12 июня 2015
Обновлено 23.06.2015

Рецензия на «Мир Юрского периода»

Вчера, 11 июня, на экраны вышла четвертая часть Юрской франшизы. Если бы комар мог выпить кровь первой ленты Спилберга и свалиться в смолу, а затем по этой капле крови пытались бы воссоздать шедевр 1993 года, заполняя пробелы в ДНК наработками современного кинематографа, именно такое кино мы бы и получили.
Вчера, 11 июня, на экраны вышла четвертая часть Юрской франшизы. Если бы комар мог выпить кровь первой ленты Спилберга и свалиться в смолу, а затем по этой капле крови пытались бы воссоздать шедевр 1993 года, заполняя пробелы в ДНК наработками современного кинематографа, именно такое кино мы бы и получили.
Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 1

Для тех, кто ждет простого ответа на простой вопрос: фильм вышел проходным, но это случай проходняка работающего, справляющегося со своей задачей «быть тупым летним фильмом». В нем есть вкусные моменты, зрелищные и захватывающие, есть здоровая доля ностальгии по первому фильму, есть Крис Прэтт, который снова не подводит и выглядит тем самым стопроцентным альфа самцом, при этом не вызывающим отторжения, который и был нужен для этой роли.

Я советую сходить на фильм в кино (можно и на 2D сеанс). Если не слишком завышать планку ожиданий, вполне можно приятно провести время. Если же вам не очень интересна франшиза, и нет сильного зуда посмотреть немедленно что-то большое и громкое, то «Мир Юрского периода» вполне можно пропустить.

Голливуд отказывается признавать простой факт – есть истории, которые нельзя продолжить

Этот фильм не назовешь ни талантливым, ни прорывным, ни осмысленным. Писали, снимали и продюсировали ее уже совсем другие люди, не имевшие отношения к оригинальной трилогии. Актерский состав тоже сменился полностью. Неудивительно – с выхода третьей части прошло 14 лет. Имя Спилберга все еще стоит в списках продюсеров, но это обычная Голливудская формальность. Его вовлеченность ограничилась одобрением сценария и изобретением гиросферы, на которой катаются посетители парка.

Удалось ли «свежей крови» возродить [очевидная шутка про вымирание] франшизу? И да, и нет.

В «Мире Юрского периода» есть три ключевых хода. Первое – парк наконец-то открыли. В оригинальной трилогии ему так и не суждено было принять те толпы туристов, для которых он был построен.

Второе – мы получаем первого гибридного динозавра, которого изобрели люди, а не природа.

Третье – мы впервые видим приручение хищных динозавров, теперь они есть и на нашей стороне.

К сожалению, из трех этих идей не выстрелила ни одна. Открытие парка якобы повышает ставки, предоставляя двадцать тысяч двуногих единиц корма для динозавров. Но у фильма не получается заставить нас переживать за этих праздных обалдуев, уткнувшихся в свои девайсы. Когда их начинают поджирать, ужаса или жалости не чувствуешь. Больше жалко даже тех грызунов, чьими трупиками Прэтт в начале кормит рапторов, и свинку, которую они проглатывают еще в трейлере.

Да, Прэтт опять с грызуном в руке, но на это раз он в него не поет.

Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 2

В общем, если бы парк не открыли, и наши герои бегали бы от хищников одни, как в предыдущих фильмах, ничего бы сильно не поменялось. Возможно, это бы сконцентрировало наше внимание и сочувствие на героях, и мы бы боялись только сильнее. Вывод прост – мало добавить в фильм толпу потенциальных жертв, нужно приложить немалые усилия, чтобы зритель переживал за массовку, и чтобы она хоть как-то оправдывала свое присутствие в фильме.

Прирученные рапторы вышли очень невнятно. Чтобы они не потеряли своего устрашающего обаяния, их оставили недоприрученными, но из-за этого сама фишка с дрессировкой не срабатывает. Получается, что это все те же дикие и опасные твари, которые иногда слушаются Прэтта, а иногда пытаются всех сожрать, включая своего наставника. Ни туда, ни сюда.

У них был шанс создать для роли гибрида нечто абсолютно дикое, способное заставить самого Гигера икать от ужаса

Возникает ощущение, что так это все и придумывалось – дрессировку рапторов вставили ради вау-момента с Прэттом на мотоцикле, ведущем стаю на охоту. Для трейлера, по сути. И еще, возможно, для пары вкусных сцен в фильме – а то, что в целом эта линия ничего не дает сюжету и не особо дружит со здравым смыслом, уже никого не волновало.

Рапторов пытаются использовать для охоты на сбежавшую гибридную тварь – это было известно еще из трейлера. Причем, это рассматривается как супер-идея. Не знаю, почему никто не задумался о том, что рапторы ничего не смогут сделать этой огромной зверюге, а также о том, что они могут не захотеть драться с ней, даже искать ее – могут просто не понять команды. С чего все так твердо верили, что они не убегут в лес, как только их выпустят, или не кинутся на людей – неясно.

Это самый яркий пример прогибания сюжета под нужды сценаристов. Да, это тупо и бессмысленно, но нам нужны вот такие сцены, и поэтому герои будут вести себя как идиоты. Вполне в традиции блокбастеров.

Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 3

Что же касается гибрида, все вышло совсем странно. Трейлер намекал на то, что тварь будет реально умной, и даже, похоже, сможет как-то общаться с другими динозаврами, организовывать их.

В итоге все это оказалось фейком. Никакого общения динозавров тут нет, да и сама тварь проявляет свой ум только в начале, при побеге, ровно в двух вещах. Дальше все просто: ломимся, кусаем, жрем. Ничего неожиданного или действительно хитрого она не сделала.

Дизайн внешнего вида гибрида меня, мягко говоря, не впечатлил. У них был шанс создать нечто абсолютно дикое, способное заставить самого Гигера, земля ему пухом, икать от ужаса. Вместо этого Ти-рекса в роли главного хищника заменили… тем же Ти-рексом, только булимично худым и с широкоохватной крокодильей пастью.

В этом, наверное, самый эпичный факап фильма – так просрать свой главный козырь надо уметь. Сделать нового динозавра минимально отличающегося от старых – стоило ли огород городить? С тем же успехом эту тварь можно было бы выдать за реально существовавшего динозавра и большинство зрителей даже не задумалось бы о подвохе. В общем, сделать «по-настоящему нового динозавра» не вышло.

Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 4

Кто-то, наверное, увидит в этом свой плюс – динозавр действительно получился правдоподобным, из-за того, что дизайнеры не стали увлекаться (стараться?). В этой неоригинальности есть своя фишка, очарование лаконичности, подкупающее своей приземленностью. Но невозможно не думать о том, что на месте этой фитнесс-ящерицы мог быть новый ксеноморф. А если бы сценаристы еще подкрепили успех дизайнеров и сделали бы тварь умной и хитрой, как обещали, мы могли и впрямь получить шедевр, способный посягнуть на успех первой картины. Но увы, не судьба.

Вряд ли кто-то станет ставить фигурку этого персонажа Прэтта себе на стол, вряд ли вы запомните даже его имя

За одно я им благодарен – в диалоге проскочила фраза о том, что гибрид был очевидным следующим шагом, учитывая, что и оригинальные динозавры парка не аутентичны, а отчасти додуманы (помним про ДНК лягушки из первого фильма). Эта фраза укрепляет лазейку, объясняющую почему велоцирапторы, которые в реальности едва доставали в холке до колена человеку, стали огромными, а идея о том, что многие динозавры, включая ти-рэкса, вообще-то были покрыты не чешуей, а перьями, никак не повлияла на вид динозавров парка. Ясно, что убегать от десятиметрового петуха было бы не так страшно.

Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 5
Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 6

Персонажи

Что у нас остается за вычетом туповатого гибрида, недоприрученных рапторов и туристов, на которых нам плевать? По сути, ничего.

Все персонажи, кроме Прэтта, лишены какой-либо харизмы и глубины. Дети и вовсе откровенно бесят. Им написали на редкость тупые диалоги, от которых хочется биться лбом о спинные пластины стегозавра. Личностью они тоже не обременены. Один – нерд, который реально прется от динозавров, а второй парень, повзрослее, пялится на хихикающих сверстниц, несмотря на оставленную дома девушку.

Помните этого мальчика, поразившего всех в «Железном человеке 3» тем, что почти не бесил. Ну, эту медаль он может смело выкидывать в окно. Здесь он раздражает до красной сыпи, как песок – Энакина Скайуокера.

Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 7

Вообще я задумался над тем, чтобы начать новое движение – против притеснения детей в кино. Столько народу жалуется на объективизацию женщин, сексизм, нехватку негров и геев, но никто почему-то не берется защищать интересы самого угнетенного Голливудом меньшинства – детей.

Почему в кино они всегда такие тупые и раздражающие? Почему никто не может написать по-настоящему интересного и умного ребенка? Ну, кроме «Гарри Поттера» и пары других исключений, о которых вы напомните мне в комментах. В большинстве своем дети в кино – это катастрофа, вызывающая у зрителя стыд за то, что он когда-то тоже был ребенком.

Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 8

Главный женский персонаж вышел сносным, у нее даже есть пара интересных черт, но в общем и целом, она совершенно не запоминается. О второстепенных героях говорить вообще нечего – у них, дай бог, наберется одна черта на всех – вскладчину.

Есть еще герой Винсента Д’Онофрио, который великолепно сыграл Амбала в первом сезоне нового «Сорвиголовы». Здесь он умудрится взбесить вас до зубовного скрежета своей абсолютно мультяшной невменяемостью.

Что же касается героя Прэтта – он хорош, но все же Питер Квилл получился у Криса куда интереснее и, симпатичнее. Здесь же мы имеем просто симпатичного главного героя, с которым приятно переживать эту историю. Но не более того. Вряд ли кто-то станет ставить фигурку этого персонажа себе на стол, вряд ли вы запомните даже его имя. Я вот, к примеру, его не помню.

Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 9

Магия первого фильма

Голливуд отказывается признавать простой факт – есть истории, которые нельзя продолжить. Не потому что все умерли, или нельзя придумать некий крутой поворот оригинальной идеи, а потому что сюжет изначального произведения был вещью в себе, ценной именно в контексте самой себя. Не персонажами, не любопытными технологиями или концептами вроде световых мечей или роботов-убийц, не фантастическими местами вроде Страны Чудес или Изумрудного города, а именно оригинальной историей, к которой уже нечего прибавлять.

Идеальный пример такой истории – «Хранители». Да, издательство DС Comics выпустило серию приквелов про героев оригинального графического романа, но большого ажиотажа они не вызвали. Пусть мы обожаем Роршаха, Доктора Манхеттена и Комедианта, Ночную Сову, Озимандиса и Шелкового Призрака, но эти герои и этот странный мир, в которым Никсон остался президентом, а Холодная Война была на грани перехода в войну ядерную, были придуманы конкретно для этой многогранной истории, и в любом другом сюжете они будут смотреться слабее. Нож для резки сыра всегда лучшего всего будет резать сыр.

Невероятное уже свершилось, динозавры ожили и снова бродят по Земле, все остальное меркнет по сравнению с вау-эффектом этого поворота

Я уже писал об этом в рецензии на «Мстителей» – зачастую оригинал обладает чем-то, что уже не повторить и не переплюнуть никакому сиквелу. Ключевое событие этого мира уже произошло, можно рассказать сотню новых интересных истории про этот мир, но ничто не затмит этот момент. Такие разные Мстители, пришедшие каждый из своей франшизы, впервые собрались вместе на экране – можно делать сиквелы и приквелы, повышать ставки, угрожать уничтожить вселенную, но ничто из этого не переплюнет магию первого знакомства героев.

Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 10

Именно поэтому еще больше сиквелов Голливуд любит ребуты, в которые обязательно вставляет всем знакомую ориджин стори. Как ни крути, ключевой момент легенды любого супергероя – это момент преображения. Каким он был до этого, как изменился, как учился жить с новыми способностями и стал на путь героя.

Можно сочинить множество отличных арок про борьбу с разными суперзлодеями, но уникальной и ключевой для персонажа все равно останется только одна – его ориджин стори. Ребуты позволяют снова показать ее на экране, и ценность этого элемента сильно повышает ценность всей картины.

Когда фильму нечем растрогать, зацепить, влюбить в себя – возникает чувство обманутости, как от секса, после которого тебе не перезвонили

Для истории героев ключевой момент – преображение, для командных фильмов – конечно, момент знакомства, для Юрской франшизы ключевым моментом всегда было знакомство с островом. Именно эффект свершившегося чуда сделал первый фильм рекордным хитом. Те самые кадры с вертолетом, на котором мы вместе с героями прибываем на остров под музыку Джона Уильямса, когда впервые видим брахиозавров. Учитывая, что этот фильм в свое время показал еще и невиданный ранее уровень компьютерной графики, вау-эффект от этих сцен просто зашкаливал.

По той же причине сиквелам «Аватара» никогда не собрать столько же, сколько оригиналу. Этот фильм вводил зрителя не столько в мир Пандоры, сколько в мир прорывного тридэ. Так как сиквелы не будут иметь преимущества революционной технологии, они уже не смогут вызвать такой ажиотаж.

Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 11

Сейчас мы давно привыкли как к качественным спецэффектам, так и к любым безумным тварям на экране. После «Тихоокеанского рубежа» все эти динозавры кажутся почти скучными. Франшизе просто нечем нас удивлять, кроме разве что самого факта того, что в ней появилась новая часть. В этом плане тот факт, что ученым пришлось создать новый вид динозавра, только чтобы удержать внимание заскучавшей аудитории, является прозрачным намеком на судьбу самой франшизы. Им пришлось выдумать этот гибрид и дрессированных рапторов только для того, чтобы кинозрители задумались о возвращении в Юрский Парк.

Иными словами, любые продолжения оригинального фильма были обречены если не на провал, то на прозябание в тени первой части. Невероятное уже свершилось, динозавры ожили и снова бродят по Земле, все остальное меркнет по сравнению с вау-эффектом этого поворота.

В большинстве случаев сиквелы – инструмент выдаивания прибыли с хита и ничего больше. Именно поэтому там так мало оригинальных идей – они могут помешать, сбить настройки. Нужно просто повторять все, что было в оригинале и вбросить несколько псевдообновлений, ничего на самом деле не меняющих. Все понимают, что такие сиквелы никогда не превзойдут оригинал, но они могут при этом заработать больше денег – мы видели это на примере тех же «Трансформеров».

Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 12

Да, есть способы спастись от этого проклятья. Для этого нужно создать нечто самоценное, что может дать не меньше эмоций, чем оригинальная задумка. Джордж Миллер, например, не побоялся шагнуть в сторону и создать в «Дороге Ярости» абсолютно отдельную историю, где Макс даже не главный персонаж. Тем самым он возродил свою франшизу, но таких талантливых смельчаков – один на миллион.

Спилберг же даже не стал сам пытаться снять четвертую часть своего Юрского наследия. Возможно, четвертый «Индиана» отбил у него охоту пробовать. Теперь он просто позволяет другим людям продолжать свои истории, понимая, что эти попытки все равно обречены на провал. По его «Особому мнению», как вы помните, скоро выйдет сериал, и трейлер не внушает никаких особых надежд.

Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 13

Итог

«Годзилла» 1998 года откровенно пыталась быть «Парком Юрского периода», учитывая редизайн самого монстра в стиле ти-рекса и того, что она разродилась морем рапторов. «Мир Юрского периода» столь же откровенно пытается быть Годзиллой.

Обычно в центре истории Юрской франшизы было выживание и спасательные операции в мире доисторических хищников, здесь же в центре сюжета – охота на одного монстра. Остальные динозавры выступают исключительно в роли фона. К сожалению, охоту эту интересной не назовешь, так как ни тварь, ни люди не пытаются придумать что-то реально умное и сложное, а просто прут напролом.

Самое печальное, что нет уже ни восторга от динозавров и целого затерянного мира, вытащенного из далекого прошлого, нет саспенса и ощущения неотвратимой гибели, нет переживания за героев, нет мурашек по коже. Есть неплохие сцены с динозаврами, на которые любопытно будет взглянуть в кино, но засматривать этот фильм до дыр вряд ли будет кто-то кроме киношников, пытающихся понять, что же они сделали не так.

Рецензия на «Мир Юрского периода» - фото 14

Эта рецензия снова может сбить кого-то с толку из-за того, что я вроде советую фильм, а потом начинаю разносить его на куски. Это противоречие решается очень просто – я понимаю, что к летним фильмам свои требования и если лента более-менее сносная и способна дать что-то, во что можно без скуки пялиться два часа, ее можно советовать. Я уверен, что многие получат удовольствие от картины.

Но потом мне нужно рассказать о своих впечатлениях подробнее, и тут становится очевидна одна вещь: я терпеть не могу бездушный проходняк. Халтуру, упущенные возможности, творческую трусость. Когда фильму нечем растрогать, зацепить, влюбить в себя – возникает чувство обманутости, как от секса, после которого тебе не перезвонили. Именно поэтому я и ухожу в разнос. Когда же в фильме отчетливо виден талант или хотя бы искренние попытки молвить человечье слово, способное раскрыться в голове зрителя, ленте можно простить очень многое. У «Мира Юрского периода» нет этого защитного слоя из таланта, эмоций и человечности, поэтому сочувствия к нему не больше, чем к туристам, которых там понемногу едят.

Комментарии 97
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Дима Мариарти
Дима Мариарти
Только вдумайтесь. Динозавр мутант смылся из клетки, рычит и клюёт людей и травоядных. Люди ничего умнее не придумали, как натравить на него четырёх "приручённых" велоцераптеров, при условии, что в парке больше 20к гостей. Через пять минут велоцераптеры в коопе начинают жрать спецназ... в целом по всё действо больше похоже на операцию лемингов. Если честно, в динозавров с лазерами из глаз из того же Kung Fury поверить на много проще. Всё очень плохо