Рецензия на мини-сериал «Противостояние». Слишком маленькая форма для большого содержания
Экранизация произведений Стивена Кинга – дело тяжелое и неблагодарное. Особенно когда речь идет о крупнейшем романе в его библиографии. В «Противостоянии» писатель был особенно дотошным, многословным и богатым на разные мысли и темы, которые он вовсю исследовал больше чем на тысяче страниц.
Зрители, знакомые с романом, без труда скажут: это история не об апокалипсисе. Она о людях, долгих разговорах и крайне медленной, нудной и выматывающей борьбе Добра и Зла за человеческие души.
К сожалению, сериал в полной мере не рассказывает ни об апокалипсисе, ни о борьбе за души. При этом «Противостояние» сложно назвать плохо сделанным – просто попытка уместить большое произведение в девять эпизодов вышла не такой успешной.
Как мы уже упоминали в обзоре на первые серии, в мини-сериале собрался очень хороший актерский ансамбль. Особенно это чувствуется, когда начинают показывать адоподобный Лас-Вегас. До этого сложно было поверить, что Нат Вульф (который был отвратителен в «Тетради смерти») и Кэтрин Макнамара (которая была невыносима в «Сумеречных охотниках») будут такой потрясающей экранной парочкой.
И вообще, на эпизодических персонажей в огромном казино Инферно, где живет главгад Рэндалл Флегг, смотреть приятно. К актерской игре там нет претензий, особенно в отношении Мусорного Бака (Эзра Миллер) или Крысы (Фиона Дуриф из «Дирка Джентли»), которая в книге была Крысом.
Правда, декорации местного Ада оставляют желать лучшего – в некоторых сценах хочется попросить создателей сериала засесть за изучение «Безумного Макса: Дороги ярости» и слегка пересмотреть свои решения.
Сторона добра получилась канонично скучноватой, но славной. Решение кастнуть на Ларри темнокожего актера качественно никак на персонажа не повлияло: Джован Адепо прекрасно справился с ролью. Особенно на фоне простого, как буханка хлеба, Джеймса Мардсена.
Единственный огромный провал кастинга – это Надин Кросс. Можно попытаться не обижать Эмбер Херд и не сомневаться в ее способностях, но роль ей все-таки не подходит: она не похожа на героиню ни по описанию, ни по энергетике. Поэтому одна из самых мистических и красивых историй о девочке, с юности избранной невестой Дьявола, оказалась в полном пролете.
Стивен Кинг очень любит писать антагонистов, и к Флеггу у него особые чувства. У Александра Скарсгарда были все задатки быть очень ярким злодеем – это видно и по «Большой маленькой лжи», и даже по старенькой «Настоящей крови». Но Флегг в «Противостоянии» стал очень наглядным примером того, что девяти эпизодов было недостаточно.
Главного злодея, картинного, эффектного, с тяжелым техасским акцентом и бешеной энергетикой, в сериале банально мало. Мало в видениях персонажей, мало в Инферно, мало в плане действий в сюжете.
Даже финальный плот-твист, переделанный с одобрения Кинга, преуменьшает значение Флегга. Зачем это было сделано, сказать сложно; есть полное ощущение, что у нас отняли и замечательную актерскую игру, и кусочек морали сей басни.
Та же проблема есть и у других героев: в большинстве случаев зрители банально не видят их развитие. Где-то мешает маленькое экранное время, где-то – стертые сюжетные линии, как у Ларри. Ветка шпионов в Лас-Вегасе в книге занимала куда больше страниц, а на экране получилась совсем скомканной и несколько бессмысленной. И градус насилия в теле-адаптации заметно снизили: в постапокалипсисе совокупляются на каждом шагу, а вот убивают чинно и благородно.
Честно говоря, из всех историй в сериале лучше, цельнее, честнее всего вышла история Гарольда. Оуэн Тиг отлично вызывает смешанные чувства между жалостью и отвращением, а зрители с самого начала следуют за его мыслями и желаниями. Он понятен с первого до последнего появления, и его грустная судьба вызывает больше эмоционального отклика, чем все остальные события в сериале.
Учитывая, что речь идет об обиженном жизнью инцеле, который буквально радовался тому, что все вокруг него умирали, сочувствие к нему вызывает по меньшей мере странные ощущения. И все-таки именно Гарольд здесь перетягивает на себя внимание; возможно, сценаристы просто хотели особенно выделить местный аватар Кинга.
Беда «Противостояния» в том, что сериал старался следовать за книгой. Пусть не в точности, но довольно скрупулезно. Стивен Кинг явно много рулил процессом, а сценарий к последней, девятой серии вообще был написан им с нуля. И этот сценарий был, пожалуй, единственным хорошим изменением во всем сериале – он добавил хоть немного послевкусия и смысла всей истории (и приятно завершил линию Френни и Стю).
В остальном переписывания и сокращения кажутся если не вредными, то бесполезными. Например, перенос событий в современность не влияет на происходящее. Нам показывают современную систему безопасности у Гарольда в подвале – но с таким же успехом его планы могли вычислить (и вычислили же) по его рукописям. Камеры нужны только для того, чтобы сделать кивок в сторону технологий, но в сюжете и сеттинге они ничего не меняют.
Стивен Кинг когда-то рассказал, что при продумывании романа вдохновлялся «Властелином колец». Но на экран атмосфера переделанного Средиземья абсолютно не транслируется. Особенно явно это чувствуется, когда комитет «Свободной зоны» тратит чуть больше половины серии, чтобы дойти до Лас-Вегаса.
Просто представьте, что путь Братства кольца до Мордора уместился в короткий монтаж из пейзажей по дороге, а герои всего разочек наткнулись на назгулов. Весь сериал чувствуется таким несправедливым сокращением.
Мнение «книга была лучше» давно кажется банальным и само собой разумеющимся. В случае с «Противостоянием» можно сказать, что создатели шоу действительно старались сделать экранизацию точной и неплохой. Проблема в том, что формат девяти серий явно заставил их пожертвовать слишком многим, что делало книгу интересной.
Одна и та же ситуация из раза в раз повторяется с произведениями Кинга. И вполне возможно, что эксперимент в духе «Сияния» все-таки нужен этому миру больше, чем точные экранизации.