильма вообще похож на студенческую работу художника по эффектам.
Сражения в полицейском участке и особняке Спенсеров, которые так рекламировала вся команда фильма, в основном проходят в темноте, выглядят хаотично и не слишком впечатляют. Одно из первых столкновений Криса Рэдфилда с зомби вообще не показывают до конца, оставляя за кадром, как он скинул с себя сразу нескольких нападавших.
Вердикт
«Обитель зла: Раккун-Сити» – хаотичная, неудачная попытка передать в одной истории все главные сюжетные завязки масштабной вселенной. Игры по Resident Evil выходят на протяжении 25 лет, лор постоянно дополняется и расширяется. Даже если концентрироваться только на истории корпорации Umbrella, её можно растянуть на бесчисленное количество фильмов. Попытки намекнуть сразу на все возможные пути развития сюжета, включая Code Veronica, показать наиболее популярных персонажей, развить сразу двух важных антагонистов и полностью раскрыть происходящее в Раккун-Сити – слишком амбициозные задачи для одного фильма, и Робертс с ними ожидаемо не справился.
Сюжетные провалы можно было бы простить за соответствие духу игры. Но «Обители зла» отчаянно не хватает атмосферы survival horror, за которую фанаты полюбили первоисточник. Легендарные локации использованы практически впустую, с неизобретательным экшеном, больше подходящим боевику категории B. И из финала фильма очевидно, что вернуться в Раккун-Сити в этом перезапуске франшизы больше не выйдет.
Отчасти в картине действительно работает то, о чем говорил Пол У.С. Андерсон во время работы над первой «Обителью зла». Сложно переживать за условную Джилл Валентайн, зная, что она в любом случае должна выжить и появиться в сиквеле.