Рецензия на мультфильм «Нимона»: динамичное фэнтези о техно-средневековье
30 июня на Netflix вышел анимационный полнометражный фильм «Нимона», снятый по одноимённому комиксу Эн Ди Стивенсона, создателя многосерийного мультсериала «Ши-Ра и непобедимые принцессы». «Нимону» обещали показать на экранах ещё в начале 2021 года, но продакшен продолжался, а выпуск всё откладывался.
После путешествия мультфильма из студии Disney на Netflix цифровой релиз наконец-то состоялся и получил высокие отзывы критиков: на сайте The Rotten Tomatoes у проекта твёрдые 92%. О том каким получилась адаптация комикса рассказывает Саша Иванова.
«Нимона» (Nimona), 2023
Жанр: фэнтези, боевик, комедия, драма
Режиссёр: Ник Бруно, Трой Квон
В ролях: Хлоя Грейс Морец, Риз Ахмед, Юджин Ли Янг, Сара Шерман, Ру Пол
Где смотреть? Netflix
О чём?
Главная героиня мультфильма Нимона (озвучивает Хлоя Грейс Морец) — шейпшифтер, способная превращаться в кого угодно. На протяжении большей части истории мы видим её как девочку с красными волосами, но героиня постоянно меняет свой облик: в драках становится носорогом, китом, страусом, а иногда ещё и акулой, выдрой, маленьким мальчиком или своим другом и боссом Баллистером Блэкхартом (озвучивает Риз Ахмед).
Баллистер Блэкхарт — герой, вокруг которого в стандартном сторителлинге и должен был строиться сюжет «Нимоны». Мы встречаем Баллистера перед церемонией посвящения в рыцари — беспрецедентное событие в этом средневеково-технологическом фэнтэзийном мире, ведь он — простолюдин, а рыцарство здесь — привилегия аристократии. Но герой шёл к своему назначению долгие годы, ещё юношей он попал в академию для рыцарей, где познакомился со своим ближайшим другом Амброзиусом Голденлойном (Юджин Ли Ян), наследником великой Глорет, защищавшей город от монстров тысячу лет назад.
Амброзиус и Баллистер вместе проходят обряд посвящения на виду у жителей королевства, но во время церемонии Баллистер, как всем кажется, убивает королеву. Герой в миг становится изгоем, разыскиваемым преступником и предателем. В эти тёмные времена к нему на порог приходит Нимона. Хоть девчонка и говорит, что жаждет драк и убийств в качестве напарницы «злодея» Баллистера, которым она его считает, на самом деле ей не хватает человеческого участия и близости. Все видят в ней монстра, впрочем, как и в Баллистере с недавних пор.
На почве общего аутсайдерства герои сближаются и решают действовать заодно. В течение остальных примерно 80 минут хронометража они наведут немало шороху в королевстве в надежде восстановить имя Баллистера Блэкхарта и вычислить истинного виновника в убийстве королевы. Попутно мы узнаем предысторию Нимоны и выясним, кто же такая эта Глорет, чей памятник стоит на главной площади города.
Как устроена «Нимона»?
«Нимону» сложно назвать тусклой: в каждом кадре мелькает множество ярких цветов, и рисовка настолько продумана, что по ходу развития сюжета меняется даже форма отражения света в глазных яблоках героев. Нарисованный мир находится в постоянном движении деталей, насыщается глубиной и правдоподобием.
Персонажам не получается не сопереживать: всё повествование строится на достаточно понятных нам чувствах одиночества, общественного неприятия, несправедливости по отношению к тем, кого общество выслушать ещё не готово.
Мультфильм при этом очень смешной. Нимона с детской непосредственностью участвует в сражениях, в которых как будто бы никто в действительности и не умирает. Героиня постоянно шутит, вступает в перепалки с Баллистером, мило трансформируется и адаптируется под повадки разных существ — всё здесь может вызвать улыбку.
Несмотря на позитивную тональность, в истории полно драмы. Например, когда Амброзиус, пытаясь защитить королеву, отрезает руку Баллистеру. Или когда мучается, не зная, на чью сторону встать: помочь и поверить другу или всё же государству? В таких эпизодах тяжёлые чувства хоть и проговариваются, но в конечном счёте прощаются и отходят на второй план. Возможно, это сделано ради сохранения задорности и игривости. Отчасти в этих переключениях эмоций и заключается драматургическая сила «Нимоны», ведущая к яркой кульминации. После финала осталось ощущение, что я только что посмотрела лучший мульфильм этого года.
Какие отношения с первоисточником?
Тем не менее «Нимоне» много чего не хватает. В изначальном комиксе история была, конечно, менее обработанной, ритм и темп повествования развивались неровно и хромали, но все персонажи были более живыми и менее адаптированными под формат Netflix. Весь конфликт строился совсем иначе: Баллистер был скорее добровольным изгоем, а главным злодеем оказался не один человек, а вся система власти. Всего этого в мультфильме сильно не достаёт.
В погоне за более очевидными повествовательными тропами, создатели мультфильма сильно запутали характер Нимоны, превратив её в вечного ребёнка, у которого за тысячелетнюю историю, видимо, совершенно не было никакого развития.
Вдобавок некоторые важные элементы прошлого Нимоны в фильме оказались упущены — из-за таких изменений относительно комикса история стала более плоской и заняла прочное место в разделе «детской и подростковой анимации» с рейтингом PG.
Создателям также не удалось сохранить Нимону в роли «помощника» Баллистера: он напрочь теряет контроль над своей жизнью из-за появления в ней такой невероятной силы и хаоса, которым Нимона и является. Порой кажется, что Блэкхарт слишком легко адаптируется к непредсказуемой героине, хотя на протяжении фильма он постоянно пытается её приструнить и ограничить, из-за чего финальный твист в их отношениях выглядит натянутым и не вполне логичным.
Для меня же, как для человека, который уже несколько лет назад прочитал комикс, главным «утерянным» характером был, конечно, Амброзиус, который в мультфильме стал совсем уж дистиллированной версией себя. В комиксе он, например, специально из ревности отрезает руку Баллистеру, хоть и жалеет об этом впоследствии. С другой стороны, новое его прочтение с гораздо большей вероятностью вызовет симпатию к персонажу у зрителей мультфильма.
Вердикт
Несмотря на некоторые провалы в повествовании, всё-таки, судя по отзывам как аудитории, так и кинокритиков, адаптацию «Нимоны» невозможно назвать неудачной. Да и в отрыве от своего прошлого эта история заслуживает своего перепрочтения как этакий фэнтезийный экшен для юной аудитории, показывающий принятие и любовь как к себе, так и к ближнему.
В любом случае, «Нимону» однозначно стоит смотреть ради юмора, розовых акул, смешения средневековья с современными технологиями, красивой анимации, приятного саундтрека и интересных персонажей, которые обязательно со всем справятся.