10 июня 2017
Обновлено 10.06.2017

Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом

Новая «Мумия» с Томом Крузом, Софией Бутеллой, Расселом Кроу и Аннабелль Уоллис, вышла в наш прокат 8 июня. Это полная перезагрузка не только самой забинтованной франшизы, но и старт новой киновселенной монстров студии Universal под названием Dark Universe. Упор в этой затее делается на узнаваемых чудовищ (вроде Дракулы, Франкенштейна и Создания из Черной Лагуны) и именитых звезд на главных ролях (Рассел Кроу в роли местного Ника Фьюри, Джонни Депп в образе Человека-невидимки и т.д.).
Новая «Мумия» с Томом Крузом, Софией Бутеллой, Расселом Кроу и Аннабелль Уоллис, вышла в наш прокат 8 июня. Это полная перезагрузка не только самой забинтованной франшизы, но и старт новой киновселенной монстров студии Universal под названием Dark Universe. Упор в этой затее делается на узнаваемых чудовищ (вроде Дракулы, Франкенштейна и Создания из Черной Лагуны) и именитых звезд на главных ролях (Рассел Кроу в роли местного Ника Фьюри, Джонни Депп в образе Человека-невидимки и т.д.).
Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом - фото 1

Вкратце

Скажу сразу, фильм вышел из рук вон плохо. Он разваливается надвое, пытаясь меньше чем за два часа и поведать собственную историю про мумию, и представить зрителю ключевые элементы новой вселенной – организацию, следящую за монстрами, ее босса, методы и намеки на то, каких монстров мы увидим в дальнейшем. Обе части выходят довольно паршиво и не только потому, что делят и без того не слишком большой для блокбастера хронометраж между собой.

Основная проблема в том, что в обеих частях сквозит одна и та же безыдейность, полное отсутствие у создателей интереса к теме и желания сделать с задумкой хоть что-нибудь. Сплошная серость и сцены для галочки. Я называл «Пиратов Карибского моря 5» пустым фильмом, но он и в подметки не годится «Мумии» в этом плане. Такого невзрачного фильма ни о чем мы не видели уже давно, он похож на мумию из мультиков, которую дернули за бинт, размотали и под бинтами не оказалось ничего, вообще.

У фильма 17% положительных рецензий на томатах со средней оценкой 4.2/10. То есть, новорожденная киновселенная Universal заставляет многострадальную вселенную DC выглядеть образцом здоровья.

И дело не в голых цифрах, фильмы DC могут быть неоднозначными, сумбурными, неудачно подающими персонажей, но их можно смотреть и пересматривать хотя бы ради каких-то удачных элементов. «Мумию» и в первый раз смотришь с таким трудом, словно она включается на повторе в восьмой раз на телевизоре под потолком аэропорта, где ты ждешь рейс в Саратов, который бесконечно откладывают.

Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом - фото 2

Киновселенная Dark Universe

Большинство критиков разнесли картину за то, что она откровенно отодвигает в сторону собственный сюжет и героев ради навязчивой рекламы всей новой вселенной. Я бы не стал формулировать проблему именно так, она куда глубже. Даже если бы «Мумия» не пыталась уделять столько времени «ворлд-билдингу», интересного сюжета и героев, которые бы выиграли благодаря дополнительному вниманию, у нее все равно нет. Мне не кажется, что сосредоточение на одном из двух зайцев сильно помогло бы фильму.

Фундаментальная проблема Dark Universe и ее первого фильма в том, что это проект, рожденный продюсерами, которым жгло задницы собственное наследие студии. Они видят успех схемы взаимосвязанных фильмов Marvel, смотрят на свой богатый реестр монстров и понимают, что не попытаться сделать киновселенную они просто не могут. К сожалению, никто не понимает, как ее сделать, как увязать всех этих монстров вместе так, чтобы это было хоть кому-то интересно.

Самое обидное во всем этом, что Universal безусловно вдохновилась успехом Marvel, но плагиаторами их назвать нельзя, ведь именно эта студия придумала схему киновселенной – причем почти век назад.

«Монстры Universal» были первой киновселенной, фильмы которой были связаны использованием одних и тех же декораций, актеров, а затем и заскакивающих в фильму друг друга персонажей, создавались эти ленты с двадцатых по пятидесятые годы и включали такие культовые шедевры 1931-1932 годов как «Дракула» с Лугоши, «Франкенштейн» с Карлоффом и «Мумия» с ним же. В новой Dark Universe состав будет тот же: вернутся Человек-невидимка, Человек-волк, Горбун из Нотр-Дамма, Создание из Черной Лагуны, Ван Хельсинг и невеста Франкенштейна.

И все же Universal Monsters не была киновселенной в современном понимании – фильмы не были перевязаны между собой достаточно жестко, у них не было единой стилистики, общего сюжета, спарринги случались («Франкенштейн встречает Человека-волка»), но тим-апов не было. Но это, наверное, и позволило всему этому худо-бедно работать, потому что я, если честно, не особо понимаю, как превратить подобный разномастный бестиарий во «Мстителей» или даже «Анти-мстителей».

Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом - фото 3

Мы вроде как уже видели воплощение этой идеи – она называлась «Лига Экстраординарных Джентльменов» и была снята по одноименному комиксу самого Алана Мура («Хранители», «В значит Вендетта»). Там как раз и была показана команда героев и анти-героев, состоящая из Человека-невидимки, Джекила/Хайда (прообраза, а здесь – еще и местного аналога Халка), Дориана Грея, вампирессы и капитана Немо (тут он выступал в роли кого-то вроде Железного Человека). Фильм оказался настолько плох, что заставил Шона Коннери бросить кинематограф, а Алана Мура – заречься смотреть экранизации своих произведений. Схожая попытка была и в «Страшных сказках» (Penny Dreadful), там получилось немного удачнее.

Как именно Dark Universe будет объединять своих монстров, пока неясно. Будет ли пытаться собрать из них команду героев, противостоящих злу, или же соберет их в одном фильме в качестве злодеев, с которыми героям придется сражаться, как Пауку в «Неогенном кошмаре» и прочих наплывах реинкарнаций «Зловещей шестерки». Может, это будет нечто среднее и часть монстров выступит на стороне добра, часть – на стороне зла, после чего они сойдутся стенка на стенку.

Каким боком ко всему этому пристроится горбун из Нотр-Дама? В чем будет его роль, его талант? Звонить в колокол?

Я по-прежнему не вижу варианта, в котором бы герои настолько разные (и даже конкретнее – разнокалиберные) смотрелись бы адекватно в одном сюжете. Мумия в этой версии превращает людей в зомби, это просто одна из ее фишек, даже не самая мощная и страшная – как рядом с ней будет смотреться Франкенштейн, который по сути и есть обычный зомби?

Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом - фото 4
Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом - фото 5

Выглядит затея, в общем, пока крайне бредово, она явно рождена из призрака большого бабла, которое студия не могла не попробовать выдоить, но какой-то креативной искры за этим не видно. Не было какого-то гениального решения, которое приснилось бы одному из причастных: «ага, вот как мы это все повернем», что могло бы превратить сомнительный проект в увлекательную историю.

Я бы очень хотел оказаться неправ, узнать, что на самом деле в глубине замысла этой вселенной кроется гениальный твист, ждет своего часа, но в первом фильме нет ни намека на то, что хоть кто-то из участвующих в этой многомиллионной афере понимает, что и зачем они делают.

Каждый элемент истории здесь настолько безопасен, стандартен и примитивен, что создается впечатление, словно его выдумывал совет директоров без какого-либо участия творческого состава.

Напомню, что это далеко не первый «старт киновселенной монстров», студия выпустила «Человека-волка» с неслабым актерским составом (Бенисио дель Торо, Энтони Хопкинс, Эмили Блант, Хьюго Уивинг) еще в 2010-м, но «что-то не пошло» – 34% на томатах . Они еще раз попытались в «Дракуле: Легенда» в 2014 (23%), затем в «Викторе Франкенштейне» в 2015 (24%), но все блины получались комом, и вселенная никак не могла завестись. В «Дракуле» уже были открытые намеки на нее и пафосные фразы вроде «Игра началась», но она так и не началась.

Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом - фото 6

В каждой киновселенной был свой блин комом, который позже аккуратно заметали под ковер – мол и не было его никогда. «Зеленый фонарь» должен был стартовать вселенную DC, но его вычеркнули из списка и начали заново с «Человека из стали». «Невероятный Халк» с Эдвардом Нортоном – официально часть вселенной Marvel, там появлялся Старк, а генерал оттуда затем появился в «Противостоянии», но про этот фильм тоже стараются не вспоминать.

Dark Universe же пока состоит из одних блинов и, учитывая рейтинг «Мумии», студия еще может пожалеть, что не начала все же вселенную еще с «Дракула: Легенда». Ведь по сути, они променяли шило на мыло – один блеклый фильм на другой, вот только рейтинг у нового еще ниже.

Вас может смущать, что я потратил уже полрецензии на киновселенную, практически ни слова не сказав об основном сюжете про саму мумию, но я лишь копирую картину приоритетов самой ленты. Странно, что они решили угробить полчаса на введение элементов этой вселенной, ведь Marvel, успех которой они пытаются повторить, уже набила шишки в этой стезе и показала, как раскрывать связующих персонажей правильно.

В первом «Железном Человеке», который и стал стартом франшизы, не было ни слова о других героях, «Щ.И.Т» мелькал в повторяющейся шутке с Коулсоном, но по-настоящему раскрылся лишь в сцене после титров – с Ником Фьюри. Когда же Marvel попыталась втащить больше общих элементов в сюжет (в сиквеле того же «Железного человека»), он поехал по швам. Лишь в «Другой Войне» им удалось сплести все достаточно гармонично.

Так зачем было в «Мумии» копировать схему относительно неудачного в плане структуры «Железного человека 2», а не оригинала? Похоже, студия просто решила сжечь все мосты для себя самой – напихать в картину столько заявок на вселенную, чтобы дороги назад уже не было, и они сами не смогли больше замести все под ковер в очередной раз. Но ход это скорее отчаянный, чем смелый.

Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом - фото 7

Герой

Главный герой в исполнении Круза – идеальный пример неудачного протагониста. Во-первых, мы практически ничего о нем не знаем и не узнаем в процессе. Во-вторых, то, что мы все же узнаем, скорее отталкивает, чем привлекает. Он солдат, вор и расхититель гробниц. Мы не разу не видим его военных подвигов, что могло бы расположить зрителя к герою, он ворует не в сексуально-авантюристском, а в довольно паскудном ключе, а гробницы расхищает не как Лара Крофт – от скуки и пресыщенности жизнью, а банально ради денег.

Это не Индиана, не Дрейк и не Хан Соло, анти-герой может нарушать закон и идти против норм морали, но так, чтобы в итоге это вызывало восхищение и симпатию, минимум – понимание. Мы же получаем человека, который ради денег ищет сокровища, не гнушается ради этого красть и притворяться, разрушать бесценные памятники архитектуры, игнорировать свои боевые задачи и этим подставлять братьев по оружию.

Это архетип мелкого жулика, который предает Индиану в каждом фильме, а не главный герой.

К счастью, акцент на личности протагониста настолько мизерный, что зритель не слишком задумывается над тем, чьими глазами он воспринимает эту историю, да и харизма Круза более-менее сглаживает углы, но герой в результате выцветает в какого-то безликого усредненного экшен-протагониста, который абсолютно непонятно по каким причинам оказался в центре повествования.

В-третьих, герою Круза не дают практически никак повлиять на сюжет, предпринять какие-то активные действия, которые бы его характеризовали как героя (или анти-героя, но хоть как-то), заставляли бы зрителя уважать его. Нет, он выступает лишь в двух ролях до самого конца: убегающая от мумии жертва и ее же марионетка. Лишь в финале ему позволяют сделать какой-то выбор, но и выбор этот вводят не по правилам, обманывая зрителя – этого подробнее коснемся в «неудобных вопросах», чтобы не лезть в спойлеры.

Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом - фото 8
Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом - фото 9

К слову, пока я набрасывал эти свои «Неудобные вопросы», я окончательно понял, что мумия Софии Бутеллы вызвала у меня больше симпатию и сочувствие, чем страх или желание ее прибить. Она запоминается не какими-то своими преступлениями (потому что фильм не пытается заставить нас ужаснуться смертям среди мирного населения), из всех ее образов ярче всего всплывает в памяти сцена, где бедная Аманет в цепях кричит от боли – это показывали в трейлере.

Естественно, во многом я чувствую такую симпатию к главному злодею фильма потому, что больше ее испытывать не к кому.

Герой Круза – вор, авантюрист и никак себя особо не проявляет за фильм, его женщина прописана еще хуже, она в фильме только для того, чтобы быть объектом нападений, похищений и особо не объясненного любовного интереса героя Круза. Организация же персонажа Рассела Кроу и вовсе вызывает откровенную неприязнь, несмотря на то, что они тут вроде хорошие ребята, поэтому, наверное, и болеть начинаешь за Мумию, а не за них. Набросились на бедную девушку трех тысяч лет от роду, скоты.

Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом - фото 10
Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом - фото 11

Экшен

Ясно, что зрелищность для блокбастера – параметр ключевой, от этого вдвойне удивительно, как грандиозно проваливается в этом плане фильм. Тут тоже, как и во многих других аспектах, студия словно пыталась сделать все максимально неудачно.

У них был бюджет в 125 миллионов, был Круз, по-прежнему исполняющий все свои трюки самостоятельно, и Бутелла, некогда член олимпийской сборной по художественной гимнастике, затем – профессиональная танцовщица. Был упор на практические эффекты, были обрушивающиеся декорации и реальные съемки в невесомости (сцена в падающем самолете), был весь арсенал современной графики. Так почему же это смотрится так бедно, дешево и халтурно, словно снято с дублерами на гринскрине для сериала, а не в реальных локациях с самими актерами?

В трейлерах нам показывают бурю с лицом Аманет (прямо как в предыдущей версии 1999-го года, с Фрейзером, и да, золотая книга тоже появляется – как пасхалка), а в фильме мы смотрим за увлекательной погоней: Круз со своей спутницей уматывают по лесной дороге от парочки зомби на машине Скорой помощи. Вот это масштаб!

Здесь есть куча подобных мелких и непроизводящих впечатления эпика «экшен» сцен – и все они снято настолько криво и темно, что даже на 2д сеансе есть желание снять тридэ-очки, которые обычно и приводят к столь фатальному затемнению картинки.

Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом - фото 12

Многие беды фильма утыкаются в сценарий, который явно безрезультатно пытался выдумать хоть что-то интересное, но у него с каждым разом выходит все хуже. Сценаристов при этом у фильма больше чем нужно – аж шесть, даже режиссер – тоже сценарист, но у семи нянек – дитя без глазу.

Многое утыкается и в ограниченность режиссерских талантов Алекса Курцмана, продюсера 37 фильмов, сценариста 22-х и режиссёра… кхм… трех. Включая этот. Это ваш основной кандидат на кресло ключевого блокбастера будущей франшизы? Сценарист «Ковбоев против пришельцев», первых двух «Стартреков» и первых двух «Трансформеров»?

Когда ты выступаешь и продюсером, и сценаристом, и режиссером фильма с таким бюджетом и амбициями, с узнаваемым монстром и двумя актерами в прекрасной физической форме – и не делаешь с этим ничего, это расписка в абсолютном бессилии.

Круз смотрелся круче даже в самой тупой «Миссия: Невыполнима» – в третьей, которую по совпадению писал тот же Курцман. Бутелла круче дралась в «Стартреке» (правда, в третьей части, с которой Курцмана уже из франшизы убрали), а эпический экшен и разрушения были зрелищнее даже в «Трансформерах», которых он же, несчастный, и писал. Как можно было за раз просрать столько полимеров – загадка.

Рецензия на «Мумию» с Томом Крузом - фото 13

Итог

Экшен блеклый, слабый и некреативный по задумке и снятый так неумело, что выглядит дешево и темно, несмотря на ушедшие ресурсы.

Герой Круза задуман как мудак, а ведет себя как тряпка, которая безвольно болтается по волнам сюжета. Героиня Дженни – типичная дама в беде, никак не влияющая на сюжет, и отбрасывающая прогресс женских персонажей в кино на пару десятков лет назад.

Мумия вроде как творит с миром что-то страшное, но всем насрать – включая героев, которые никак не реагируют на смерть массовки, а вслед за ними и зрителям становится наплевать. Масштаб и эпичность истории скатываются, таким образом, к погоне мумии за Крузом и убегании Круза от мумии, так как сделать он ей ничего не может. Парочка зомби в каком-то поселке кушает пару местных копов. Очень страшно.

Нам представляют древнюю организацию Продиджиум, занимающуюся изучением монстров и борьбой с ними, во главе этого аналога Щ.И.Т. стоит доктор Джекил. Неясно почему, просто так. Нам даже показывают его превращение в Хайда, чтобы зрители не забыли, что это не просто Рассел Кроу, не напрягаясь, отрабатывающий свой жирный чек. Превращение мало того, что никуда не двигает сюжет и вызывает множество вопросов, так еще и реализовано максимально невыразительно. Если вы ждали, что его будет раздувать как Халка или как, собственно, Хайда, в «Лиге Экстраординарных Джентльменов», то окститесь – Хайд выглядит как Рассел Кроу с легким налетом мертвечины/чертовщины на лице, и говорит с другим акцентом, чего вы не услышите в дубляже.

Если вы из тех зрителей, которым что ни подсунь, им – норм, то я не очень понимаю, зачем вы это читаете. Если вы раздумывали, идти ли и вам есть дело до качества исполнения элементов фильма – то я ходить не советую.

Если вдруг каким-то чудом вселенная монстров взлетит и расцветет в следующих фильмах, и этот очередной первый блин будет иметь смысл смотреть ради общего впечатления и истории сквозных героев, то вы сможете наверстать упущенное и дома. Уверен, сожалений по поводу того, что вы не потратили на это деньги в кинотеатре, не возникнет.

Комментарии 160
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
3om6o6ep
3om6o6ep
Глянул фильмографию Куртцмана Вопрос - кто с таким "послужным списком" вообще додумался поставить его у руля "стартовой точки вселенной"? Или шутка перестала быть шуткой и теперь в Голливуде еще и еврейские квоты появились?