Рецензия на мультфильм «Вперед» от Disney и Pixar. Герои мерча и магии
Пока большие и маленькие режиссеры игрового кино предлагают нам бесконечную вереницу ремейков, приквелов и сиквелов, студия Pixar из года в год радует оригинальными анимационными историями. Практически каждый их проект ждешь как собственный день рождения. Веришь, что как минимум раз в году тебе предложат не очередное вторсырье, а сказку со смыслом о вечных ценностях.
В случае с мультфильмом «Вперед» ожидания сбылись полностью. Но обо всем по порядку. Новая анимация от Pixar погружает нас в сказочный мир, который населяют тролли, единороги, кентавры и другие невиданные создания. В далекие времена здесь жила магия, пользоваться которой, впрочем, могли не все. Слегка видоизмененная концепция чувствительных к Силе из классических «Звездных войн». Магии во вселенной «Вперед» нужно было долго и кропотливо учиться. «Зачем колдовать, если можно изобрести?», — подумали сказочные существа.
Так появился свет, автомобили, самолеты и мобильные гаджеты, а магия потихоньку стала забываться и осталась лишь в форме игровых квестов и легенд. Но волшебство по-прежнему живет в семье Лайтфутов. Так во всяком случае считает погибший отец семейства, чье письмо братья-эльфы Иэн и Барли получают по достижению 16-летнего возраста. В комплекте к письму идет и волшебный посох (его изображение поклонник игровых квестов Барли, старший из братьев, видел только на игральных картах).
В героях, естественно, многие узнают себя. Если у вас есть младшие, старшие братья или сестры, характер взаимоотношений застенчивого, робкого Иэна и грозного, хулиганистого Барли непременно найдет свой отклик.
Открытия, которые совершат эти двое в своем крайне увлекательном путешествии, навсегда перевернут как их собственный мир, так и вселенную, привыкшую существовать без магии, которую все давно позабыли. Сценарий отлаженно «нажимает» на знакомые ноты, отрабатывая темы вроде юношеского максимализма, незакрытых гештальтов в связи с умершим родителем и превращения скромного невидимки в самоотверженного героя в центре внимания.
За работу над новым анимационным проектом Pixar взялись проверенные бойцы — режиссер Дэн Скэнлон («Университет монстров») вместе с продюсерами Кори Рэй («Суперсемейка», «Вверх») и Питом Доктером («Университет монстров», «История игрушек 4»). На озвучку главных персонажей, братьев-эльфов Иэна и Барли Лайтфутов, позвали Криса Пратта и Тома Холланда, а голос Мантикоре, еще одному важному герою «Вперед», подарила Октавия Спенсер.
К сожалению, российский дубляж не позволит насладиться оригинальными голосами. Российское подразделение «Дисней Студиос» пригласило на переозвучивание этих персонажей Филиппа Лебедева, Владимира Яглыча и Анну Ардову соответственно.
«Вперед» от Скэнлона — продукт, конечно, обособленный. Но легко допустить, что режиссер вполне мог вдохновляться уже вышедшими на экран хитами для работы над этим мультфильмом. Так, например, сказочных созданий и магию в экстерьере современности мы видели и в «Яркости» Дэвида Эйра, и в сериалах «Однажды в сказке» или «Братья Гримм».
Эталонный coming of age по всем законам жанра перекочевал, по всей видимости, из франшизы о Гарри Поттере. Квесты и приключения, полные опасных ловушек и смертоносных угроз, навевают многочисленные истории про Индиану Джонса.
- Киномарафон: все фильмы о Гарри Поттере
- Тест. В какой волшебной школе из «Гарри Поттера» ты учился бы?
Несмотря на отметку 6+, «Вперед», как и другие творения Pixar, найдет путь к сердцам не только юных, но и взрослых зрителей. Отождествление с анимационными персонажами не заставит себя долго ждать. В конце концов на мультфильм, вероятно, пойдут семьями, и Дэн Скэнлон не забыл о межстрочных смыслах и для взрослых, сопровождающих своих детей.
Здесь и потеря веры в чудо, и гиперопека, и стремление к делу всей жизни вместо бессмысленного прозябания на нелюбимой работе ради комфортного существования. Главной темой, которой Pixar стараются зацепить взрослую, более сознательную аудиторию, являются, конечно, детско-родительские отношения. Как и раньше, студия без излишнего давления продвигает как семейные ценности, так и значимость родных людей (причем не столько по крови, сколько по духу).
Конечно, не обошлось без некоторых клише, но не в том объеме, за который мультфильм можно было бы поругать. К счастью, о стереотипных ходах по ходу действия истории быстро забываешь.
Их умело маскируют бодрые диалоги, раскрывающие персонажей, и юмор на любой вкус и цвет — и прямолинейный, и грубоватый, и изящный, и тонкий. В придачу ко всему этому у «Вперед» разношерстный саундтрек, сопровождающий буквально каждую мало-мальски значимую сцену. На фоне приключений братьев-эльфов прозвучат и Рианна, и Селин Дион, и Лорин Хилл, и даже аранжировка Боба Марли с группой The Wailers.
В общем, «Вперед» старается угодить, как говорится, «и вашим, и нашим». Сделать это мультфильму удается где-то на 96%. Впрочем, найти ряд претензий при большом желании можно всегда. Просто в случае с этим творением мелкие недочеты и художественные допущения ничуть не портят ладно скроенную историю.