Рецензия на мультфильм «Райя и последний дракон». Красивейшая история от Disney в духе «Моаны»
В 2021 году нас ждет еще одна волна скромных онлайн-релизов, маленьких кассовых сборов и возгласов «эх, если бы только это вышло не в пандемию». «Райю и последнего дракона» начали разрабатывать еще в 2016 году, и путь к экрану у мультфильма был долгим и сложным, многое пришлось переделывать.
Вполне очевидно, что за «Райю» решили взяться после успеха «Моаны». На мой взгляд, новый мультфильм Дона Холла («Город героев», «Похождения императора») получился даже лучше – взрослее, красочнее и разнообразнее благодаря тому, как он построен.
«Райя» чем-то напоминает простую видеоигру, но в типичном сеттинге Disney. Райя — не вполне обычная принцесса; создатели мультфильма явно идут в ногу со временем. Но на месте все остальное: красочные разнообразные локации, нелепые, милые второстепенные герои вроде младенца-грабителя и грустного громилы и, конечно, большое путешествие, в котором Райя должна спасти всех и найти себя.
У Disney уже несколько десятилетий не было проблем с тем, чтобы обращаться к другим культурам в своих мультфильмах – «Покахонтас» вышла в 1995 году, за ней был «Братец медвежонок» и прочие эксперименты. Проблема была с тем, как именно показывали другие культуры; даже потрясающая «Мулан» сейчас выглядит немного устаревшей и неэтичной в том, как изображен древний Китай.
Исключением был, пожалуй, только «Лило и Стич», очень любовно и бережно показавший Гавайи и подаривший нам цитату «охана – значит семья». Теперь над мультфильмами особенно много трудятся консультанты и люди, знающие культуру изнутри. И, удивительно, это идет самому кино на пользу.
«Райя» пестрит красивыми и значимыми культурными отсылками, от водных драконов до костюмов, на которые сложно не залюбоваться – чего стоит одна серьга принцессы Намари. И в фэнтези-мире они абсолютно к месту.
Действие фильма происходит в мире, где когда-то существовали не только мифические существа, но и сказочная страна Кумандра. На Кумандру напали Друуны, безмолвные монстры, обращающие все живое в камень. Так как драконы всегда защищали людей, они сделали это в последний раз: пожертвовали собой и создали особый артефакт, отгоняющий Друунов – Драконий камень.
Именно этот артефакт на протяжении фильма пытается восстановить Райя (для финальной версии ее переозвучила актриса Келли Мари Трэн). Она действительно не похожа на типичную принцессу – у народов Кумандры вполне в традиции обучать всех детей боевому искусству. А после страшной трагедии Райя пускается в бега с осколком Драконьего камня, и жизнь королевской дочери вовсе остается позади.
Друуны вернулись, Драконий камень разбит, а собрать недостающие части придется по разным уголкам Кумандры. Это и есть самое большое сокровище мультфильма: его создатели разделили страну на страны Хвоста, Когтя, Клыка, Хребта и Сердца (по частям тела дракона).
Каждая из стран основана на той или иной культуре юго-восточной Азии. Например, во время приключений в Когте в интерьерах и огромном рынке легко узнать Лаос, Таиланд или Индонезию. Не буду говорить о поучительности и знакомстве с экзотическими традициями, оно подразумевается само собой. На такое разнообразие попросту весело и интересно смотреть.
Поэтому мультфильм выглядит как большой квест со множеством локаций – и, в отличие от той же «Моаны», они более реалистичные и разнообразные. В этом же и причина, почему «Райя» получилось более взрослой и менее сказочной, даже несмотря на наличие драконов.
Самих драконов в мульте не так уж и много: все три части «Как приручить дракона» любителям этих существ однозначно зайдут больше. Хотя дракониха Сису (комедиантка Аквафина), безусловно, очаровательная – эдакая замена Мушу, которой очень давно не хватало. В последнее время Disney почему-то скупится на запоминающихся второстепенных персонажей. А ведь именно мелочи вроде ребяческих шуток и огромного броненосца с лицом плюшевой игрушки делают «Райю» родной, привычной и очень диснеевской.
Но Райя в своем путешествии также видит очень много горя, позволяющего ей понять – она не одна. Разлука, скорбь и нищета пусть и показаны поверхностно, перебиваясь шутками, но их следы все-таки есть на каждом шагу. Друуны разбили целые семьи, оставили детей без родителей и очевидно истощают все страны бывшей Кумандры.
Правда, сама героиня боится не Друунов: ее подвели люди, ожесточили настолько, что она до последнего не может довериться даже своим новым друзьям и едва не проигрывает.
Все моральные вопросы проговариваются в мультфильме довольно прямо, для понимания маленьких зрителей. Внутренний конфликт делает Райю более интересной, чем Моану, Рапунцель и ряд других принцесс из более современных диснеевских фильмов, а саму историю – более масштабной.
В общем и целом, мультфильм много говорит о доверии, единстве и солидарности, без которых нельзя победить большую беду. Для детей «Райя и последний дракон» — поучительная и веселая история, для взрослых – еще одно напоминание о том, что нужно уметь подставить плечо своим ближним. В нем нет классических злодеев, запоминающихся песен и некоторых других привычных вещей.
Зато это красивая боевая сказка с интересными сражениями, необычным сеттингом и вполне уместными шутками. И Disney подоспел с ней очень вовремя: слишком много происшествий в мире намекают на то, что «Райя» была нужна. Особенно в тех странах, где сейчас открыты кинотеатры.